Найти в Дзене
История культуры СССР

Алексей Толстой. Сомнительные шутки "красного графа"

Бытует мнение, что самым крупным шутником Всея Руси был композитор Никита Богословский. Возможно. Но сегодня вы узнаете о масштабном конкуренте композитора. Я про писателя Алексея Толстого.  Дело в том, что в 30-ые годы XX столетия невероятную популярность приобрел драматург Дмитрий Алексеевич Щеглов (1896-1963). Его пьесы ставили тогда повсеместно. От Ленинграда до Владивостока. Вот их названия: "Переплав", "Побег", "Клятва". Чувствуете энергию Революции? Другие писатели чувствовали как рубли утекают в карман Щеглова. Зависть обычное дело в их среде. Вот и решили они дорого-красиво подшутить над популярным драматургом. А кто они? Их было трое. Поэт Николай Стенич, историк Яков Давидович и Алексей Толстой. За деньги наняли человека, который позвонил Щеглову и сообщил о завещании Максима Горького. По этому завещанию открывался музей современной литературы. В нем отдел драматургии, а в отделе стенд драматурга Щеглова. Доминантой персональной экспозиции должен стать бронзовый бюст героя.

Бытует мнение, что самым крупным шутником Всея Руси был композитор Никита Богословский. Возможно. Но сегодня вы узнаете о масштабном конкуренте композитора. Я про писателя Алексея Толстого. 

Дело в том, что в 30-ые годы XX столетия невероятную популярность приобрел драматург Дмитрий Алексеевич Щеглов (1896-1963). Его пьесы ставили тогда повсеместно. От Ленинграда до Владивостока.

Дмитрий Щеглов / Алексей Толстой
Дмитрий Щеглов / Алексей Толстой

Вот их названия: "Переплав", "Побег", "Клятва". Чувствуете энергию Революции? Другие писатели чувствовали как рубли утекают в карман Щеглова. Зависть обычное дело в их среде. Вот и решили они дорого-красиво подшутить над популярным драматургом. А кто они? Их было трое. Поэт Николай Стенич, историк Яков Давидович и Алексей Толстой. За деньги наняли человека, который позвонил Щеглову и сообщил о завещании Максима Горького. По этому завещанию открывался музей современной литературы. В нем отдел драматургии, а в отделе стенд драматурга Щеглова. Доминантой персональной экспозиции должен стать бронзовый бюст героя. Разумеется, Дмитрий Алексеевич может сам выбрать скульптора и не скупиться с оплатой. Нужно взять только расписку с автора. Далее, через три месяца мы вам перезвоним, вернем деньги, а бюст заберем в Москву.

Щеглов почему-то информацию не проверил и заказал бюст Вере Мухиной, автору "Рабочий и колхозница". Самой популярной на тот момент воительницы. Конечно и цены у нее были как у самой популярной.

Проходит три месяца. Бюст готов. И ему снова звонят "из Москвы". Тот же голос просит доставить изделие вместе с другими экспонатами, через 2 дня, к поезду "Красная стрела". У вагона N11 его будут ждать. Надо особо отметить, что номер вагона был назван неслучайно. Он останавливался напротив вокзального ресторана. Надо же было и с комфортом и под шампанское отметить событие, сами понимаете, читатели.

И вот настал час Х. На платформе появляется Щеглов, за ним носильщик с телегой. На телеге бюст, укатанный в одеяло. Драматург подходит к проводнику одиннадцатого вагона и спрашивает, где представители литературного музея. Тот разводит руками. Пауза... И вот только тут Щеглов понял, что его жестоко разыграли. А в этот момент, под хохот зрителей, открывалась бутылка шампанского.

Кто-то из самых любознательных читателей может спросить - какова дальнейшая судьба бюста? Говорят, с началом войны Дмитрий Щеглов устроил его в музей, а сам уехал в Ташкент. Бюст, по слухам, до сих пор выставляется в музее как "Неизвестный" работы Веры Мухиной.

Вам не кажется, читатели, что Богословский всего лишь ученик Алексея Толстого?

Статьи по теме: