Найти в Дзене
Грибной дождь

Первый поход за весенними грибами. Как я решилась на эту авантюру, и как познакомилась со сморчковой шапочкой.

Впервые я открыла для себя весенние грибы совсем недавно - весной 2023 года. Несмотря на очевидное неравнодушие к сбору грибов, мыслей отправиться за ними весной никогда ранее не возникало. Разумеется я слышала об их существовании, но знания были настолько скудными, что сводились практически к нулю - ни как выглядят, ни где растут я понятия не имела. Зато я хорошо знала, что весной просыпаются клещи и змеи, и поход в весенний лес мероприятие, прямо скажем, небезопасное. Возможно поэтому эта тема меня и не интересовала. А ещё никто в моем окружении таких грибов не собирал и о них не рассказывал, что тоже в какой-то мере обьясняет этот пробел в знаниях. Но осенью 2022 года после фантастического урожая рыжиков, когда засоленная партия уже лежала под гнетом в кадушках, а последняя сковорода жареных в сметане рыжиков была съедена, когда постепенно их образ перестал стоять перед глазами и сниться (такое происходит после многочасовой переработки), словом, когда прошла эйфория, я обнаружила

Впервые я открыла для себя весенние грибы совсем недавно - весной 2023 года. Несмотря на очевидное неравнодушие к сбору грибов, мыслей отправиться за ними весной никогда ранее не возникало. Разумеется я слышала об их существовании, но знания были настолько скудными, что сводились практически к нулю - ни как выглядят, ни где растут я понятия не имела. Зато я хорошо знала, что весной просыпаются клещи и змеи, и поход в весенний лес мероприятие, прямо скажем, небезопасное. Возможно поэтому эта тема меня и не интересовала. А ещё никто в моем окружении таких грибов не собирал и о них не рассказывал, что тоже в какой-то мере обьясняет этот пробел в знаниях.

Коварный весенний лес, полный опасностей.
Коварный весенний лес, полный опасностей.

Но осенью 2022 года после фантастического урожая рыжиков, когда засоленная партия уже лежала под гнетом в кадушках, а последняя сковорода жареных в сметане рыжиков была съедена, когда постепенно их образ перестал стоять перед глазами и сниться (такое происходит после многочасовой переработки), словом, когда прошла эйфория, я обнаружила себя в состоянии опустошения: «Как же так, неужели все? Теперь что, только через год? О нет!!!» И я оплакивала окончившийся сезон слезами одновременной радости и горечи, примерно, как на Московской олимпиаде трибуны оплакивали улетающего в небо Мишку. 

Те самые рыжики, которые не раз будут сниться…
Те самые рыжики, которые не раз будут сниться…

Но слезами горю не помочь, и я стала думать, как можно сократить этот чудовищный временной промежуток до нового сезона. Среди безумных и труднореализуемых идей вдруг отыскалась мысль: «А что там с весенними грибами?». Я начала шерстить интернет на эту тему. Информация, которую я жадно поглощала статья за статьей, видео за видео, привела меня в восторг и недоумение, как могла я раньше не озадачиться этим вопросом, и почему так незаслуженно эта тема от меня ускользнула? Я заочно влюбилась в эти незнакомые мне доселе диковиные грибы, и не осталось ни малейшего сомнения, что за ними надо ехать, невзирая на клещей, змей и прочие препятствия. И с осознанием, что грибная перспектива уже не так мучительно далека, я смогла просуществовать до апреля.

Главное в грибном хобби - пережить зиму. И помогут в этом мысли о весенних грибах.
Главное в грибном хобби - пережить зиму. И помогут в этом мысли о весенних грибах.

И вот наступил апрель 2023 года. Ночные заморозки закончились, дневные температуры достигли 15-17 градусов, листва ещё не распустилась и давала солнцу хорошенько прогревать почву, а значит, согласно изученной мною матчасти, самое время! 22 числа мы отправились в место с подходящим биотопом - приятный осиново-березовый лес в самом расцвете сил, с небольшой примесью сосны по кромке.

Первый гриб был найден, как только моя нога ступила в лесной массив. Я не ожидала такого стремительного развития событий, но либо сработал принцип «новичкам везёт», либо я так основательно подготовилась, но и время поездки, и локация были выбраны максимально точно. Я без труда идентифицировала находку как сморчковую шапочку, и стоя на краю леса, держа в руках свой первый весенний гриб, я сияла от радости и гордости не меньше, чем апрельское солнце.

Шапочка сморчковая, или шапочка богемская в лучах весеннего солнца.
Шапочка сморчковая, или шапочка богемская в лучах весеннего солнца.

Когда эмоции улеглись, я устремилась дальше, вглубь леса. Первые минуты поисков были пустыми, даже успела проскочить тревожная мысль, как бы этот гриб не оказался единственным. Но вскоре мне удалось разглядеть ещё одну торчащую из-под листвы вершинку, и я смекнула, что попросту их не замечаю! Не так ищу! Грибы только начинали пробивать корочку из прошлогодней листвы, и на поверхности виднелись лишь макушки. Этакие айсберги, у которых лишь 10% объёма находятся над водой, в нашем случае - над листвой. Чтобы их заметить, необходимо было буквально сканировать почву, как это делают киборги в фантастических фильмах, фокусируясь на цвет, который у шапочки более светлый, более рыжеватый, чем серая листва.

«Айсберг» весеннего леса.
«Айсберг» весеннего леса.

Чем больше я их находила, тем больше постигала особенность их поисков. Так, например, опытным путём стало ясно, что когда садишься на корточки, чтобы срезать гриб, начинаешь замечать грибы по соседству, и чем дольше сидишь, тем больше замечаешь! Отсюда же вытекала и ещё одна характерная особенность - как правило они растут группами, если нашёл одну - оглядись хорошенько, почти наверняка рядом будут и другие!

Поверхностная грибная плотность - 4 шапочки на квадратный метр.
Поверхностная грибная плотность - 4 шапочки на квадратный метр.

Следующим золотым правилом, открытым в процессе сбора, стало в обязательном порядке заглядывать под шляпку, потому что я словила несколько предынфарктных состояний от внезапно выскакивающей из-под складок неопознанной чёрной многоножковой живности. 

Улитки тоже случаются.
Улитки тоже случаются.

Охота была увлекательной. Шапочки вели себя абсолютно непредсказуемо. Кроме тех, что едва проклевывались сквозь лиственную корку, стали попадаться и принципиально другие по характеру - гордо красующиеся на высоких ножках. Но что объединяло их всех, так это то, что всякий раз находки были внезапными. Я пыталась приноровиться и уловить хоть какую-то логику в их расселении по лесу, но они каждый раз меня ошеломляли.

«Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся.»
«Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся.»

Этим весенний сбор заметно отличался от, например, сбора рыжиков, поиск которых хоть и не менее увлекателен, но все же более предсказуем - если уж они стали встречаться, то можно хотя бы заприметить перспективное местечко и обследовать его, и часто небезрезультатно. С шапочками же такой номер не работал. Как бы я ни пыталась предполагать их местонахождение - бесполезно! Они появлялись на моем пути спонтанно и только там, где им вздумается. Поэтому оставалось только покориться этим своенравным грибам и методично продолжать сканирование.

Сканирование завершено. Грибы не обнаружены.
Сканирование завершено. Грибы не обнаружены.

Примечательно, что кроме сморчковой шапочки никаких других видов в этом лесу найдено не было, хотя он по описанию вполне подходил и для сморчков. За пару часов неспешных поисков было собрано совсем немного - половина 5-литрового ведерка. Объём же полученного удовольствия - не измерим!

Измеримый объём неизмеримого удовольствия.
Измеримый объём неизмеримого удовольствия.

Свой первый собранный урожай я засушила, так как по советам экспертов этот способ самый предпочтительный для весенних грибов. 

Первая партия сушеной сморчковой шапочки.
Первая партия сушеной сморчковой шапочки.

В тот день весенний лес покорил мое сердце навсегда. Совсем прозрачный, с только-только начинающей распускаться листвой, без назойливых насекомых - ни мух, ни комаров, ни пауков. Тишина, прохлада и умиротворение, лишь никем нетронутая прошлогодняя листва хрустит под ногами, как чипсы. По ощущениям это была самая комфортная охота в моей жизни, и я не могла нарадоваться, что совершила для себя такое открытие.

Лесная дорога, по которой после зимы ещё не ступала нога человека.
Лесная дорога, по которой после зимы ещё не ступала нога человека.

Увы, без встречи с клещами не обошлось, но я морально была к этому готова, и регулярно себя осматривала. Пожалуй, это единственный недостаток весеннего леса, который, впрочем, уже не сможет остановить от нового похода, если ты хоть раз нашёл весенний гриб.