Найти в Дзене
Главред Борисенко

НОВЫЕ ДЕТИ ФРАНЦИИ

Сегодня на улицах Парижа всё чаще можно встретить интеллигентных людей нового поколения. Они обладают хорошими манерами, образованны, со вкусом одеты, их одежда выглаженная и чистая. От них исходит приветливость и уверенность, а общение с ними проходит жизнерадостно и доставляет удовольствие, что является разительным контрастом с французами, вечно всего боящимися, хамоватыми, некультурными, высокомерными, вечно мятыми и явно не читавшими сказку Корнея Чуковского «Мойдодыр». Эти новые интеллигенты парижских улиц и предместьев, новые дети Франции – потомки иммигрантов, тех самых негров и арабов, которые ещё пятнадцать-двадцать лет назад вызывали лишь жалость и презрение. Франция приняла их, взрастила, а они, - пусть далеко не все, не будем преувеличивать,- сумели найти способ и интегрироваться в её среду, понять нрав этой страны и стать частью её современной эклектики. Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что эти самые иммигранты – гордость страны свобод, так как они смогли не потеря

Сегодня на улицах Парижа всё чаще можно встретить интеллигентных людей нового поколения. Они обладают хорошими манерами, образованны, со вкусом одеты, их одежда выглаженная и чистая. От них исходит приветливость и уверенность, а общение с ними проходит жизнерадостно и доставляет удовольствие, что является разительным контрастом с французами, вечно всего боящимися, хамоватыми, некультурными, высокомерными, вечно мятыми и явно не читавшими сказку Корнея Чуковского «Мойдодыр».

Париж. Фото автора
Париж. Фото автора

Эти новые интеллигенты парижских улиц и предместьев, новые дети Франции – потомки иммигрантов, тех самых негров и арабов, которые ещё пятнадцать-двадцать лет назад вызывали лишь жалость и презрение. Франция приняла их, взрастила, а они, - пусть далеко не все, не будем преувеличивать,- сумели найти способ и интегрироваться в её среду, понять нрав этой страны и стать частью её современной эклектики. Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что эти самые иммигранты – гордость страны свобод, так как они смогли не потерять собственной национальной идентичности, но сумели раскрыть в себе семя французской культуры, которое щедро разбрасывается Свыше через мощную энергетику великого культурного наследия, до которого остаткам самой французской нации, увы, уже нет никакого дела.

«Как же так получилось?» - этот вопрос витает, в частности, в моём русском сознании, которое отчаянно взывает к справедливости и гармонии окружающего мира. Ответ приходит сам собой. Он рождается на месте в самом парижском воздухе, особенно после непосредственного общения с новыми детьми Франции в той или иной обыденной ситуации. В Париже, если у вас проблемы, обязательно ищите иностранцев или иммигрантов. Крики и просьбы о помощи превращают французов в нервных, трепещущих существ, которые стараются моментально ретироваться. Новые же дети Франции обладают человечностью, качеством, которое стало архаичным в кругах нации, которая их приняла. И в силу того, что природа это всегда баланс одного и другого, слава Богу, что они есть и обитают в славном городе Париже.

Париж. Фото автора
Париж. Фото автора

Почему презренные жители африканских и мусульманских стран становятся сейчас новой культурной прослойкой общества? Франция уже давно позиционирует себя как страну, приветствующую иммигрантов. Как колониальная империя, которой она мнит себя по сей день, она имеет богатую и долгую историю колониальных отношений. Первая Мировая война (1914-1918), которую здесь принято называть La Grande Guerre (Великая война), с её катастрофическими результатами для Франции, обострила вопрос эмиграции. После Второй Мировой войны (1939-1945) 2 ноября 1945 года генерал де Голль организовал первое Национальное управление по вопросам эмиграции во Франции (l'Office national d'iimigration, l'ONI). Поначалу оно занималось привлечение работников из других стран, чтобы компенсировать экономические потери страны. В 1988 году l'ONI становится Управлением по вопросам международной эмиграции (L'Office des migrations internationales, l'OMI). Круг его функции и деятельности расширяется, а в 1990-х годах запускается программа социальной поддержки и интеграции иммигрантов во французскую среду (получение бесплатного жилья, работы и изучение французского языка). В 2009 году правительство Николя Саркози создаёт новую организацию Управление французской иммиграции и интеграции (l'Office de l'Immigration et de l'Intégration, l'OFII), которое получило новые полномочия и ввело специальное бесплатное обучение для иностранцев. Все эти действия постепенно приносят свои плоды. Новые дети Франции это новые баловни судьбы, обласканные страной свобод.

Париж. Фото автора
Париж. Фото автора

Система l’OFII крайне бюрократична, неповоротлива и всё делается бесконечно долго. Её часто сравнивают с нашими советскими администрациями и, действительно, многое похоже, за исключением возможности подарить бутылку коньяка, цветы или конфеты, чтобы «договориться» и ускорить ход административных дел. Взятки во французских администрациях исключены. При всех минусах l'OFII работает чётко. Если вы - иностранец и находитесь в стране легально, то рано или поздно вам позвонят, вас найдут и отправят на курсы интеграции. Это специальное обучение, которое длится всего четыре дня (по одному в неделю), с 9.00 утра до 18.00 вечера в одном из специальных центров. Суть обучения рассказать о ваших правах и свободах, о том, что можно, а что нельзя делать на территории Франции, слегка обогатить ваш культурный уровень кратким экскурсом в историю страны, а также снабдить ценнейшими сведениями о поиске работы и получении бесплатного профессионального образования.

Париж. Фото автора
Париж. Фото автора

Первые два дня уходят на обсуждение социальной системы (права, свободы, здравоохранение, образование в школе и получение бесплатного жилья). Третий день частично посвящён истории Франции в сжатом виде, а также рассказу о том, как правильно искать работу. В этот же день вам предстоит подписать контракт по интеграции в среду, который призывает к уважению всех прав и свобод Франции (Contrat d’engagement à respecter les principes de la République). Да, в нём есть указание на уважение свобод ЛГБТ и прочих либеральных радостей, но такой документ распространён в современной Франции на всех уровнях. Если вы захотите открыть предприятие или заняться какой-либо ещё деятельностью, вам тоже придётся его подписывать. Именно об этом документе так яростно высказался Патриарх Кирилл, устрашая тем, что вы станете одержимы бесами, если на него согласитесь. В реальности всё куда проще и кровью расписываться не нужно. В нашу интернет бытность очень много процессов компьютеризировано. Однако пока что программирование и кибернетика во Франции сильно хромают, отчего вам придётся потратить не один день и много нервов, чтобы зарегистрироваться на всех нужных государственных сайтах. После того как вы это осилите, можно смело откупоривать шампанское. Вы почти стали полноправным членом общества.

Париж. Фото автора
Париж. Фото автора

Четвёртый день, который по выбору может быть посвящён культуре Франции или работе, снабдит вас ценнейшими сведениями о всех важных организациях по поиску работы как в стране, так и в ЕС. Вы узнаете о Europass, специальном сайте, который расширяет ваши профессиональные возможности, а также о том, как получить бесплатное образование со стипендией, новую профессию и как организовать своё дело. Для иммигрантов во Франции сейчас зелёный свет по всем направлениям, но будем реалистичны. Потребуется терпение, настойчивость и активность, чтобы войти в круг новых детей Франции, который только-только начинает обретать свои социальные и культурные черты.

«А что же французы?», возможно, спросите вы. А французы пока ещё верят, что живут в эпоху Стендаля. Спрятанные за высокими заборами своих зоопарков 6-го, 7-го, 8-го и 16-го округов,[1] оторванные напрочь от реального мира в своих дорогущих квартирах свыше 1 000 000 евро с видом на Елисейские поля, они думают, что этнический портрет Франции такой же, как и на заре её колониальной эпохи. Они до сих пор считают себя колонизаторами, которым все и вся обязаны служить. Их сухие души уже не получают удовлетворения ни от сказочного богатства, ни от прекрасных видов на Париж. Их умами владеют, увы, не мысли о высоком и прекрасном. В них нет радости и человеколюбия. Они даже боятся солнца, вероятно, считая его похитителем накопленных финансов, прогнившей старинной мебели и столового серебра, доставшегося по наследству.

Париж. Фото автора
Париж. Фото автора

А между тем Париж за окном живёт и взывает к жизни. В нём пульсирует энергия, которая постепенно заменяет неживое живым. Этот город, такой разный и противоречивый, желает видеть счастливые лица, слышать смех и рассуждения о высокой культуре. Он приглашает к вдохновению, открытию и требует восстановления гармонии, так беспечно утерянной коренным населением. Новые дети Франции чувствуют это и движутся вслед за городом в новую французскую реальность.

Мария Олимпиева-Розеллини,

Париж, 18 ноября 2024

[1] самые престижные округа Парижа