Найти в Дзене
Paivin.life

Шип или липучка?

И вот опять разгорелся спор, что лучше. А лучшего просто нет. Для каждых условий свой оптимальный вариант. А я расскажу свои доводы, некоторые из которых совсем не очевидные в пользу своего выбора. А опыт у меня имеется в данном вопросе. Для начала стоит понимать, что существует 5 типов дорожной резины. Летняя, всесезонная, европейская зима, скандинавская зима (она же липучка) и шипованная. На сухом или мокром асфальте эти резины ведут себя схожем образом. Зимние представители конечно немного проигрывают летней резине. Но если посмотреть в таблицы, то это пару метров при торможении и доли секунды на разгоне. Не критичные отклонения. На снегу преимущество зимней резины ощущается, но еще не столь огромная разница. Важную роль играет состояние снега и покрытия под ним. И рисунок самих покрышек.
А вот на льду не дай Бог вам оказаться на летней, всесезонной или европейской зимней резине. Эффективность может различаться в разы. А тормозной путь сотнями метров.
Теперь давайте разберемся

И вот опять разгорелся спор, что лучше. А лучшего просто нет. Для каждых условий свой оптимальный вариант. А я расскажу свои доводы, некоторые из которых совсем не очевидные в пользу своего выбора. А опыт у меня имеется в данном вопросе.

Для начала стоит понимать, что существует 5 типов дорожной резины. Летняя, всесезонная, европейская зима, скандинавская зима (она же липучка) и шипованная. На сухом или мокром асфальте эти резины ведут себя схожем образом. Зимние представители конечно немного проигрывают летней резине. Но если посмотреть в таблицы, то это пару метров при торможении и доли секунды на разгоне. Не критичные отклонения.

На снегу преимущество зимней резины ощущается, но еще не столь огромная разница. Важную роль играет состояние снега и покрытия под ним. И рисунок самих покрышек.

А вот на льду не дай Бог вам оказаться на летней, всесезонной или европейской зимней резине. Эффективность может различаться в разы. А тормозной путь сотнями метров.

Теперь давайте разберемся с тем как работают покрышки на льду, раз это наиболее опасная ситуация и тут критически важно не ошибиться с выбором.

-2

Шипованная резина царапает лед, как гвоздь на рояле царапает лак. И чем мягче лед, тем шип лучше за него цепляется. Соответственно чем холоднее на улице, тем шип менее эффективнее.

-3

У фрикционной резины (липучки) эффект достигается за счет использования шершавости покрытия льда. Как резиновый брусок цепляется за наждачку. Чем холоднее лед, тем лучше цепляется резина за него. Однако есть нюанс. Теплый лед, при контакте с покрышкой создает прослойку воды чем сильно снижает сцепные свойства. Слой воды на льду еще сильнее усугубляет ситуацию. Да и весенне солнышко даже в сильные морозы подтапливает лед, делая поверхность более гладкой.

-4

Если подвести промежуточный итог, то на теплом льду, а производители эту грань озвучивают в -15 градусов, справляются с задачей лучше шипованные покрышки. В суровых условиях более эффективны фрикционные. Однако даже в сильный мороз в солнечную погоду весы могут качнуться в сторону шипов.

Еще сильным козырем для липучек является их относительная тишина по сравнению с шипованной резиной. Что для многих наверное является ключевым фактором.

Однако не все так просто. Условия в которых нам приходится ездить весьма разнообразные. Например стоит обратить внимание на водоотводящие способности покрышки. В осенне-зимне-весенний период на дороге много воды, луж и даже снежной каши. Шипованные покрышки как правило имеют рисунок с хорошо проработанной системой отвода воды. В отличии от скандинавских собратьев, при разработке которых этот аспект не имеет важной роли. Значит если вы попадете в колею, полную воды, влетите в глубокую лужу или попадете на снежную кашу шипованные покрышки стабильнее себя будут вести.
Хотя во многих статьях я встречал тезис, что липучки лучше держатся за сухой асфальт и уж тем более мокрый. Видимо авторы вообще не в курсе как работает резина. По их логике слики лучший выбор. Если бы о них прознали. Но скроем от них этот тип резины. На самом деле за асфальт лучше держится более жесткая резина. Чем меньше происходит подлом протектора при нагрузке, чем меньше материала срывается с покрышки и чем лучше отводится вода, тем лучше показатели. Тут конечно от модели покрышки много зависит. Но тенденция в пользу шипов. А вот наличие шипа не превращает всю покрышку в стальную лыжу. В пятне контакта их немного находится, так что на асфальте они разве что шум создают.

Еще один момент, на который стоит обратить, это износостойкость. Конечно шипы вылетают из покрышки. Но и фрикционные шины изнашиваются, теряя свои свойства. Причем шипы выпавшие мы сразу замечаем, а вот состоянии липучки для нас до последнего будет сюрпризом. В эту же копилку добавим и чрезмерный износ липучек в теплые периоды. Любая покрышка начинает разрушатся если ее перегреть. Но поскольку фрикционные шины более мягкие, процесс этот у них начинает происходить раньше. Те при езде на высоких скоростях в теплую погоду липучки изнашиваются быстрее.
И опять таки некоторые "эксперты" пишут про долговечность липучек. Нет шипов, выпадать нечему. По этой логике износу подвержены только шипованные покрышки. Летние и липучки очевидно вообще износа не имеют. И снова не будем их огорчать.

Таким образом я решил пожертвовать акустическим комфортом ради стабильности поведения и предсказуемости. И чуть более долго срока эксплуатации. Поскольку живу я в относительно теплом Санкт-Петербурге, где морозы редкость. А езжу много и быстро. Много провожу времени на трассах. Часто езжу по дорогам с некачественным покрытием.

А для вас, если вы мало передвигаетесь и в основном по городу от дома до офиса. Или же живете в суровых климатических условиях, где температура регулярно падает ниже -30. Возможно липучки хороший вариант. Каждому свое.