Найти в Дзене

"Лавр" Евгений Водолазкин: когда интересный сюжет не поругался с глубоким содержанием

История о жизненном пути средневекового русского травника-врача-целителя-святого. Книга получила ряд довольно значимых наград, поэтому совсем уж беллетристику ждать не приходится, но, к счастью, в заумь и филологические извращения автор тоже не упал. Сама история (сюжет) довольно занимательная, пусть и неспешная. 15 век. Родился мальчик Арсений, родители умерли от чумы, дед-травник многому научил и тоже умер, встретилась и полюбилась девушка Устина, которая умерла родами вместе с ребенком. Так вышло, что жили Устина и Арсений «во грехе», то есть невенчанные, так что смерть любимой и ребенка очень сильно повлияли на нашего героя, который решил, что отныне будет жить не свою жизнь, а жизнь Устины, чтобы делами своими искупить грехи и заслужить прощение. И начинаются скитания, страдания, испытания, встречи, расставания и много всего. Из интересного и кайфового в тексте - игры со временем и даже разрушение концепции времени. Один из друзей главного героя, итальянец Амброджо, с которым они

История о жизненном пути средневекового русского травника-врача-целителя-святого.

Книга получила ряд довольно значимых наград, поэтому совсем уж беллетристику ждать не приходится, но, к счастью, в заумь и филологические извращения автор тоже не упал.

Сама история (сюжет) довольно занимательная, пусть и неспешная.

15 век. Родился мальчик Арсений, родители умерли от чумы, дед-травник многому научил и тоже умер, встретилась и полюбилась девушка Устина, которая умерла родами вместе с ребенком. Так вышло, что жили Устина и Арсений «во грехе», то есть невенчанные, так что смерть любимой и ребенка очень сильно повлияли на нашего героя, который решил, что отныне будет жить не свою жизнь, а жизнь Устины, чтобы делами своими искупить грехи и заслужить прощение. И начинаются скитания, страдания, испытания, встречи, расставания и много всего.

Из интересного и кайфового в тексте - игры со временем и даже разрушение концепции времени. Один из друзей главного героя, итальянец Амброджо, с которым они вместе совершают паломничество в Иерусалим, говорит, что, возможно, времени и вовсе не существует, а его боженька нам дал его из-за скудости нашего разума, который не может воспринять сразу ВСЕ, а только то, что сейчас, и для того, чтобы не сойти с ума, нам нужно обязательно выстроить последовательную цепочку событий: это было до, это было потом, это происходит сейчас, а вот это еще не случилось, но вероятно будет. А на самом деле все это существует одновременно, всё УЖЕ случилось и УЖЕ есть.

Как автор это в тексте выражает? Вот, например, цитата: «Я заметил, сказал Амброджо, глядя вслед прохожему, что за негодностью дорог люди Древней Руси предпочитают водный путь. Они, кстати, еще не знают, что Русь – Древняя, но со временем разберутся. Определенные навыки предвидения позволяют мне это утверждать. Как, впрочем, и то, что положение с дорогами не изменится».

Или когда описывается весенний лес и сообщается, что из-под снега вытаивает старая трава, листва и прошлогодний пластик (а дело, напомню, в 15м веке происходит). Амброджо иногда описывает свои видения из будущего (например, совершенно бытовую зарисовку из жизни советского историка второй половины 20 века) – и эти зарисовки такие живые, что в них заныриваешь, забывая о том, что вообще-то читаешь книжку про средневекового врача. Просто мгновенно переключаешься на новый сюжет и хочешь знать, чем там история закончится.

А еще мальчик Арсений смотрит в огонь и видит там себя – старца-монаха, который тоже смотрит в огонь и видит там себя – мальчика. А в конце книги мы дойдем до того момента, когда старец смотрит в огонь и видит там мальчика (который смотрит в огонь и видит там старца). Круг замкнулся – и я читала и тащилась от этих маленьких зацепочек, протянутых сквозь время и пространство.

Или когда в одной беседе смешиваются фразы на древнерусском, изящные изречения века 19ого и какое-нибудь «да не парься ты, е-мое». Вроде бы дичь, но звучит реально здорово, свежо, интересно. Читателя ли затягивает в 15й век или героев книги переносит куда-то в наше время – но это странным образом помогает вгрузиться в происходящее, все эти анахронизмы меня не выкидывают из потока, а наоборот затягивают в него еще глубже.

Вообще в целом атмосфера книги и настроение повествования мне понравились. Они необычные для современного мира, перегруженного тем, что должно шокировать и/или привлекать наше пресыщенное информацией внимание. В книге все идет своим чередом и "так, как надо", даже если происходит всякая жуть: болезни, смерти, голод, разбой и вот это все. Но эти события оказываются не в центре повествования, они просто есть, все эти ужасы нужны как катализатор для более яркого проявления чего-то прекрасного, душевного, духовного, светлого. Это нужно для катарсиса, для перерождения Арсения (и читателя), а не для того, чтобы напугать и впечатлить.

В книге много замечательных фраз, которые просятся в цитаты: про жизнь, про смерть, про испытания, про встречи и расставания, про нашу землю, про наше отношение к греху и святости, про предназначение и про свободу. Они к месту, они не банальны, они часто окрашены ноткой искренней грусти или подсвечены мягким юмором.

Короче, классная книга, настоящая литература, доступная при этом широкому читателю: оригинальная и многогранная, но и от читателя потребует некоторой работы, это вам не Донцова.

Понравилась статья? У меня есть еще! Ставь лайк, подписывайся, оставляй комментарии, твое мнение важно!

Больше обзоров - в ТГ.