Пролог
Взаимоотношения поколений во все времена носят сложный характер. Если рассуждать философскими категориями, то это явление легко объяснимо – достаточно вспомнить один из трех законов диалектики Гегеля, а именно, закон отрицания отрицания. Суть закона в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Перенося закон диалектики на отношения поколений, получаем, что дети (уже самим фактом своего рождения) отрицают своих родителей, и поэтому отсутствие взаимопонимания отцов и детей – вполне естественное явление. Большая степень взаимопонимания возникает тогда, когда дети взрослеют, сами становятся родителями и сталкиваются с непониманием уже со стороны своих детей. Как говорит старинная португальская пословица: «Никто не умеет быть сыном, пока сам не станет отцом».
С вечным конфликтом отцов и детей парадоксальным образом соседствует такое явление, как династия. И здесь напрашивается второй закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей. Изначально, понятие дина́стия (от греч. δῠναστεία — власть, господство) возникло в монархических государствах как последовательность монархов из одного рода, сменявших друг друга на престоле по праву наследования. В более привычном и широком значении – это представители рода, которые продолжают дела своих родителей, идя по их стопам. Династии существуют во многих областях человеческой деятельности, но наиболее распространены среди людей творческих профессий: музыкантов, архитекторов, художников, актеров и т.п., не редко это явление также в педагогике, военном деле, коммерции, науке и медицине.
Боксерские династии, если не самое частое, то достаточно привычное и заметное явление, имеющее давнюю историю и определенную специфику. Охватывает боксерская династия, как правило, два (реже три) поколения в роду. Наиболее распространенная практика, когда отец – в прошлом боксер, а ныне практикующий тренер, приобщает сына к боксу с ранних лет. Какие варианты отношений внутри боксерских династий существуют, в чем их принципиальная разница рассмотрим на нескольких примерах из отечественной и зарубежной истории бокса.
Вариант первый – «абсолютный»
Это вариант, могущий считаться эталонным – когда отец не только выступает в качестве тренера, но и помогает выстроить сыну успешную карьеру.
В истории российского бокса таким примером может служить династия Мехонцевых: отца-тренера Леонида Ивановича и олимпийского чемпиона Егора Леонидовича. Итогом работы замечательного тандема стало завоевание самых значимых «титулов Большого шлема» в любительском боксе: чемпион России, двукратный чемпион Европы, чемпион Мира, чемпион Олимпиады в Лондоне! Тут, как говорится, без комментариев. Необходимо заметить, что Леонид Иванович не только привел сына в бокс, обучил и сделал из него мастера, но и сумел выстроить всю последующую карьеру, оставаясь его единственным тренером.
О степени взаимопонимания между отцом и сыном, тренером и воспитанником говорит сам Егор Мехонцев в интервью «Советскому спорту» от 15 августа 2012 года: «С детства у отца тренируюсь, понимаем друг друга с полуслова. Он может даже ничего не говорить: мне все ясно становится уже после взгляда на него. Даже счет по его глазам я могу определить».
В данном конкретном случае проблема отцов и детей не стала помехой в достижении результата. Мехонцев-старший сумел воспитать из своего сына выдающегося боксера благодаря нескольким основным факторам. Во-первых, достаточно раннее начало обучения. Отсчет регулярным тренировкам Егора идет с 11-ти лет. Во-вторых, проявившиеся у сына не просто способности, а, определенно, талант к боксу. В-третьих, полная самоотдача в деле развитие таланта сына: грамотная организация тренировочного процесса, расчетливое ведение карьеры, участие в соревнованиях. В-четвертых, усидчивость, полное доверие и уважение со стороны Мехонцева-младшего. Все это вкупе и стало залогом успеха. Предельно точно и емко характеризуют отношения и совместную работу с отцом такие слова Егора: «Лучший психолог для меня – мой наставник, мой тренер – мой отец».
Если обратиться к зарубежному опыту, то хорошей иллюстрацией преимуществ династии в профессиональном боксе может служить карьера харизматичного, невероятно популярного не только у себя на родине в Мексике, но и во всем мире, Эрика Моралеса, сумевшего завоевать на профессиональном ринге чемпионские пояса в четырех весовых категориях!
Когда 1 сентября 1976 года в семье Хосе Моралеса родился сын Эрик, то дальнейшую судьбу мальчика предугадать было не сложно. Глава семейства Хосе Моралес, в прошлом не слишком удачливый профессиональный боксер, жил не богато, владел скромным клубом на окраине Тихуана (города на северо-западе Мексики), где и тренировал начинающих боксеров, а потому приход Эрика в зал бокса ни для кого не стал сюрпризом. Когда сыну исполнилось всего пять (!) лет, Хосе принялся за дело. С этого времени Эрик – главный ученик. Хорошо зная мир профессионального бокса, понимая какие сложности могут ожидать перспективного бойца, Хосе грамотно выстроил карьеру сына, аккуратно вводя в мир бокса и постепенно усиливая оппозицию. На первом этапе акцент делался на общефизическую подготовку и постановку совершенной техники. Эта задача была с блеском решена благодаря любительскому боксу. Эрик оказался весьма одаренным, его отличала необычайная выносливость и невероятное трудолюбие. Результат не заставил себя ждать. В истории мексиканского бокса бойцов, сравнимых в техническом плане с Эриком Моралесом, найдется очень немного. До шестнадцати лет Эрик выступал в соревнованиях любителей, набираясь опыта и совершенствуя боксерское мастерство под неусыпным и ревностным руководством отца. Моралес-старший умело организовал спортивную жизнь Эрика – благодаря чему за одиннадцать лет выступлений на любительском ринге Моралес-младший стал победителем национального чемпионата среди юниоров 11 раз в 3-х весовых категориях. Всего проведя 108 боев, в 102-х он одержал победу! Таким образом, к шестнадцати годам Эрик уже был сложившимся мастером, а потому в 1993 году стартовала его профессиональная карьера, опять-таки под руководством Хосе – отца, тренера и менеджера в одном лице.
Тандем оказался чрезвычайно успешным. Итогом совместного труда отца-тренера и сына-боксера стало неоднократное покорение вершин профессионального бокса, завоевание чемпионских поясов, участие и победы в самых громких и зрелищных боях своего времени. Эрик Моралес был любим публикой за свое бесстрашие, совершенное искусство и зрелищность поединков. Чего стоит невероятная трилогия с Марко Антонио Баррерой (подробности в Статье от 24 ноября 2023 г. "Вендетта по-мексикански") или трилогия с «убийцей» мексиканских звезд – Мэнни Пакьяо! Как следствие, всенародная любовь и слава не только в Мексике, но и невероятная популярность у любителей бокса по всему миру.
Вариант второй – «частичный»
Это тот самый случай, когда роль отца является решающей лишь на начальном этапе, а с определенного момента карьеры сына либо уходит на второй план, либо вовсе перестает быть значимой.
В отечественной истории бокса хорошим примером может служить династия Тищенко. Глава семейства Виктор Геннадьевич – выпускник Омского института физической культуры, в прошлом спортсмен, мастер спорта по боксу, в интервью газете «Алтайская правда» от 21 октября 2004 года кратко описал свою роль в спортивной жизни сына: «Алешу я приобщил к боксу лет с восьми… в 90-х был тренером. Бокс – жесткий вид спорта. Конечно, я сына берег. Учил так, чтобы парень как можно меньше ударов получал. Когда Леша стал заниматься с другим тренером – Владимиром Ивасенко, я приходил на их тренировки и уже дома что-то сыну подсказывал».
Первый успех на официальном турнире пришел к Алексею в 12 лет, когда он стал лучшим на первенстве Рубцовска в категории до 26 кг. Позже, после хорошей школы под руководством Владимира Ивасенко, последовала череда побед на различных детских и юношеских соревнованиях разных уровней. По существу, отец, отойдя от работы тренера, принял участие в карьере сына как менеджер. Как мастер спорта по боксу и как тренер, Виктор Геннадьевич отлично понимал, что у сына незаурядные способности, а потому, когда Алексею исполнилось 16 лет, подтолкнул его к занятиям на более высоком уровне. Для этого пришлось переехать в Омск, где в училище олимпийского резерва тренером Тищенко стал Леонид Киселёв. Здесь под руководством нового наставника окончательно сформировался фирменный стиль Алексея: ураганный темп, высочайшая скорость, постоянно наслаивающиеся одна на другую серийные атаки, отличная работа ног и неутомимая напористость.
В тандеме с Леонидом Киселёвым за сравнительно короткий срок Алексей достиг выдающихся результатов, собрав неофициальный «Большой шлем» любительского бокса: олимпийский чемпион, чемпион мира, Европы и России! Более того, золото Олимпийских игр Алексей завоевывал дважды – в Афинах и в Пекине. Алексей Тищенко стал, таким образом, третьим в истории отечественного бокса двукратным олимпийским чемпионом после легендарного Бориса Лагутина и великолепного Олега Саитова.
Вариант третий – «опосредованный»
Что понимается под «опосредованным» вариантом? Это тот случай, когда отец не принимает активного участия ни в становлении, ни в карьере сына, а служит лишь образцом для подражания. В истории отечественного спорта примером может служить династия Цзю, основоположником которой стал выдающийся боксер Константин Цзю: Заслуженный мастер спорта СССР, трёхкратный чемпион СССР, двукратный чемпион Европы и чемпион мира среди любителей, абсолютный чемпион мира среди профессионалов!
Тимофей и Никита – сыновья Константина Цзю от первого брака, родившиеся и проживающие в Австралии, гражданами которой и являются, пошли по стопам отца. Пример Константина, добившегося не только всемирной славы, но и сумевшего заработать большие деньги, стал главным стимулом и решающим фактором для братьев при выборе бокса в качестве профессии. Свой путь на профессиональном ринге Тимофей и Никита развивают самостоятельно, а личное участие Константина в карьере сыновей носит лишь эпизодический характер. На практике, главным вкладом Цзю-старшего в выстраивание карьеры сыновей стало использование брэнда, созданного его громким именем. Имя Константина стало отличным инструментом в руках ушлых промоутеров, сумевших благодаря умелой работе привести Тимофея (не сказать, чтобы обремененного выдающимися способностями своего отца) к какому-никакому, но все же чемпионству в профессиональном боксе.
Вывод
Все вышеизложенное приводит к мысли, что династия в боксе – это безусловное благо. Она предоставляет большие конкурентные преимущества: раннее приобщение к боксу, технические возможности (зал, оборудование), особенно бережное отношение отца и тренера в одном лице, опыт старшего поколения, оберегающий от ненужных ошибок. Династия действенна в боксе, но лишь при определенных условиях: наличии способностей и интереса к боксу как таковому, хорошей тренерской квалификации отца и, конечно же, при обязательном взаимопонимании отцов и детей.
Юрий Хас
Спасибо за лайк!
Подписывайтесь на канал о примечательном из мира бокса!
Адрес в Telegram: https://t.me/GeneSis_DF