Найти в Дзене
Автолюбитель

Электромобили на подъёме: будут ли они доминировать в России в ближайшие 5 лет?

Электромобили — это уже не какая-то футуристическая сказка. Во многих странах они захватывают рынок, как роллы «Филадельфия» когда-то захватили наше меню. В 2022 году, например, в Европе продажи электромобилей выросли на 28%. А в России? У нас вместо «розеток» для подзарядки на парковках всё ещё стоит вечная бабушка, которая кричит: «Не ставь машину под окнами!» Серьёзно, в России электромобилей — кот наплакал. На 2023 год у нас их всего около 40 000 штук, то есть меньше 1% от всех автомобилей. Но давайте разберёмся, есть ли шанс, что ситуация изменится. Так что у электрокаров в России есть все шансы стать популярными, но не раньше, чем через 5-10 лет. Пока же владельцы «Тесл» — настоящие энтузиасты, готовые платить и за дорогой автомобиль, и за морозы, и за постоянные поиски зарядки. Но если всё пойдёт так, как обещают, то, глядишь, к 2030 году электрокары будут составлять не 1%, а хотя бы 10% от всех машин в стране!
Оглавление

Электромобили — это уже не какая-то футуристическая сказка. Во многих странах они захватывают рынок, как роллы «Филадельфия» когда-то захватили наше меню. В 2022 году, например, в Европе продажи электромобилей выросли на 28%. А в России? У нас вместо «розеток» для подзарядки на парковках всё ещё стоит вечная бабушка, которая кричит: «Не ставь машину под окнами!»

Серьёзно, в России электромобилей — кот наплакал. На 2023 год у нас их всего около 40 000 штук, то есть меньше 1% от всех автомобилей. Но давайте разберёмся, есть ли шанс, что ситуация изменится.

Почему в России электрокары пока не взлетают?

  1. Инфраструктура. Представь, что у тебя дома целый автопарк электрокаров, но зарядить их негде. В России по состоянию на 2023 год было всего около 1500 зарядных станций — и большинство из них в крупных городах. Попробуй доехать на «Тесле» до Вологды и не остаться где-нибудь на обочине с «посаженным» аккумулятором. Для сравнения, в Норвегии, где население в полтора раза меньше, чем в Москве, таких станций 18 000.
  2. Цены. Средняя стоимость электромобиля в России (если говорить о таких моделях, как Tesla Model 3 или Audi e-tron) — около 4-5 млн рублей. За эти деньги можно купить три Lada Granta и домик в Краснодаре. Конечно, появились бюджетные модели вроде JAC iEV7S и Geely Geometry C от 2,5 млн рублей, но и они пока дороги.
  3. Климат. Батарея электрокара, как и мы зимой, не любит холод. Уже при -10 °C запас хода электрокара снижается на 20-30%. Поэтому жителю Мурманска или Новосибирска заводить «теслу» — всё равно что купаться в Байкале зимой.

Что может измениться?

  1. Субсидии и льготы. В России уже начали освобождать электромобили от транспортного налога, а в некоторых регионах — от платы за парковку. Поговаривают и о субсидиях, как в Европе, где покупатели получают до 7000 евро (примерно 800 000 рублей) на покупку электромобиля. Если это заработает и у нас, цены могут стать чуть более гуманными.
  2. Развитие инфраструктуры. Власти обещают расширить сеть зарядных станций, особенно в городах-миллионниках и на крупных трассах. А для владельцев домов есть идеи по внедрению домашних зарядных устройств, которые можно подключить к «умной» системе.
  3. Отечественные электромобили. АвтоВАЗ и КАМАЗ уже планируют выпуск своих электрокаров. Например, тот же Эволют i-Pro (первый российский электромобиль) стоит 3 млн рублей — всё ещё дорого, но это хотя бы шаг в сторону отечественного электрокара.

Так что у электрокаров в России есть все шансы стать популярными, но не раньше, чем через 5-10 лет. Пока же владельцы «Тесл» — настоящие энтузиасты, готовые платить и за дорогой автомобиль, и за морозы, и за постоянные поиски зарядки. Но если всё пойдёт так, как обещают, то, глядишь, к 2030 году электрокары будут составлять не 1%, а хотя бы 10% от всех машин в стране!