Мне, как человеку рожденному после 1990 года, не довелось копать картофель, рубить капусту и собирать яблоки в масштабах страны.
Речь идёт о Советском периоде, когда для оказания помощи в сборе урожая привлекалось максимально возможное количество трудоспособного населения.
В то время на помощь колхозу привлекались на обязательной основе некоторая категория городских жителей, студенты и даже школьники, а также (точнее в первую очередь) военнослужащие и заключенные, о которых и пойдёт речь дальше.
Заметил, что большинству участников таких ежегодных сборов урожая, как правило, приятно вспомнить это время.
Мама говорит, что помидоры собирать было тяжело, но коллектив был веселый. «На помидорах прибавила за месяц 5 кг.» — толи хвасталась, толи жаловалась она.
Отец, который в принципе никогда не любил работать на кого-то, и тем более задаром, предпочитает ничего не рассказывать о том периоде.
А вот его брат (мой дядя) любит вспомнить о том как собирал яблоки и как его хвалили, когда он придумал стряхивать их на предварительно натянутую приспособленную рыбацкую сеть. Плоды не бились, а с сетки их быстро можно было переложить в ящик.
— Ну а что теперь? — не без сожаления рассказывает он — Такие сады были, такие яблоки
Самую интересную и занимательную историю, связанную со сбором урожая в СССР рассказал нам один полковник запаса, служивший в свое время на дальнем востоке.
Добровольно-принудительная романтика
Полковник П. ныне преподаватель, который большую часть своей службы и соответственно жизни провёл в воинской части, где-то около г. Владивосток, не любил разговаривать на отстраненные от занятия темы.
— Не люблю формалистику и формалистов. Есть план занятия - значит будем по нему и работать. Анекдоты на перемене рассказывать друг другу будете. — строго и абсолютно серьезно сообщал он нам.
Но ближе к завершению нашей учебной командировки, когда основной материал занятия был нам продиктован, в учебной группе речь зашла о плюсах советской власти и многие старослужащие вспомнили коллективные работы.
Был у нас в группе повышения квалификации один майор - ярый коммунист, большой любитель всего Совкового, уважающий товарища Сталина и знающий гимн СССР наизусть.
Преподаватель смягчился и не смог удержаться, чтобы не рассказать нам одну занимательную историю.
***
— Когда я был командиром роты, уборка урожая и прочая работа, на которую отправляли бойцов, была обычным делом. — заговорил как-то преподаватель.
— Один год отправили несколько взводов и меня туда старшим на картофельные поля. Посевы были огромные, работы было много, спины на мешках сорвали тогда половина, если не больше. Но это была далеко не главная проблема.
(Преподаватель в этом месте остановил свой рассказ, очевидно размышляя: «А стоит ли рассказывать дальше и к чему я вообще начал этот отвлеченный разговор?»)
— А в чём? В чём была проблема? — спросил присутствующий на занятиях майор, которому было интересно абсолютно всё.
— Проблемы была в том, кто работал на соседнем поле — аккуратно продолжился рассказ препод.
— А кто? Кто там был? — не унимался майор.
— Мои бойцы собирали урожай картофеля по левую сторону от лесополосы, а по другую сторону трудились зечки.
Мы переглянулись и некоторые из нас уже поняли в чём могла состоять главная проблема такого соседства. В доказательства наших догадок, офицер в отставке продолжил:
— И солдаты, в этом плане «голодные», и бабы заключенные сами понимаете… В каком состоянии и чего хотят…
Далее он рассказывал нам, без лишних подробностей, как ловил любовников в лесополосе и чуть ли не применяя огнестрельное оружие разгонял нежелательные связи. И как в конечном итоге решено было не ставить от греха подальше на соседние поля такой контингент "любви охотных граждан" как: солдат и заключенная.
— Но если верить знаком из той женской колонии — сообщал полковник — Одна из баб все равно успела и сумела обрюхатиться от одного из наших бойцов.
— А может и от нескольких! — сострил капитан с задней парты и все и даже всегда смурной наш преподаватель не смог сдержать своей скромной улыбки.
— Знаете, я за свою столько уже видел, что меня уже вряд ли что-то сможет удивить в этой жизни — сказал старый полковник, усаживаясь на стул и рассказал нам ещё с десяток добротных историй из своей богатой военной службы.
Читайте и другие мои очерки про армию и не только.
Благодарю за прочтение!