Найти в Дзене

"Ночлежный дом" Владимира Маковского. О "ляпинке"и Саврасове.

Одно из самых острых социально-критических произведений на выставке «Передвижники» в Третьяковской Галерее - картина Владимира Маковского «Ночлежный дом» 1889 года. Полотно выставлялось на 18-ой выставке ТПХВ в Москве и Санкт-Петербурге под названием "Ночлежники". По всей видимости, произведение так никто и не купил - оно поступило в "Русский музей" из собрания Владимира Маковского уже после его смерти, в 1925 году. Талантливый жанрист, Владимир Маковской составил своими работами настоящую "энциклопедию русской жизни" второй половины 19 века. На картине «Ночлежный дом» Маковский изображает нищих, обездоленных, бездомных людей, которые мерзнут, стоя в бесконечной очереди на занесенной снегом московской улице в надежде получить место в ночлежном доме. Маковский пишет одну из самых знаменитых ночлежек Москвы - "ляпинку" в Большой Трёхсвятительском переулке, где можно было бесплатно переночевать и получить дешевый ужин. Братья Ляпины – меценаты, благотворители, которые построили и содер

Одно из самых острых социально-критических произведений на выставке «Передвижники» в Третьяковской Галерее - картина Владимира Маковского «Ночлежный дом» 1889 года. Полотно выставлялось на 18-ой выставке ТПХВ в Москве и Санкт-Петербурге под названием "Ночлежники". По всей видимости, произведение так никто и не купил - оно поступило в "Русский музей" из собрания Владимира Маковского уже после его смерти, в 1925 году.

Владимир Егорович Маковский "Ночлежный дом" 1889 г. Холст, масло. Государственный русский музей.
Владимир Егорович Маковский "Ночлежный дом" 1889 г. Холст, масло. Государственный русский музей.

Талантливый жанрист, Владимир Маковской составил своими работами настоящую "энциклопедию русской жизни" второй половины 19 века. На картине «Ночлежный дом» Маковский изображает нищих, обездоленных, бездомных людей, которые мерзнут, стоя в бесконечной очереди на занесенной снегом московской улице в надежде получить место в ночлежном доме.

Маковский пишет одну из самых знаменитых ночлежек Москвы - "ляпинку" в Большой Трёхсвятительском переулке, где можно было бесплатно переночевать и получить дешевый ужин. Братья Ляпины – меценаты, благотворители, которые построили и содержали несколько ночлежных домов в Москве, включая дом для бедных и неимущих многодетных вдов.

Изначально «ляпинка» в Большом Трёхсвятительском переулке была предназначена для студентов Московского художественного училища живописи, ваяния и зодчества, однако позже стала ночлежным домом для всех нуждающихся. В «ляпинку» пускали до тех пор, пока на полу не оставалось свободного места. Однако многим все равно приходилось ночевать на улице – так велико было число обездоленных людей в конце 19 века.

Вот что пишет о «ляпинке» Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и Москвичи»:

«На дворе огромного владения Ляпиных сзади особняка стояло большое каменное здание, служившее когда-то складом под товары, и его в конце семидесятых годов Ляпины перестроили в жилой дом, открыв здесь бесплатное общежитие для студентов университета и учеников Училища живописи и ваяния...Вообще среди учащихся немногие были обеспечены — большинство беднота. И студенты, и ученики Училища живописи резко делились на богачей и на многочисленную голь перекатную...

Многие студенты завидовали ляпинцам - туда попадали только счастливцы: всегда полно, очереди не дождешься. Много из "Ляпинки" вышло знаменитых докторов, адвокатов и художников. Жил там некоторое время П. И. Постников, известный хирург; жил до своего назначения профессор Училища живописи художник Корин; жили Петровичев, Пырин. Многих "Ляпинка" спасла от нужды и гибели... «Ляпинка» была для многих студентов счастьем. Бывало нередко, что бесквартирные студенты проводили ночи на бульварах…».

Ляпинскую ночлежку однажды посетил Лев Николаевич Толстой. После этого он выпустил статью "Так что же нам делать?", в которой привел описание "ляпинки", а также собственные размышления по изменению сложившейся ситуации:

«Ночлежный дом огромный. Он состоит из четырех отделений. В верхних этажах — мужские, в нижних — женские. Сначала я вошел в женское; большая комната вся занята койками, похожими на койки 3-го класса железных дорог. Койки расположены в два этажа — наверху и внизу. Женщины, странные, оборванные, в одних платьях, старые и молодые, входили и занимали места, которые внизу, которые наверху. Некоторые старые крестились и поминали того, кто устроил этот приют, некоторые смеялись и ругались.

Я прошел наверх. Там также размещались мужчины; между ними я увидал одного из тех, которым я давал деньги. Увидав его, мне вдруг стало ужасно стыдно, и я поспешил уйти. И с чувством совершенного преступления я вышел из этого дома и пошел домой. Дома я вошел по коврам лестницы в переднюю, пол которой обит сукном, и, сняв шубу, сел за обед из 5 блюд, за которым служили два лакея во фраках, белых галстуках и белых перчатках».

Ночлежники перед "ляпинкой"
Ночлежники перед "ляпинкой"
Ηoчлeжный дoм Бугpoвa пepeд oткpытиeм. Ηижний Ηoвгopoд , 1890-ыe .
Ηoчлeжный дoм Бугpoвa пepeд oткpытиeм. Ηижний Ηoвгopoд , 1890-ыe .

В центре полотна - колоритный старик в шляпе, прототипом для которого стал художник Алексей Саврасов. Что же знаменитый художник, академик живописи, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества делает здесь, среди нищих и опустившихся людей?

Фрагмент картины В. Маковского "Ночлежный дом"
Фрагмент картины В. Маковского "Ночлежный дом"

Символично, что именно картиной Саврасова "Грачи прилетели" открывается новая выставка "Передвижники" в Третьяковской галерее. Она была представлена на самой первой выставке ТПХВ и стала "иконой" русского пейзажа. Художник, создатель и идеолог "передвижников" Иван Крамской первым почувствовал "живое и искреннее" содержание полотна: "Пейзаж Саврасова "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно, прекрасный, хотя тут... и барон Клодт, и другие художники. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах".

А.К.Саврасов "Грачи прилетели", 1871 год
А.К.Саврасов "Грачи прилетели", 1871 год

Переживая смерть трех своих детей, творческие муки, разлад в семье, постоянно безденежье, Саврасов начинает пить. За пристрастие к алкоголю в 1882 году его увольняют из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в течение 25 лет. Он остается без жилья и без семьи – жена Софья с двумя дочерьми покидает художника. Саврасов вынужден скитаться по ночлежкам, продавая свои наспех написанные картины буквально за копейки.

Вот какое пронзительное воспоминание оставил о Саврасове его современник Николай Дмитриевич Телешов в книге: «Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом»:

"В бытовой жизни старой Москвы то и дело встречались резкие контрасты, противоречия; рядом с блеском и роскошью — грязь и нищета; рядом с высокой культурой, с огромными талантами — нравственное убожество и пошлость, подъем и падение. Например, величественная Третьяковская галерея, эта народная сокровищница искусства, с ее замечательными коллекциями картин первейших русских мастеров, и среди них знаменитое полотно одного из выдающихся художников-пейзажистов, академика Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели"... И в той же Москве , в то же самое время, когда картиной любуются тысячи зрителей, сам автор, художник и академик, голодный, больной, погибающий, с опухшими от мороза руками, ютится где-то в грязной, промозглой ночлежке по-своему знаменитой Хитровки. Его можно было встретить на улице одетого зимой в старую рваную бабью кацавейку и худые опорки, подвязанные веревкой. Он — академик, крупный творец русского пейзажа — за бутылку водки, стоившую в те времена двадцать пять копеек, пишет для "Сухаревки" — всемосковского воскресного рынка — на скорую руку, по памяти, пейзажи, подписывает их двумя буквами "А. С.", и рынок торгует ими, продавая по два-три рубля за штуку. Пытались не однажды спасать Саврасова. Но ничего из этого не выходило".

Саврасов на полотне Маковского изображен очень точно. Высокий рост, седая борода, льняная рубаха и живописно повязанный шарф были характерными деталями его облика. Именно в такой одежде мы видим Саврасова на его последнем фотопортрете из больницы для бедных, сделанном в 1897 году.

Саврасов на  картине Маковского "Ночлежный дом". Фото автора.
Саврасов на картине Маковского "Ночлежный дом". Фото автора.
Фотопортрет Алексея Саврасова, 1897 г.
Фотопортрет Алексея Саврасова, 1897 г.

Картина Маковского была написана в 1889 году. После этого судьба протянула Саврасову руку помощи и дала шанс начать новую жизнь.

В 1893 году Саврасов встретил молодую женщину Евдокию Моргунову, и начал жить с ней в гражданском браке. У них родилось двое детей, Алексей и Надежда. Алексей Моргунов станет известным художником, участником объединения «Бубновый валет», а Надежда – учительницей рисования.

Алексей Моргунов. Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. 1913
Алексей Моргунов. Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. 1913

Несмотря на новую любовь и семью, Саврасову было сложно изменить образ жизни, он то и дело исчезал из дома, продолжал пить, практически потерял зрение. В 1897 году великий художник умер в больнице для бедных.