Найти в Дзене

Как правильно пробить репетитора?

Многие родители учеников сейчас сталкиваются с проблемой поиска хорошего репетитора для своих детей. Говоря "проблема", я имею в виду русское значение этого слова - не просто вопрос или задача - а именно проблема. Рынок репетиторских услуг за последние годы значительно поменялся: репетиторов стало много, возраст "вхождения в профессию" снизился, а благодаря технологиям получить достоверную информацию о кандидатах стало сложнее. Вот почему всё чаще родители отдают предпочтение сервисам подбора репетиторов, надеясь на репутацию сервисов, и думая, что те-то уж провели хотя бы первичную проверку (документов, удостоверяющих личность, об образовании). Но некоторые родители понимают, что и такие проверки можно обойти: делают же мошенники подложные документы. А кто гарантирует, что проверка, проводимая сервисами, сможет выявить поддельный паспорт или отфотошопленный диплом вуза? Проверки качества знаний в форме прохождения профтестирования тоже обходятся, ведь списывать умеют не
Оглавление
Мама - родитель ребенка в замешательстве, потому что ребенок не хочет учиться, у нее нет сил и умений самой научить ребенка, мотивировать его. Всю ответственность она может спихнуть только на репетитора, так как сама не готова признать свою слабость и несостоятельность. Для нее крайне важно, чтобы  в неуспехах ребенка был кто-то виноват, но не она сама. Она видит и понимает, что не является авторитетом для своего ребенка.
Мама - родитель ребенка в замешательстве, потому что ребенок не хочет учиться, у нее нет сил и умений самой научить ребенка, мотивировать его. Всю ответственность она может спихнуть только на репетитора, так как сама не готова признать свою слабость и несостоятельность. Для нее крайне важно, чтобы в неуспехах ребенка был кто-то виноват, но не она сама. Она видит и понимает, что не является авторитетом для своего ребенка.

Как правильно пробивать репетитора

Многие родители учеников сейчас сталкиваются с проблемой поиска хорошего репетитора для своих детей. Говоря "проблема", я имею в виду русское значение этого слова - не просто вопрос или задача - а именно проблема.

Рынок репетиторских услуг за последние годы значительно поменялся: репетиторов стало много, возраст "вхождения в профессию" снизился, а благодаря технологиям получить достоверную информацию о кандидатах стало сложнее. Вот почему всё чаще родители отдают предпочтение сервисам подбора репетиторов, надеясь на репутацию сервисов, и думая, что те-то уж провели хотя бы первичную проверку (документов, удостоверяющих личность, об образовании). Но некоторые родители понимают, что и такие проверки можно обойти: делают же мошенники подложные документы. А кто гарантирует, что проверка, проводимая сервисами, сможет выявить поддельный паспорт или отфотошопленный диплом вуза?

Проверки качества знаний в форме прохождения профтестирования тоже обходятся, ведь списывать умеют не только дети. Вот и получается, что именно на родителя ложится бремя поиска и проверки репетитора. Допустим, по всем признакам (грамотная письменная речь, понимание специфики предмета) репетитор, предложенный сервисом, выглядит адекватно, тем не ме нее, у родителя, как всецело ответственного за результаты обучения ребёнка, возникают всякого рода сомнения. А вдруг репетитор нам не подойдёт?

Тут может быть масса причин: не подошёл уровень требовательности (как низкий, так и высокий), не сложился контакт с ребёнком (кто-то кому-то не приятен в виду субъективных причин), не подошла программа(слишком простая или слишком сложная) и т.д. и т.п.

Как вообще понять, подходит нам репетитор или нет?

И вот тут все родители, как один идут, на так называемые "профессиональные" форумы и чаты, где собираются гуру - лучшие репетиторы и учителя - и каждый готов поделиться личным опытом и советом. Хотя этих гуру тем более проверить на профессионализм нельзя. Хотя, нет! Можно.

Вот у меня нет времени круглосуточно сидеть в таких чатах и писать весь день сообщения, ведь я работаю, учусь, живу, в конце концов. А у "гуру", у которых всё расписание забито на годы вперёд, это время есть, не странно ли?

Так вот, любимый совет для родителей от диванных "репетиторов-экспертов" - устраивайте кастинги репетиторов, просите у всех пробный урок, а затем выбирайте лучшего!

Звучит логично: мы же все привыкли к бесплатным пробникам и мастер-классам. И вот родитель, понимая, что у него уже есть какой-никакой план: оставить объявление на сервисе подбора репетиторов, выбрать среди откликнувшихся репетиторов человек 5-6 и устроить для них кастинг.

Однако, стоп! Давайте взглянем на эту ситуацию со всех сторон:

1) Со стороны ребёнка:

Какое отношение к образовательному процессу сложится у ребёнка, если он изначально поставлен в главенствующую позицию? Он выбирает, с кем ему комфортно, понятно, легко. Он может в любой момент потом сказать, что ему перестали нравиться занятия.

Педагогика так не работает. Учитель школой изначально поставлен как профессионал. Он задаёт задания, проверяет и ставит оценки. Это ученику нужно стараться учиться так хорошо, чтобы это понравилось учителю.

Чем грозит такая смена ролей?

Даже если по какой-то счастливой случайности ребёнок не выберет непрофессионала... А вероятность этого исхода 95 %, так как дети выбирают, что им легче: онлайн школы с матом и ламповой атмосферой, студентов, которые с ними на одной волне и понимают их, знания для современного ребёнка ушли даже не на второй план - на четвёртый, пятый. Так вот, допустим, ребёнок в кастинге всё -таки выберет действительно профессионала. Как этот же ребёнок потом будет реагировать, когда учитель начнёт спрашивать пройденное, устраивать контрольные срезы?

Ученик

Не перестанут ли в дальнейшем занятия нравиться ребёнку? Учёба - это в принципе не приятный процесс, так как ученик постоянно сталкивается с границей своего незнания, это некомфортно.

Вывод: кастинги вредны, так как они неблагоприятно сказываются на отношении ребёнка к репетитору и занятиям с ним.

2) Со стороны родителя:

Предположим репетитор выиграл Ваш кастинг: он показал себя на пробном уроке с положительной стороны: понравился ребёнку. Его уровень профессиональных знаний ни Вы, ни ребёнок, к сожалению, оценить не можете никаким образом. Но вот проходит месяц, полтора, всё прекрасно: ребёнку занятия нравятся. Но результатов не видно: ни по оценкам, ни по итогам пробников. Что будете делать? Время не на Вашей стороне, оно неумолимо идёт только вперёд. Снова устроите кастинги?

Родитель №1

Родитель №2

Может, не стоит продолжать делать то, что не приносит результата?

Вывод: кастинги не полезны родителю, так как он не может адекватно оценить уровень профессионализма и знаний репетитора. Также кастинг не гарантирует, что "просто хороший человек" даст ребёнку знания и повышение уровня в учебе.

3) Со стороны репетитора:

Тут даже вокруг да около ходить не буду. Когда узнаю, что родитель пытается пригласить меня на кастинг, сразу отказываюсь. Мне не страшно, я знаю, что я профессионал! Мне не интересно. Так как я понимаю, что этот родитель и его ребёнок - не мои клиенты. Они плохо информированы и не понимают, как отличить профессионала от "технички". Я с такими предпочитаю не работать.

Так как же быть? Как грамотно пробить репетитора? И найти такого, который и ребёнку подойдёт, и предмету научит?

Шаг 1. Правильный поиск.

Зайдите не на сервис подбора, а в поисковик. Наберите ключевые слова, например "репетитор по информатике для подготовки к ЕГЭ" и посмотрите, какие страницы соц. сетей Вам предлагаются: оцените видеоуроки, которые будут в самых первых строках выдачи, потратьте время на это вместо кастингов, создайте Эксель таблицу или запишите на бумаге все важные для Вас моменты - цены, подачу материала, как давно репетитор в профессии. Знаете сколько онлайн школ появилось вчера? А они говорят, что уже десятки лет преподают. Пролистайте ленту в группе, найдите дату, когда она создана. Это же первая проверка "на вшивость". После того как вы изучите 5-6 кандидатов, у Вас уже сложится некоторая картина. Потом можно и на сервис подбора заглянуть, если из этой шестёрки Вам никто так и не приглянулся.

Шаг 2. Проверка документов.

Не важно, попался Вам кандидат, предложенный сервисом или коллега по работе Вам кого-то посоветовала, или Вы сами в интернете отыскали репетитора, с которым хотели бы попробовать заниматься. Далее Вам нужно удостовериться, что этот кандидат обладает документами. Считается, что у репетитора должно быть образование. Я - то исходя из своего опыта понимаю, что бумажка - не показатель знаний, но если Вы хотите репетитора именно с дипломом МФТИ, например, почему нет, не вижу в этом ничего предрассудительного. Опять же интернет Вам в помощь! Попросите кандидата назвать вуз, специальность и год окончания, можете проверить информацию так: " Иванов Иван Иванович МФТИ 1995 год информационная безопасность и криптография". Ну не может человек, окончивший вуз, не оставить ни единого следа в интернете. Вы обязательно встретите или сообщение на сайте ВУЗа или фрагмент курсовой, статьи, участие в конкурсах и т.п.

Шаг 3. Взаимодействие с репетитором.

Попросите у репетитора ссылку на его сайт или соц сети ( ВК, телеграмм, Ютуб). Настоящий профессионал точно общается с широкой аудиторией и демонстрирует профессионализм через видео, статьи и т.п. Откройте видеоурок и посмотрите его с позиции ученика: Вам понятны объяснения, Вам нравится? Не тратьте своё время на тех, кто избегает интернета, это недопустимо в современном мире.

Шаг 4. Заключите договор.

Договоритесь о всех важных моментах: целях занятий, как основных, так и сопутствующих, расписании, длительности и количестве уроков, возможности пропусков и переносов. Оформите все пожелания в договорном виде. Профессиональный репетитор сам предложит Вам заключить договор. Но если Вы не очень требовательны или Вам важна невысокая цена занятий, и Вы решили воспользоваться помощью студента, например, который готов помочь Вашему ребёнку с повышением успеваемости ( считаю это нормальным, сама работала репетитором в студенчестве), всё равно стоит оформить договор (составьте его сами), ведь это сделает Ваше взаимодействие с репетитором прозрачным.

Шаг 5. Отслеживайте прогресс.

Это индивидуально: какие-то родители хотят знать, каковы итоги каждого урока, кто-то очень занят и имеет более-менее самостоятельных детей, так что им достаточно отчёта по прошествии определённого периода занятий. В любом случае Вам, как родителю, нужно интересоваться прогрессом, спрашивать у репетитора, чем Вы могли бы помочь, поспособствовать со своей стороны, чтобы результаты были ещё лучше. Например, приобрести графический планшет для занятий на онлайн-доске или помочь ребёнку распределить время на неделе для повторения пройденного. Это зрелая позиция в отличие от родителей, которые "сдали своего ребёнка" репетитору как в детский сад и довольны, что сняли с себя ответственность. Помните о том, что положительные результаты обучения - это результат работы и взаимодействия трёх сторон (репетитор, родитель, ученик), и у каждой стороны есть своя мера ответственности.

Успехов Вам в поиске репетитора и хороших показателей в учёбе!

С уважением, Вера Александровна Лоренц, репетитор и эксперт по математике, информатике, физике и химии для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ и олимпиадам 😉 .

МАТЕМАТИКА | ИНФОРМАТИКА | ФИЗИКА | ЕГЭ 2025 | РЕПЕТИТОРЫ | ОЛИМПИАДЫ |