Найти в Дзене

«Мать» М. Горького, или родителем быть непросто

При чтении «Тихого Дона» Шолохова и «Как закалялась сталь» Островского мы невольно начинаем ассоциировать себя с главными героями. И хотя мне симпатичнее Павка Корчагин, чем Григорий Мелехов, оба романа построены так, что невозможно не сопереживать их судьбам. Мы погружаемся в истории людей, которые в той или иной степени были вовлечены в революционные события, и невольно сравниваем их выборы и поступки со своими собственными. Думаю, это характерно не только для этих произведений, но и для литературы в целом. И даже несмотря на то, что в данных романах упоминаются родители главных героев, с ними ты себя все равно не ассоциируешь, ведь они нужны для придания истории большего объема и раскрытия основных персонажей. Но что, если бы история про дореволюционную Россию была описана от лица второстепенного персонажа? Да и я, как хоть и молодой, но все же отец, хотел бы немного почитать о том, как это непросто — воспитывать ребенка, чье поколение координально отличается от твоего. Особенно в п
Оглавление

При чтении «Тихого Дона» Шолохова и «Как закалялась сталь» Островского мы невольно начинаем ассоциировать себя с главными героями. И хотя мне симпатичнее Павка Корчагин, чем Григорий Мелехов, оба романа построены так, что невозможно не сопереживать их судьбам. Мы погружаемся в истории людей, которые в той или иной степени были вовлечены в революционные события, и невольно сравниваем их выборы и поступки со своими собственными. Думаю, это характерно не только для этих произведений, но и для литературы в целом.

И даже несмотря на то, что в данных романах упоминаются родители главных героев, с ними ты себя все равно не ассоциируешь, ведь они нужны для придания истории большего объема и раскрытия основных персонажей.

Но что, если бы история про дореволюционную Россию была описана от лица второстепенного персонажа? Да и я, как хоть и молодой, но все же отец, хотел бы немного почитать о том, как это непросто — воспитывать ребенка, чье поколение координально отличается от твоего. Особенно в период переломных моментов в истории.

И вот примерно под такие размышления мне попалась книга «Мать» Горького, которая описывает жизнь женщины, чей сын пошел по «скользкой дорожке».

Краткий сюжет

Действие романа разворачивается в небольшом рабочем селе на фоне готовящейся революции. Центральная фигура произведения – Пелагея Ниловна Власова, простая женщина, которая, переживая жестокую жизнь с пьяным мужем и скрепя сердце отказываясь от своих мечтаний, превращается в настоящего бойца за справедливость, поддерживая своего сына Павла в его революционной деятельности.

Автор

Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) – поэт, прозаик и драматург, один из основоположников социалистического реализма в русской литературе. Его творчество охватывает трудности и страдания простого народа, а также идеалы справедливости и равенства. Горький известен такими произведениями, как «На дне», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев». «Мать» встроилась в его литературное наследие как особенный роман о человеческом духе и общественных переменах.

-2

Впечатления от книги

В процессе чтения родилось и укоренилось стойкое ощущение, что перед Горьким поначалу стояла задача создать агитационный текст. Но что-то вышло из-под контроля, и в процессе писания он обрел форму целого романа.

Здесь описано много жизненных историй простых людей, рабочих и крестьян, о том, как они живут, как их грабят, а потом еще и судят за то, что они недостаточно радостно отдают последнее. И из всех этих историй для меня больше всего выделилась судьба Савелия, у которого украли 40 лет жизни, и всё лишь для того, чтобы владелец завода, на котором он трудился, подарил своей фаворитке золотой предмет уборной. И тут говорится не о той уборной, в которой одеваются театральные актеры.

Если же говорить о стилистике, то роман написан так, будто ты смотришь игру актеров в театре — диалоги и действия героев кажутся слегка преувеличенными. Если уж показывается эмоция, то она будет исполнена на все деньги, так, что не останется ни капли сомнения на счет того, что именно это было.

Критика и Самоанализ Горького

  • «Мать» я написал в Америке летом 6-го года, не имея материала, «по памяти», отчего и вышло плохо";
  • «Мать» — книга действительно плохая, написана «в состоянии запальчивости и раздражения», с намерениями агитационными, после 1906 года. Полагаю, что своей цели она — в некоторой степени — все-таки достигла, что, однако, не делает ее лучше, чем она есть";
  • «Не принято, чтоб автор навязывал читателю свои мнения, но все же разрешите мне сказать Вам, что „La Mere“ — одна из наименее удачных книг моих…»;
  • «Я думаю, что моя книга мне не удалась. Она хаотична, лишена внутренней гармонии, сделана с очевидной небрежностью и без должного уважения к стилю. Если бы мне пришлось писать критику на Горького, она была бы наиболее злой и наиболее беспощадной»;
  • «Мать» — вещь неудачная, не только внешне, потому что длинно, скучно и небрежно написана, но, главное — она недостаточно демократична…";
  • «Чем дальше, тем более „Мать“ не нравится мне».

Не знаю что этот Максим Г. о себе возомнил, раз смеет так резко отзываться об М. Горьком.

Хотя не могу не отметить мое ощущение, будто автор успел сказать всё, что хотел, еще в первой половине произведения, а дальше сюжет как будто проседает.

Персонажи

Тем не менее, всё вышесказанное еще не умаляет глубины чувств, с которыми персонажи переживают свою судьбу. Все они прописаны открыто и честно, их невозможно не полюбить. В них можно найти отражение глубочайших человеческих чувств, и это позволяло по-настоящему сопереживать их судьбам, да так, что хотелось стоять рядом с ними, даже если их действия в итоге приведут к гибели.

Пелагея Ниловна в начале романа изображается как кроткая, забитая женщина, которая всё, что помнит о своей жизни, — побои мужа. Но супруг умирает, и у нее остается только сын-подросток, которому теперь в срочном порядке предстояло стать взрослым. Но что такое быть взрослым в то время?

- Каким кормильцем ты будешь мне, если пить начнешь…
Плотно закрыв глаза, он сказал:
– Все пьют…
Мать тяжело вздохнула. Он был прав. Она сама знала, что, кроме кабака, людям негде почерпнуть радости.

Но, к счастью, он образумился и, вместо того чтобы стать «взрослым», как все, выбирает путь революционной борьбы.

Политический контекст

Хоть в книге напрямую и не говорится, но все же не остается никаких сомнений о том, что именно Горький имел в виду: о какой партии идет речь, к какому будущему крылу этой партии будут относится герои книги, какую литературу они читают и благодаря какому философу стало это возможно.

Опять же понятно, почему всё это делалось. Горький писал роман в 1906 году, в период первой русской революции, а также жестокой реакции правительства. И заикнись он хоть одним словом о Марксе, о РСДРП или газете «Искра», книгу тут же предали анафеме.

Горький следующим образом передаёт отзыв Ленина, ознакомившегося с романом в рукописи:

«Я сказал, что торопился написать книгу, но — не успел объяснить, почему торопился, — Ленин, утвердительно кивнув головой, сам объяснил это: очень хорошо, что я поспешил... "Очень своевременная книга". Это был единственный, но крайне ценный для меня его комплимент»

Заключение

И несмотря на все недостатки книги, ты все равно ей веришь. Веришь, потому что описываемая «Россия, которую мы потеряли» — это «Россия, к которой мы движемся». А значит, все проблемы, горести и страдания, которые описаны в книге, мы, может быть, и не в полной мере можем прочувствовать, но все же они уже очень близки.

– Товарищи! – ... – Мы – те люди, которые строят церкви и фабрики, куют цепи и деньги, мы – та живая сила, которая кормит и забавляет всех от пеленок до гроба…
– Мы всегда и везде – первые в работе и на последнем месте в жизни. Кто заботится о нас? Кто хочет нам добра? Кто считает нас людьми? Никто!
...
– Мы не добьемся лучшей доли, покуда не почувствуем себя товарищами, семьей друзей, крепко связанных одним желанием – желанием бороться за наши права.

Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь, что я смог пробудить у вас интерес к прочтению данного романа. Читайте книги и помните:

По дороге вперед и против самого себя идти приходится.