Найти в Дзене
АиФ – Санкт-Петербург

Драйвер экономики. Деловой туризм в Петербурге растёт «быстрее отрасли».

   Драйвер экономики.
Драйвер экономики.

Губернатор Петербурга Александр Беглов прогнозирует, что по итогам 2024 года Северная столица может поставить рекорд по количеству принятых туристов, обогнав даже допандемийный 2019 год. Немалая часть гостей города прибывает в Петербург с деловыми целями.

О том, как развивается деловой туризм, и как на него может повлиять принятие нового бюджета Петербурга рассказал генеральный директор компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл», президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков.

   По мнению Сергея Воронкова, индустрия гостеприимства - одна из ключевых компетенций Петербурга Фото: Из личного архива
По мнению Сергея Воронкова, индустрия гостеприимства - одна из ключевых компетенций Петербурга Фото: Из личного архива

- В проекте бюджета Петербурга на 2025-2027 есть целый ряд разделов, которые вроде бы прямо сферы туризма не касаются, но тем не менее окажут серьезное влияние на отрасль. Это и строительство ВСМ, и вторая очередь «Пулково». По крайней мере в теории. А на практике - что вы, как руководитель Экспофорума, ждете от реализации этих начинаний?

- Очень важно, что и губернатор Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов, и правительство города уделяют большое внимание развитию туристической отрасли. Индустрия гостеприимства – одна из ключевых компетенций Петербурга и драйвер экономики.

Реализация стратегических инфраструктурных проектов – Высокоскоростная магистраль между Петербургом и Москвой, вторая очередь аэропорта «Пулково» – даст новые возможности и стимулы для развития туризма.

Сейчас из многих регионов в Петербург можно добраться только транзитом через столицу. Вторая очередь «Пулково» станет катализатором для запуска прямых рейсов. Аэропорт будет транспортным хабом наравне с «Шереметьево». Но для этого нужны ещё удобные подъезды с федеральных трасс, станция метро, сервисная инфраструктура. Всё это тоже заложено в бюджет.

Другой вопрос, что развитие индустрии гостеприимства должно быть комплексным и начинаться с маркетинга, выявления целевой аудитории и перспективных ниш, создания центров притяжения.

Инфраструктура сама по себе никого в город не приведёт. Она не генерирует трафик. Турист едет в Петербург за достопримечательностями – «Эрмитаж», Мариинский театр, Петропавловская крепость, дворцово-парковый ансамбль Петергофа и так далее.

Деловой туризм, например, с октября по май он может сгенерировать в перспективе те же 8 миллионов бизнес-туристов, а для этого деловому туризму тоже нужны свои достопримечательности. Условным «Эрмитажем» здесь выступают конгрессно-выставочные мероприятия. На них приезжают 80% из 1,3 млн деловых туристов в Петербурге. Свыше половины потока генерирует Экспофорум. Чем больше будет событий, тем больше гостей.

Петербург – один из ключевых центров компетенций во многих сферах от нефтегазовой отрасли и машиностроения, до пищевой промышленности и фармации. Каждое направление должно быть представлено крупным федеральным мероприятием на 20 – 30 тысяч посетителей. Это возможно, если развивать конгрессно-выставочную инфраструктуру, оказывать поддержку специализированным площадкам и мероприятиям.

- В чём ещё преимущества делового туризма?

- Деловой туризм растёт быстрее отрасли – 24% против 16%. Это единственное направление, которое в прошлом году превзошло показатели допандемийного периода. Доля деловых туристов в общей структуре потока – 20%, но они обеспечивают 40% дохода всей сферы. Средний чек делового туриста в 4 раза больше, чем у массового.

Деловой туризм загружает всю инфраструктуру гостеприимства в низкий сезон, повышает инвестиционную активность, создаёт новые компетенции.

Также в нынешних условиях это – единственный инструмент привлечения иностранных туристов. Обеспеченный массовый турист из западных стран на неопределённое время сошёл с нашей орбиты. Сейчас целевая аудитория находится в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

Платёжеспособная группа там около 1% от населения – деловая, научная, политическая, культурная элита. Но это 70 миллионов потенциальных клиентов. И к нам они готовы приехать, если будет крупное мероприятие по их сфере деятельности. Событие, где они смогут заключить выгодные контракты, найти новых партнёров, выйти на новые рынки, обменяться знаниями и опытом.

Наконец деловой турист склонен к повторным поездкам. А новый тренд в индустрии, bleisure, совмещение деловых обязательств с мини-отпуском, позволяет бизнес-путешественникам вдохновиться историко-культурным великолепием Петербурга и в следующий раз выбрать наш город как место для отдыха с семьёй.

- Планируемое введение туристического налога не отпугнет туристов?

- Эксперимент с курортным сбором удался. В бюджет Санкт-Петербурга эта мера принесла уже свыше 500 миллионов рублей. Его трансформация в туристический налог абсолютно логична. Это позволит стандартизировать практику и внедрить её на общегосударственном уровне.

Потребитель ничего не потеряет, цены на номера в отелях не взлетят. 1 – 3% от стоимости номера – совершенно не значительная сумма для гостя, но в общих масштабах – весомый источник средств на развитие индустрии гостеприимства.

Плюс ко всему, туристический налог станет частью общегосударственного перехода к прогрессивной шкале налогообложения по примеру реформы НДФЛ. Сейчас и постоялец президентского люкса, и гость хостела платит одинаковую сумму, 100 рублей в сутки с человека. Новый налог будет взыматься только с номера и зависеть от его стоимости. Что особо важно, от него освобождаются чувствительные категории граждан.

Вопрос здесь в том, куда пойдут собранные средства. Сейчас они могут быть направлены исключительно на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание туристической инфраструктуры.

Но если просто строить и ремонтировать рестораны и гостиницы, турпоток не вырастет. Повторюсь, нужно поддерживать мероприятия и специализированные площадки, развивать деловой туризм.

   Фото: Официальный сайт саммита Россия - Африка
Фото: Официальный сайт саммита Россия - Африка

- Есть ли у Экспофорума собственные планы развития? Как они гармонизированы с планами развития города?

- Экспофорум стал драйвером развития юга Санкт-Петербурга. Комплекс открыли 10 лет назад в 2014 году. Сейчас это – ведущий конгрессно-выставочный центр России со 150 мероприятиями и 1,5 миллионами посетителей в год.

Раньше на месте и вокруг Экспофорума были совхозные поля, тёмная двухполосная дорога через железнодорожный переезд. Сейчас Пулковские высоты – один из центров развития города. Здесь массово строится новое жильё, создаётся транспортная инфраструктура, запланирован большой научно-образовательный кластер с кампусом СПбГУ и технологической долиной ИТМО.

Что касается самого Экспофорума, в наших планах – строительство второй очереди. Крупным мероприятиям – Петербургскому международному экономическому форуму, Петербургскому международному газовому форуму, Международной судостроительной выставке «Нева», Международному форуму-выставке «Российский промышленник» и чемпионату «Профессионалы» – уже не хватает площадей. В следующем году к нам придут крупные московские выставки. Им тоже нужно больше пространства. Мы подошли к пику загрузки, и вторая очередь, которая предполагалась изначальным проектом, необходима.