Абхазия... Кто-то в восторге, кому-то отдыхать там "только из экономии и можно", а кто и вовсе - "никогда не ездил и не поеду"! Ну, сколько людей, столько мнений, вот и я свое добавлю. Точнее, поделюсь впечатлениями от небольшой вылазки в окрестностях Нового Афона.
Скажу сразу: в октябре в Абхазии тепло. По крайней мере, примерно до середины месяца воздух прогревается до 23-25 градусов, а вода 20-22 - в теплые денечки можно погреться на пляже и искупаться в море. Но Абхазия в октябре - это не только (и не столько!) пляж и тюлений отдых. Это горы, волшебный прозрачный воздух, пахнущий можжевельником, кипарисом и эвкалиптом, интересные места, уникальная природа, золотисто-зеленые осенние мандарины и хрустящая шоколадная хурма - в общем, то, чего так просит душа после стылых темных вечеров родной средней полосы.
Для отпуска мы выбрали Новый Афон - самый маленький из курортных абхазских городов, но, на наш взгляд, один из самых интересных и красивых. Да как можно валяться на пляже, когда вокруг столько всего: водопад, монастырь, пещеры... А на самой вершине ближайшей горы - старинная башня Анакопийской крепости, похожая на одиноко торчащий зуб! Излишне говорить, что добраться до нее - вызов и испытание для каждого, кто хоть раз бросит туда взгляд снизу.
Вот и мы к башне отправились, благо, казалось бы, идти недалеко - подняться до входа в Новоафонские пещеры (тоже, кстати, интереснейшее место для экскурсии), и дальше по пологому подъему вверх; по виду и по ощущениям - совсем близко. Дорога вьется узкой лентой мимо незатейливых загородных домиков местных жителей; мимо время от времени лихо проносятся машины: таксисты подвозят туристов, не желающих подниматься пешком, повыше к входу в заповедник, где начинается собственно экскурсия по территории древней крепости. Ну, ради таких видов можно и пешком пройтись не спеша!
На асфальтированной площадке - небольшая стоянка для машин, 200 рублей за парковку: приехал, поставил машину и гуляй сколько пожелаешь. Вход на территорию платный, 300 рублей с взрослых, 150 с детей. Неспешно идем, поднимаясь все выше. Остатки древних стен заросли плющом, искрошились от времени, камни погружаются в землю и все меньше напоминают о былом величии.
Стоит ли пересказывать историю крепости, возведенной византийцами в далеком VII веке и выстоявшей несколько упорных осад, непокоренной? Когда-то ее штурмовали тысячи арабов, здесь гремели яростные битвы, а сейчас тишина - прошедшие века превратили укрепления в заброшенные развалины.
Замок временем срыт и укутан, укрыт
В нежный плед из зеленых побегов,
Но развяжет язык молчаливый гранит —
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах...
Дорога наверх петляет по склону горы, постепенно удобная и достаточно ровная сменяется каменистой, уходит в рощу старых деревьев, идти становится труднее, но здесь уже можно передохнуть от жары, присев на скамейку или ровный широкий пень. Виды сверху - потрясающие! Внизу вдоль побережья раскинулись курортные городки и поселки, обзор в обе стороны чуть ли не всей абхазской ривьеры - от Сухума до Пицунды.
Вершина все ближе. Не скажу, что подъем особо утомительный, никто не торопит, можно не спеша любоваться красотами, фотографировать, слушать ветер и кузнечиков. Море и небо отсюда кажутся бескрайними, кажется, что видишь округлость Земли, а каменистая дорожка все поднимается и поднимается по склону горы. На самом верху - башня, остатки крепостных укреплений, развалины древнего храма с часовней Иверской иконы Божией Матери.
Часовня действующая, кстати. Странно видеть среди древних полуразрушенных стен ниши с великим множеством икон, образков и подношений, принесенных сюда верующими. Храму уже 10 веков; в алтаре его захоронены, как утверждают, святые останки первых христианских мучеников и исповедников. Несмотря на попытки реконструкции, последняя из которых была выполнена в начале прошлого столетия монахами Новоафонского монастыря, время, ветра, солнце, дожди и лианы неумолимо делают свою работу, и храм сейчас больше напоминает руины...
Неиссякаемый колодец у стены храма - чудо, благодаря которому древние абазги выстояли месяцы осады, - сотни лет вода в нем остается чистой и пригодной для питья, хотя источник ее появления в колодце неизвестен до сих пор. Здесь всегда останавливаются путники, чтобы вытащить на жутковато гремящей цепи ведро, прикрепленное к длинной жерди, и набрать водички. Кто-то пьет, другие не рискуют - вода в Абхазии вообще особенная, а здесь последствия могут быть совсем непредсказуемыми.
Крепостная башня - самое высокое сооружение в крепости, ее-то и видно снизу на вершине горы. В башне 4 этажа, построена она по всем законам фортификации и служила когда-то разом и наблюдательным пунктом, и жилыми помещениями, и оборонительным сооружением, а в нижнем этаже хранились запасы воды и продуктов. Внутри башня отреставрирована, с этажа на этаж ведут деревянные лестницы. Верхняя площадка - обзорная. Дух захватывает от высоты, кажется, что ты на самом верху мира! Кругом горы, по которым протянулись ниточки дорог, среди бархатной зелени лесов виднеются маленькие коробочки домиков. А с другой стороны далеко внизу на берегу моря - аккуратный городок Новый Афон.
Обратный путь кажется более утомительным, потому что теперь - только вниз. Туристов сопровождают местные "гиды" на четырех лапах, дружелюбно помахивающие хвостами и заискивающе глядящие в глаза - не перепадет ли кусочек колбаски или вкусная булочка. Собак здесь, как во всей Абхазии, много, но ведут себя они мирно и даже не подают голос. Впрочем, по дороге и в самой крепости можно встретить не только собак: котики тоже облюбовали древние развалины, греются на камнях и сторожат башни, как маленькие сфинксы.
Бывает, и покрупнее зверье встречается - местные жители животных любят и не гоняют. Нам по пути попались коровы, лежащие на солнышке с таким видом, словно это они здесь полноправные хозяйки.
В общем, на Иверской горе нам однозначно понравилось! Вот за это сочетание удивительной природы, живописной заброшенности и какой-то особенной простой доброты людей, проявляющейся порой совсем неожиданно, мы, наверное, и любим Абхазию. Время там как будто замерло и идет не так, как в окружающем неспокойном мире; кажется, там еще живет наше детство, в которое нам удалось ненадолго заглянуть.
И так больно и стыдно видеть на древних священных камнях нацарапанные вандалами "Тагил", "Николаев" и "Рома + Настя". Удивляет, сколько таких надписей, порой места чистого нет. А потом мы говорим, что в Абхазии русских не любят... За что нас любить, если приходя в такие места, мы так уродуем их "на память"?!
Вернулись мы с горы как раз к обеду и пошли в любимую хачапурную - съесть вкуснейшую, ароматную, обжигающе горячую "лодочку" с яйцом и маслом!