Найти в Дзене
Как было раньше

Исторические события Туниса.

С этой статьи, хочу начать цикл публикаций про регион мира, который до сих пор обходил стороной. Это Африка. А конкретно - Северная Африка. И первая страна, о которой пойдет речь, будет Тунис. Интересная и самобытное государство, с богатой культурой и историей. Как показывают археологические исследования, территория Туниса была одним из первичных очагов неолитической культуры Средиземноморья. Во 2 тысячелетии до н. э. населявшие эту территорию берберские племена занимались по преимуществу оседлым земледелием. Южнее больших солончаковых впадин Шотт-Джерид кочевали скотоводческие племена. Местная культура обогащалась благодаря контактам с народами Сахары и греко-эгейским миром. Однако решающее значение в истории древнего Туниса имели финикийская (с 12 в. до н. э.), а затем римская (со 2 в. до н.э.) колонизации, включившие страну в ареал развития античного способа производства. В течение пяти столетий территория страны являлась ядром могущественного рабовладельческого государства — Кар

С этой статьи, хочу начать цикл публикаций про регион мира, который до сих пор обходил стороной. Это Африка. А конкретно - Северная Африка. И первая страна, о которой пойдет речь, будет Тунис. Интересная и самобытное государство, с богатой культурой и историей.

Важнейшие исторические события.

Как показывают археологические исследования, территория Туниса была одним из первичных очагов неолитической культуры Средиземноморья. Во 2 тысячелетии до н. э. населявшие эту территорию берберские племена занимались по преимуществу оседлым земледелием. Южнее больших солончаковых впадин Шотт-Джерид кочевали скотоводческие племена. Местная культура обогащалась благодаря контактам с народами Сахары и греко-эгейским миром. Однако решающее значение в истории древнего Туниса имели финикийская (с 12 в. до н. э.), а затем римская (со 2 в. до н.э.) колонизации, включившие страну в ареал развития античного способа производства.

В течение пяти столетий территория страны являлась ядром могущественного рабовладельческого государства — Карфагена. Владения Карфагена в Западном Средиземноморье — на островах, на берегах Испании, Марокко и Алжира — имели характер обособленных торговых поселений, факторий. Однако в Тунисе финикийская колонизация развивалась вглубь. В прибрежной полосе, от современной Бизерты до Сфакса, располагалось почти три десятка относительно крупных городов, а в прилегающей округе и внутренних районах, населенных подчиненными Карфагену или союзными племенами, активно развивалось сельскохозяйственное производство. Именно к пунической эпохе древней истории Туниса относится разработка основ агротехнической науки (о чем свидетельствуют труды ученого Магона); в этот период сложились севооборот, агрономический календарь, способы обработки почвы, сохранявшиеся в практике местных земледельцев на протяжении многих последующих веков.

Развалины Карфагена
Развалины Карфагена

После падения Карфагена (2 в. до н. э,) территория Туниса была превращена в римскую провинцию Африка. Здесь создавались колонии ветеранов — бывших солдат, выходцев из разных концов Римской империи. Пришельцы смешивались с местным населением, которое наряду с берберским и финикийским языками стало широко употреблять в быту латинскую речь. В плеяду знаменитых латинских писателей вошли уроженцы Африки — Тертуллиан, Арновий, Апулей. В ряде районов, например в оазисе Гафса, латынь сохранялась как разговорный и письменный язык до 12 в. н.э.

Вакханка. Деталь мозаичного панно (3 в н.э.)
Вакханка. Деталь мозаичного панно (3 в н.э.)

Провинция Африка приобрела важное значение в экономической жизни Древнего Рима в качестве крупного производителя и экспортера сельскохозяйственной продукции. На римскую эпоху, особенно 2-3 вв. н. э., приходится расцвет городской цивилизации. Территория Туниса была одной из высокоурбанизированных провинций Римской империи. По некоторым оценкам, здесь проживало около 2,5 млн. человек и насчитывалось до 200 больших и малых городов. Граждане городов являлись, как правило, землевладельцами и в основной своей массе были непосредственно заняты в сельскохозяйственном производстве. В этот период страна подвергалась сильной романизации, но основная масса населения сохраняла пунический (финикийский) язык и восточные верования.

В 5 в. был положен конец римскому владычеству, которое, однако, в 6 в. сменилось властью Византии, столкнувшейся с болышим сопротивлением народных масс. В конце 7 в. страна была завоевана арабами-мусульманами, военные отряды которых в 647 г. впервые появились на территории Туниса. Основав город Кайруан (670 г.), ставший центром распространения ислама в Северной Африке, арабы подавили последние очаги сопротивления византийцев.

Первоначально Тунис, который в средние века называли Ифрикией, был частью Омейядского и Аббасидского халифатов, а в 9 в. здесь утвердилась фактически независимая династия Аглабидов.

Ифрикия была довольно централизованным государством, хозяйство которого базировалось на земледелии (в основном выращивание зерновых и оливководство), использовавшем античные методы агротехники. Активные торговые связи поддерживались с Тропической Африкой (Западным Суданом), по морю — с Египтом и Европой. В отличие от других районов Магриба и Ифрикии весьма интенсивно происходил процесс ассимиляции коренного и пришлого арабского населения, которое сосредоточивалось в многолюдных городах — Кайруане, Тунисе, Сусе, Сфаксе. В раннем средневековье они играли роль значительных центров формирования западной ветви арабо-мусульманской культуры.

Сам по себе приход арабов не сопровождался значительным увеличением пришлого населения. Выходцы из восточных областей арабского халифата оседали в городах. Их число в Тунисе было, вероятно, больше, чем в других странах Магриба, но не превышало нескольких десятков тысяч. Лишь в середине 11 в. здесь появились арабы-кочевники (по оценкам, 200-300 тыс. человек), расселение которых в центральных и северных областях страны ускорило арабизацию местного населения, прежде всего скотоводов, перенимавших обычаи и язык пришельцев из Аравии.

С середины 11 в. страна находилась в состоянии политической раздробленности, некоторое время входила в состав Альмохадского халифата, центром которого был город Марракеш (в Марокко). К 14 в., после затяжных междоусобиц, Тунис восстановил единство под эгидой династии Хафсидов. Однако развитие производства шло в целом по нисходящей, что проявилось в сокращении обработанных площадей, упадке ирригации. Во второй половине средних веков возросла доля населения, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни. На рубеже 15-16 вв. хафсидское государство распалось на ряд обособленных княжеств и городских республик.

В 1574 г. страна была завоевана Османской империей и входила в ее состав до конца 19 в. на правах автономной провинции, управлявшейся наследственной династией беев. Турки в Тунисе составляли особый корпус в армии (от 3 до 5 тыс. человек) и привилегированную часть бюрократической верхушки. Правящий класс пополнялся также за счет мамлюков — мальчиков и юношей, которые приобретались на невольничьих рынках Стамбула и воспитывались при дворе. Знание турецкого языка среди аристократии считалось признаком хорошего образования. Однако уже на рубеже 18-19 вв. в администрации и даже дипломатической практике турецкий язык был вытеснен арабским.

Со второй трети 19 в. Тунис начал превращаться в полуколонию Франции, которая использовала неравноправный договор со страной о торговле (1830 г.) и растущую зависимость тунисской казны от внешних займов. В 1881г. Франция навязала тунисскому бею договор о протекторате, предполагавший сохранение монархии и ряда местных ведомств с ограниченными правами.

В период колониальной зависимости экономика Туниса получила ориентированную на экспорт аграрную и промышленно-сырьевую специализацию. С конца 19 века была развернута в промышленном масштабе эксплуатация месторождений полезных ископаемых — фосфоритов, железной и свинцово-цинковой руд. К 1929 г. добыча фосфоритов достигла 3 млн.т, и до второй мировой войны страна играла ведущую роль на международном рынке фосфатного сырья. Плодородные области Северного Туниса стали объектом аграрной колонизации, в результате которой в руки европейцев перешло почти 20% всех обрабатываемых площадей. Механизированные фермы французов и итальянцев производили предназначенную на вывоз пшеницу твердых сортов, а также ранние овощи, цитрусовые, виноград. Капиталистический сектор развивался почти исключительно на базе иностранного капитала. В 1953 г. из 310 крупных промышленных и коммерческих предприятий лишь 33 принадлежали лицам тунисской национальности. Не только промышленность, но и значительная часть сферы обмена и услуг (банки, транспорт) были монополизированы иностранной, главным образом французской, буржуазией. Тунисская национальная буржуазия владела лишь мелкими предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье. Европейское меньшинство составляло в Тунисе около 7 % общей численности жителей и 20—30% населения крупных городов.

Рост фермерского хозяйства европейских колонистов, а также развитие промышленности и транспорта способствовали формированию рабочего класса. В 80-х годах 19 в. произошли первые политические выступления против колонизаторов; борьба за независимость усиливалась с каждым десятилетием. Коммунистическая федерация Туниса, созданная в 1920 г. в рамках Французской компартии и оформившаяся в 1939 г. в самостоятельную Тунисскую коммунистическую партию, сыграла большую роль в активизации освободительной борьбы.

Национально-освободительное движение в 30-х годах возглавила партия Новый Дестур (полное название — Новая либерально-конституционная — партия). Основанная в 1934 г., эта партия представляла широкие слои городской мелкой буржуазии. В руководстве преобладала демократическая интеллигенция — врачи, адвокаты, учителя, как правило получившие европеиское образование. Идеология базировалась на сочетании националистических стремлений с идеалами модернизации и буржуазного прогресса.

В 1955 г. было заключено франко-тунисское соглашение о внутренней автономии, а 20 марта 1956 г. подписан протокол о предоставлении Тунису полного политического суверенитета. В первые годы независимости  правительство, сформированное партией Новый Дестур, провело широкие реформы, направленные на ликвидацию феодальных пережитков, обновление государственного аппарата, введение светских норм в гражданское законодательство. Были существенно подорваны позиции мусульманского духовенства. Недовольство консервативных и правонационалистических кругов нашло выражение в антиправительственном заговоре, раскрытом в 1962 г. Обострение внутриполитической ситуации было использовано для установления однопартийного режима. В начале 1963 г. была запрещена деятельность Тунисской коммунистической партии, закрыты прогрессивные органы печати. Расширение экономических функций государства в рамках политики планируемого развития сопровождалось выдвижением официальной доктрины «дестуровского социализма», которая была сформулирована на 7 съезде партии (1964 г.). На нем было также принято решение о переименовании Нового Дестура в Социалистическую дестуровскую партию (СДП). Концепция «дестуровского социализма» имеет определенное сходство с теориями западноевропейских социал-реформистов. Ее основные положения сводятся к тезисам о национальном единстве, классовой гармонии, ассоциации труда и капитала ради экономического прогресса.

Внутриполитическая ситуация на протяжении последних лет определялась в значительной мере противоречиями между сторонниками неограниченного частнокапиталистического предпринимательства, с одной стороны, и развития на основе государственного сектора — с другой. Вопрос о формах государственного устройства, соблюдении демократических свобод находится в центре политических дискуссий, острой внутренней борьбы. В начале 70-х годов руководители либерально-буржуазного течения, действующие под лозунгом демократизации общественной жизни, ограничения режима «личной власти», покинули ряды СДП, организовав полулегальное оппозиционное Движение демократов-социалистов. Вместе с тем усилило свое влияние левое крыло внутри СДП, наблюдается радикализация студенческого движения. С требованием прогрессивных изменений выступает также партия Движения народного единства, действующая в основном в эмиграции.

Последний период характеризуется обострением классовой борьбы в стране, что нашло свое выражение в массовых выступлениях трудящихся, в подъеме забастовочного движения.

Читайте и другие статьи канала, подписывайтесь, тем более что в скором времени выйдут новые материалы.

До встречи