Найти тему

Духовное восхождение как основа развития цивилизации

Глава 2 Теория.

Что определяет сущность человека? Что является основополагающей компонентой человеческой цивилизации? И ответ на эти вопросы будет различаться в зависимости от того какой мировоззренческой концепции придерживается отвечающий. И на сегодня есть две основные группы МК. Это концепция теистическая (в различных вариантах) или теистическая мировоззренческая концепция (ТМК), и современная научная или гуманистическая МК (ГМК). И нам придется так или иначе обращаться к этим двум точкам зрения.

Итак, что определяет сущность человека с точки зрения современной МК? Считается, что человек – это эволюционировавшее животное, выделившееся из среды себе подобных благодаря разуму. Разум позволил человеку создавать и использовать оружие компенсировавшее ему отсутствие клыков и когтей. Разум же позволил создать уникальную и сложную систему коммуникации – речь. А также человек научился создавать сложные идейные конструкции, благодаря которым люди смогли объединяться в крупные коллективы, в сотни, тысячи и даже миллионы особей: города, государства, цивилизации.

Поэтому ГМК основной компонентой, определяющей сущность человека назовет разум, сознание, интеллект. Для гуманизма интеллект – это основная характеристика человека, основная черта, благодаря развитию которой мы выделились из прочего животного мира. И если мы нарисуем эти два полюса: звериность и человечность, то гуманизм уверенно и однозначно заявит – движение в одну и другую сторону происходит по мере увеличения или уменьшения интеллекта. Чем больше развит интеллект – тем больше характеристика под названием «человечность», и чем меньше показатель «интеллект», тем ближе характеристика под названием «звериность». И в этих рассуждениях есть доля истины. Без интеллекта действительно цивилизацию не создать. Однако, ГМК не идет дальше, ограничивается одной этой характеристикой, возводит ее в абсолютный и основной показатель человечности.

И эта ошибка, закравшаяся в теорию, погубила коммунизм. Идеологи коммунизма, материалисты до мозга костей, полагали, что если так, то и развитие человеческого социума может идти только путем увеличения знаний, образования, интеллектуализации. Однако, оказалось, что этого недостаточно. Интеллектуализация социума повышалась, но это не уберегло смелый и дерзновенный русский коммунистический проект от гибели. И мы уже выяснили, что погубило его «шкурничество», постепенно накапливавшееся в советском сообществе. Росла образованность, повышался уровень знаний общества, среднее образование стало всеобщим и бесплатным, а высшее – доступным любому желающему, но это не уничтожило и не подавило рост «шкурничества» или индивидуализма, жадности, зависти, сребролюбия, - или всего того, что в религиозной среде принято называть «греховными страстями». И когда уровень шкурничества достиг критической массы, коммунистический проект стал неосуществим и невозможен. Поэтому задумали переход от коммунизма к капитализму в верхах КПСС, а люди его поддержали и встретили с восторгом. Коммунистический проект к этому времени выдохся и перестал работать, превратился в мертвую форму, лишенную духа, живого огня и своего первоначального содержания. И за эту омертвевшую форму никто не захотел защищать. Эйфория была всеобщей.

Но мы отвлеклись. Итак, с точки зрения ГМК сущность человека определяет разум, интеллект, и как следствие – наука и накопленные знания.

Если же встать на точку зрения людей, придерживающихся ТМК, и наиболее близкой нам – христианской, то мы увидим, что интеллект хотя и важен, определяющим фактором никогда не назывался. Восхваляется мудрость, а не интеллектуальность. И то, достаточно редко, если смотреть священные тексты. Больше и чаще восхваляется способность побеждать страсти и подниматься к уровню святости. И вот как раз это совершенно не понятно и чуждо ГМК. Наука не понимает и не знает ничего о святости, полагая это чем-то вроде синонима определения «хороший человек».

Тогда как в христианском мировоззрении именно святость есть высшее качество, к которому может стремиться человек. Это высшая точка, которую ТМК видит, и более того, знает путь, как это состояние достигается. Для этого человек должен изменить себя, должен развиваться, бороться с греховными страстями и культивировать в себе добродетели. Это тяжелый путь, требующий труда и самоотречения. И подвигает на этот путь человека вера в собственное бессмертие. Гуманисту сегодня кажется это обманом, отнимающим у человека годы жизни и саму жизнь. Мол, мог бы кушать сытно и отрываться по полной, а он вместо этого смиряет плоть, носит вериги, уходит в леса, и вообще лишает себя множества удовольствий. Однако, в результате всего этого, в человечестве появлялись святые – люди высокого духовного уровня, у которых открывались невиданные способности: хождение по водам, чтение мыслей, видение будущего и прошлого, управление материей, перемещение в пространстве, нечувствие к ядам, и даже власть над смертью (воскрешение мертвых). Всё это недоверчивому человечеству сегодня кажется вымыслом, поскольку святость встречается крайне редко, и отнюдь не в гуманистической среде.

Итак, с точки зрения христианской МК, сущность человека определяет не интеллект, а любовь. Именно любовь превозносится превыше всего. Любовь названа главной компонентой, главной характеристикой человека.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:1-3)

Без любви человек – и не человек, а как бы некий музыкальный инструмент (медь звенящая или кимвал – древний ударный музыкальный инструмент из двух медных тарелок или чаш). Или как поет один исполнитель: «Что без любви мы всего лишь мешки с костями, кишками и печенью. Без любви мы всего лишь куски живой на вид человечины».

Христианская религия призывает людей к подвигу любви. И любовь же становится главным мерилом духовности человека. То есть появляется еще один важный аспект – «духовность». Именно духовность а не интеллектуальность определяется ростом показателя «любовь». Чем больше любовь в человеке – тем он духовнее, тем выше и ближе к состоянию «святость». И чем меньше в человеке этот показатель, тем ближе он к состоянию под названием «звериность».

Гуманист может вступить в спор с теистом христианином. Но что ему возразить на следующий аргумент: современные вычислительные машины уже превосходят человека по способности к вычислению и хранению данных. То есть машинный интеллект скоро превзойдет человеческий. Он уже превосходит по отдельным параметрам, а скоро машина обзаведется собственным интеллектом. Выходит, если главным параметром, определяющим человечность является разум и интеллект, то машина станет более человеком, чем сам человек? Но это ведь абсурд!

И этот простой пример показывает, что гуманистическое представление о главной характеристике человека ошибочно. Человеку нужен интеллект, но не он является основным фактором, определяющим человечность. Главная составляющая человечности – это именно любовь. И именно по мере повышения способности к любви, повышения в человеке и обществе этого параметра становится возможна человеческая цивилизация. Уйдет любовь и человеческое общество станет обществом звериным. Ни больше и ни меньше. Именно любовь является фундаментальным параметром, определяющим уровень человечности. А значит всё, что повышает этот значение этой компоненты в обществе – это хорошо и добро, а всё, что снижает это значение – плохо и должно быть признано злом. Вот фундамент от которого нужно отталкиваться, создавая новую идейную модель общественного устройства.

Перед вами фрагмент создающейся книги. Отрывки публикуются по мере их написания. Не обязательно они войдут в финальную версию, или войдут именно в таком виде. Дзен выступает скорее как записная книжка, позволяющая не терять написанное. Александр Смирнов