Знаете, я никогда раньше не писала ни отзывов, ни рецензий. Наверно, потому, что если фильм очень сильно понравился (а чтобы написать по-настоящему хороший отзыв - фильм, безусловно, должен понравиться) - то для меня он становится чем-то особенным, чем-то личным, что хочется беречь только для себя. И еще потому что это - своего рода ответственность перед тем, кто читает: как не испортить ему впечатления, или наоборот, не завысить ожидания? Но теперь есть этот канал, и я все-таки попробую описать свои ощущения (назовём это так) от просмотра фильма "Голубая пещера".
Первое, что хочется отметить - это атмосфера, то, что эмоционально связывает зрителя с происходящим на экране. Тут она безусловно есть. С самых первых кадров спасательной операции наползает чувство необъяснимой тревоги, которое как вода, тихо и незаметно, поднимается всё выше и выше. Это беспокойство притягивает тебя к сюжету, постепенно и необратимо нарастая к финалу.
Фильм абсолютно не затянут, несмотря на то, что он явно не развлекательный. И достаточно резкие переходы "тогда-сейчас" не вызывают раздражения, как это часто бывает. Вообще, хронометраж фильма идеален - полтора часа не дадут зрителю ни устать, ни заскучать, и в тоже время вмещают в себя всё, что хотели сказать и показать создатели.
Музыка композитора Мустафы Фахира Атокоглу в фильме "вплетена" в повествование, она не ощущается отдельно от происходящего, и это, как мне кажется, очень правильно. В фильме нет какого-то яркого, запоминающегося мотива или мелодии-"визитной карточки", но она именно такая, какая должна быть.
Визуальный ряд - спасибо оператору-постановщику Хакану Генджану. От красивейших пейзажей морского побережья до лица Джема крупным планом - всё выразительно и эстетично. Большая часть кадров в фильме - в тёплых закатных тонах, и только яркие серо-голубые кадры в пещере как переход визуально отделяют момент финала, конца пути.
Голубая пещера в фильме - место принятия и успокоения, цель, к которой мы все идём всю свою жизнь.
Небольшая, но очень значимая роль Окана Ялабыка (Ибрагим-паша из "Великолепного века") поднимает тему, о которой, к сожалению, не очень любят вспоминать - тему семейного насилия и его причин. Сцена с ним очень метафорична, и я не знаю, как описать её без спойлеров. Пережитая в детстве жестокость того, кто должен быть защитником и утешителем - родного отца, может сделать из ребенка такого же монстра, или, наоборот, человека, стремящегося всех спасти и защитить, как Джем. Зритель ещё раз убеждается, что образ отца и образ матери живут в нашем сознании всю нашу жизнь, а материнская молитва защищает и успокаивает даже на пороге смерти.
Главные герои.
Керем выложился на все 200, это очень ожидаемо, и это прекрасно. Это его история - сюжет, сценарий, главная роль. Весь фильм - это история Джема, кадров без него практически нет. И Керему веришь в каждом мгновении, сказать тут больше нечего, нужно просто смотреть.
Деврим в этом фильме на своём месте. Совпала с героиней и внешне - легко верится, что она археолог, что можно сказать далеко не про всех актрис, и эмоционально тоже. Местами, конечно, мелькает ощущение, что она очень старается, но в целом - прекрасно справилась, она - Алара, не Деврим. В ней нет гипертрофированных эмоций и самолюбования, чем грешат многие турецкие актрисы. Особенно хочется отметить сцену, где Алара узнаёт о своей потере - именно так это обычно и происходит, шок и невозможность осознания, а не крики и вопли...
Любовная линия в "Голубой пещере" основное, но не главное, если можно так выразиться. Основа сюжета - это то, что происходит с сознанием Джема, а для него главное - это любовь к Аларе во всех её проявлениях и этапах: первая встреча, первое свидание, предложение, семья, ссоры, ревность, планы на будущее, извечный мучительный страх жены военного, выбор мужа между семьёй и долгом, смертельная болезнь, потеря... Мне понравилась сцена предложения, и то, что обошлись без кадров свадьбы - спасибо, что без привычных банальностей.
Достаточно смелые для Турции, но неожиданно скромные для платформы любовные сцены поданы чувственно, но деликатно и красиво.
Великолепно, очень сильно по эмоциям сыграна обоими актерами сцена в кабинете врача, и сцена, где смертельно больная Алара утешает рыдающего мужа - именно в этом проявляется настоящая, искренняя, самоотверженная любовь. Ну и финал бьёт наотмашь, боль потери сыграна на разрыв.
Много вопросов поднимает линия Зейнеб-Джем и возможная измена, это заметно даже по обсуждениям на нашем канале. Не знаю, с чем это связано, с некоторой недосказанностью сюжета или так и было задумано. Но какая сильная любовь обходится без ревности? Здесь меня очень впечатлили чёрные как ночь глаза актрисы Юсры Гейик - они придают ей какую-то демоничность, что, впрочем, и требуется.
Фильм, безусловно, посмотреть стоит, и его успех (думаю, об этом уже можно говорить, но все-таки скрестим пальцы 🤞) это доказывает. Неожиданно для себя я поняла, что могла бы написать ещё много, но боюсь спойлеров. Это фильм о любви, но не любовный фильм, и те, кто хочет увидеть "Серкана Болата" - его там не найдут. Очень многие пишут о слезах и сильном эмоциональном опустошении после просмотра - что же, обязательно нужны и такие фильмы, которые помогают нам что-то переосмыслить в собственной жизни. Это фильм о правильном выборе и ответственности за него, о том, что надо жить и любить здесь и сейчас, что надо беречь друг друга, своих близких и свою семью, постоянно дарить им своё тепло и любовь, потому что привычный нам мир очень хрупок.
И самое главное - несмотря ни на что, фильм дарит надежду и побеждает жизнь и любовь.
"Я могу подытожить всё, что узнал о жизни, в двух словах: она продолжается" - Роберт Фрост.
Посмотреть фильм можно здесь
С благодарностью создателям фильма: Керему Бюрсину, Алтану Дëнмезу, Осману Кая, Хакану Генджану, Деврим Озкан, всей команде "Голубой пещеры" и двум маленьким актёрам - Шамилю и Юсуфу ❤️