Найти тему

Были ли семьи в Российской империи многодетными? Портрет городской семьи

В этом году в России зафиксирован исторический минимум рождаемости – число умерших превысило число родившихся в полтора раза. Как выглядела демография страны сто лет назад, до потрясений революции и Великой Отечественной войны? Историк Наталья Араловец в книге «Городская семья в России 1897–1926 гг. Историко-демографический аспект» представляет портрет российской семьи в этот переходный период: уже тогда большие патриархальные семьи уходили в прошлое. Размер семьи и рождаемость зависели от национальной и региональной специфики. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги.

Семья купца
Семья купца

Тип и величина семьи

Специфика социально-экономического и демографического развития российского общества в конце XIX в. – начале XX в. оказывала влияние на трансформацию демографических показателей семьи. Их изучение выявило зависимость между типом семьи и формой брака. Так, существовала моногамия (единобрачие) – форма брака и семьи, при которой мужчина был женат только на одной женщине, а женщина была замужем только за одним мужчиной. Такой союз заключался надолго и был санкционирован обществом.

Наряду с моногамией была и полигамия (многобрачие). Полигамный брак, как отмечалось, допускал, чтобы один мужчина имел несколько брачных партнеров одновременно. Напомним, что по Корану мусульманину разрешалось иметь до четырех законных жен. Распространение получила и полигиния (многоженство), при которой мужчина одновременно мог состоять в нескольких брачных союзах с разными женщинами, например семья гаремного типа. В изучаемый период моногамия была характерна для христиан, а полигамия – для мусульман.

Семья Льва Толстого
Семья Льва Толстого

Тип семьи также определялся структурой родственных связей. В зависимости от них выделялись и типы семей – расширенная или сложная, простая или нуклеарная. Сложная семья состояла из нескольких простых полных или неполных семей, а также родственников супругов по прямой или боковой линиям. Простая семья – из супружеской пары с детьми (полная семья) или только из супружеской пары, или одного из родителей с детьми, не состоящими в браке (неполная семья).

В конце XIX – начале XX в. в городах России наблюдалось увеличение числа простых семей и сокращение больших патриархальных «неразделенных» семей. Наблюдались изменения в традиционных функциях семьи – производственной, демографической, воспитательной, коммуникативной (реализующая власть в семье, первичный социальный контроль), рекреативной (включающая взаимопомощь, поддержку в семье, заботу о состоянии здоровья членов семьи и т. д.).

-3

Наиболее значительным переменам подверглась производственная функция семьи. Это было непосредственно связано с ростом промышленного производства, увеличением числа городов, а также с миграционными потоками в индустриальные центры России. Если для семьи феодального общества была характерна непосредственная организация производства, потребления, а также накопления капитала, то для многих семей в XIX в. и особенно в XX в. из всех экономических функций осталась только организация потребления и быта.

Такое положение было характерно для семей рабочих, низших и средних групп служащих. В семьях, связанных с капиталистической собственностью, наряду с хозяйственно-экономической функцией сохранялась функция накопления капитала и передача его по наследству. В семьях мелких собственников – организация производства. Отделение труда от семьи, включение членов семьи в крупное общественное производство стало существенным фактором перехода больших патриархальных семей к простым семьям.

Миграция населения способствовала ослаблению семейных уз и усилению дробления семей. Организация в российском обществе социального обеспечения, развитие и совершенствование его форм также снижало потребность населения в больших семьях. Таким образом, в рассматриваемый период наблюдались изменения в системе взаимодействия семьи и общества, семьи и личности. Это способствовало распространению нуклеарных семей.

-4

В городах России в конце XIX – начале XX в. существовали большие патриархальные семьи. Однако их число было незначительным. Экономической основой таких семей были занятия, требующие сосредоточения в одних руках, в большинстве случаев у глав семьи, собственности, финансовых и организационных рычагов. Большие семьи в основном состояли из родителей, семей 2–3 взрослых сыновей и родственников. Такой тип семей встречался среди купечества, ремесленников, имеющих свое дело, извозчиков, крупных подрядчиков, рабочих, староверов.

Например, большие патриархальные семьи существовали у рабочих в Подмосковном угольном бассейне. Эти семьи были тесно связаны с сельским хозяйством, что сближало их быт, ценностные установки с крестьянством. Семьи подрядчиков на заводах Урала также обычно были большими. Главы семей заключали с заводами подряды на погрузку руды. Такая работа требовала наличие рабочих рук, и ее выгодно было выполнять большими семьями. Существовали большие семьи и у рабочих, у которых отсутствовали необходимые материальные средства для отделения взрослых детей с их семьями.

-5

Сложные семьи традиционно наблюдались у отдельных народов, например башкир, чувашей, грузин, осетин и т. д. Преобладали такие семьи, часто полигамные, у таджиков, узбеков, особенно живущих в Бухарском и Хивинском ханствах. Большие семьи, сложившиеся на основе полигамии, были у народов Северного Кавказа. Однако большие патриархальные семьи были более характерны для сел, чем для городов.

В городах России в конце XIX – начале XX в. широкое распространение получили простые семьи. Одним из факторов этого стало наличие в городах мигрантов, как отмечалось, в основном молодых мужчин и женщин. Они вступали в брак и создавали в большинстве случаев простые семьи. Длительная их оторванность от родителей и родственников способствовала этому. Условия существования простых семей в городах меняли сложившуюся ранее традицию формирования семьи из родственников по мужской линии, когда сыновья и их жены оставались в родительской семье, а дочери уходили в дом мужа.

Семья мужа состояла из родителей, детей, не состоявших в браке, женатых взрослых сыновей с детьми (или женатого сына с детьми). Овдовевшие сыновья и их дети, оставались жить с родителями. Вдовы с детьми могли вернуться к своим родителям или продолжить жить в семье мужа. Такой механизм содействовал созданию и сохранению сложных семей.

-6

Жители, особенно небольших городов, обычно руководствовались старыми традициями близкими к семейным устоям села. Так, из-за отхода молодых людей в крупные промышленные центры сохранялись правила, по которым один из сыновей (обычно младший) оставался при родителях. Это было характерно и для старообрядческих семей Урала. Родители отделяли женатого сына после женитьбы следующего, что сдерживало дробление семей, и замедляло их нуклеаризацию.

Простые семьи были зафиксированы у многих народов, проживающих в России, особенно в городах. Такой тип семьи стал преобладающим у бурят в середине XIX в. Среди большинства народов Северного Кавказа простые семьи превалировали в XIX в. Однако семей, состоящих из родителей и детей, было немного. Чаще встречались расширенные простые семьи, куда входили вдовы, разведенные женщины. В городах Средней Азии в конце XIX – начале XX в. наряду с большими патриархальными семьями получили распространение и простые семьи.

Таким образом, в рассматриваемой период в городах России существовали как сложные семьи, так и простые, состоящие из одного или двух поколений. Росло число семей переходного типа (от семей сложных к простым семьям). Это свидетельствовало о развитии процесса нуклеаризации семьи. Изменялась и величина семьи.

-7

Сложные семьи с несколькими семейными парами, а также родственниками иногда достигали больших размеров – 20–30 чел. Такие семьи наблюдались, например, в Подмосковном угольном бассейне. Некоторые сложные семьи чувашей достигали 30 и более человек. В семьях рабочих Нижнего Тагила было от 9 до 17–18 и более человек. У купцов в городах Сибири фиксировались большие семьи, состоящие из 15 и более человек и включающие 4 и более супружеские пары. Однако такие семьи были малочисленны.

Число членов в простых семьях было значительно меньше, чем в сложных семьях. Однако величина простой семьи была тесно связана с региональными и национальными особенностями. Так, простые семьи у чувашей насчитывали до 5 чел. В Казанской губернии татарская семья также состояла из 5 чел.

Величина марийской семьи была численно больше – от 3 до 12 чел. У грузин Кутаисской губернии средний размер семьи – 6 чел., а Тифлисской губернии – 4 чел. У осетин в Тифлисской губернии семья в среднем насчитывала 7–8 человек, в Кутаисской губернии – 10 чел., а у абхазов – 4–5 чел.5 В Нижнем Тагиле преобладали семьи от 1 до 8 чел. На Выйском заводе средний размер семьи коренных рабочих – 5–6 чел.6 В городах Сибири семьи в основном состояли из 4 чел. Купеческие семьи – в среднем из 5–7 чел. В селах семьи были более многочисленными, чем в городах. Семьи в столичных европейских городах России, например, в Петербурге, не были многочисленными.

Таким образом, тип и величина семьи были связаны с уровнем социально-экономического развития общества. Важную роль играла его региональная и национальная специфика. Размер семьи также определялся числом детей, живущих в ней.

Читайте книгу целиком, чтобы узнать, как жили семьи на закате Российской империи