Найти в Дзене

Витражи в христианском искусстве

Оглавление

Витражи и панно из разноцветного прозрачного стекла во все времена впечатляли своей красотой. Сегодня примеры витражного искусства можно встретить в разного рода архитектурных сооружениях, но изначально оно использовалось исключительно для украшения христианских церквей. Почему эта традиция родилась и развивалась в  католичестве и в каком виде ее переняли в Православии? Об интересных фактах и православных памятниках витражного искусства расскажем в этой статье.

Появление и распространение витражного искусства

Точное время появления витражей ученые не могут определить до сих пор, так как использование декоративного стекла известно еще со времен Древнего Египта и Древнего Рима.

Предполагается, что витражи в виде яркой мозаики из разноцветных стекол появились впервые в украшении византийских храмов, главный из которых — собор св. Софии в Константинополе (VI в.). Сюжетные витражи с изображениями людей, животных и цветочных композиций появились лишь к Х в. в украшении соборов и церквей католической традиции. Тогда же стекло научились расписывать и обжигать для закрепления рисунка. Самый древний сохранившийся витраж с росписью «Голова Христа» датируется 1060 г. и находится в Вейссембургском аббатстве во Франции.

-2

Витражи на Руси

В православных храмах витражи, в особенности сюжетные, не получили распространения, так как при строительстве церквей окна обычно делали маленькими и узкими. Это объяснялось как климатическими условиями, так и тенденцией строительства в Древней Руси храмов-крепостей. Поэтому, если в некоторых первых русских храмах были вставлены окна из разноцветных кусочков стекла или слюды, эта практика быстро прекратилась.

Кроме того, создание витражей со святыми образами и на библейские темы не одобрялось в восточно-христианской Церкви еще со времен Седьмого Вселенского собора (VIII в.). Прп. Максим Грек в своем труде «О святых иконах» упоминает, что святые отцы повелели писать иконы «на всяком древе, и камени, и на столпех, и на стенах, и на сосудах церковных...», то есть на прочных и долговечных материалах. «А на стекле святых икон не писати и не воображати»  — из-за его хрупкости.

Витражи вновь вернулись в интерьер русского православного храма лишь во времена Российской Империи XVIII-XIX вв. В этот период на культуру и архитектуру, по большей части столичного города Петербурга, сильное влияние оказывала Европа. Здесь строились католические и лютеранские храмы в романском и готическом стилях с применением витражей. Причем ассоциация «готика-витраж», сформировавшаяся за многие столетия, была столь прочной, что и в XIX в. те редкие православные храмы, которые создавались в готическом стиле, украшали витражами. Органично витражи вписались также в храмы византийского стиля.

Одним из первых иконографических витражей в архитектуре православных храмов России является сохранившийся до наших дней заалтарный образ Спасителя в Исаакиевском соборе в Петербурге (1858 г.). Он стал прототипом для других заалтарных витражных образов в русских церквях. Этот витраж  появился из необходимости добавить света в темное пространство алтаря, а также благодаря желанию Николая I иметь в русских церквях стеклянные образа и окна с живописью.

-3

Еще один уникальный в своем роде памятник витражного искусства — иконостас в Иоанно-Усекновенской церкви в Харькове. Изначально его изготовили в 1905 г. в Мюнхене для домовой церкви владельца харьковской местной газеты А. Юзефовича. При советской власти иконостас был отправлен в музей атеизма и лишь в 1943 г. передан в Иоанно-Усекновенский храм.

-4

Известно также, что в 1839 г. в ризнице церкви Рождества Иоанна Предтечи в Петербурге находились две живописные иконы на стекле — св. Михаила Малеина и св. Анны Пророчицы, а в церкви Императорского Фарфорового завода хранился стеклянный образ Рождества Христова.

Значительно большую популярность витражи получили в то время в отделке домов знати и состоятельных лиц, реже встречались в архитектуре зданий административного и общественного назначения.

Обучившись витражному ремеслу у западных мастеров, русские ремесленники стали открывать и развивать свои мастерские. И с конца XIX в. церковное витражное искусство в России становилось все более самобытными, постепенно освобождаясь от западных влияний.

Витражное христианское искусство нашего времени

Вопреки ожиданиям наших предков, сегодня мы видим, что при бережном обращении витражи и спустя тысячу лет сохраняются практически в первозданном виде. Свойства и насыщенность цвета стекла не изменяются под влиянием времени, солнечного света, перепадов влажности и температур. Наоборот, именно в солнечных лучах стеклосувениры и витражи раскрываются во всей своей чарующей красоте.

Сегодня витражи украшают здания самого разного назначения. В православных храмах — по большей части узоры и орнаменты, картины и святые образы на витражах. Но это все еще исключительные случаи.

-5

Наша стеклосувенирная мастерская успешно трудится на этом поприще и предлагает различные варианты витражных изделий для использования в архитектуре и интерьере. Наши специалисты создают узорные витражи на заказ для православных храмов Беларуси и зарубежья.

-6

Витражи и сувениры из стекла в каталоге изделий Свято-Елисаветинского монастыря

Также наши мастера изготавливают подвесные витражи и стеклянные панно с библейскими сюжетами, образами Божией Матери и святых, которые станут вдохновляющим и поистине уникальным украшением храма и дома.

-7

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ