Зимний вечер. Трое друзей приезжают на горнолыжный курорт в конце недели покататься на досках и, сев на кресельный подъёмник за несколько минут до закрытия курорта, остаются там «висеть» на середине пути канатной дороги в нескольких метрах от земли. Время идёт, но подъёмник не запускают… Сотрудники канатной дороги сменились и забыли о последних гостях. О, ужас! Подъёмник недвижим, сноубордисты «зависают» над ёлками во всех смыслах этого слова. Гнев, отрицание, торг, депрессия, принятие. Холод и голод нарастают, паника и ужас овладевают ими. Вечереет. Впереди перспектива провести так очень много времени. Вокруг сгущается тьма, луна озаряет тёмный лес и начинают выть волки…
Хорошо, что это только свободная аннотация к заурядному ужастику 2010 года «Замерзшие». В реальности такое произойти не может, так как в конце каждой смены сотрудники канатной дороги проверяет канатную дорогу и каждое кресло, а спасатели лыжного патруля осматривают подъёмники, когда закрывают трассы. Наличие камер наблюдения, мобильных телефонов и службы безопасности курорта сводит вероятность развития такого сюжета к нулю. Однако история эксплуатации канатных дорог тоже имеет свой чёрный список.
Канатная дорога является самым безопасным видом транспорта (да, она приравнена именно к виду транспорта, как и самолёт или поезд, и имеет соответствующий паспорт технической безопасности), но и на ней могут происходить стрессовые ситуации, к которым нужно быть готовыми. Я не имею в виду случаи, когда кто-то палкой пытается вас проткнуть в очереди на подъёмник, или чью-то неудачную попытку спрыгнуть из кресельного подъёмника на ходу, когда кажется, что снег уже близко (это запрещено в виду крайней опасности). Речь идёт о внезапной аварийной остановке канатной дороги по разным причинам.
Вообще, кратковременные остановки канатной дороги - обычное дело. Это происходит при погрузке или выгрузке маломобильных групп туристов, едущих полюбоваться видами гор, или при спотыкании начинающих лыжников. Сотрудник канатных дорог сразу нажимает «стоп»! Проверка систем тоже времени от времени предполагает небольшие остановки. Иными словами, рутина.
Другое дело, если остановка затягивается и что-то идёт не по плану. Так, одним прекрасным январским днём 2018 года, на одном австрийском курорте ничего не подозревающие туристы «застряли» на несколько часов на кресельных подъёмниках. Для их эвакуации потребовалось несколько часов работы спасателей. Некоторые туристы изрядно напугались и замерзли. И это ещё хорошо, что было уже относительно тепло, и никто серьёзно не пострадал от переохлаждения. Причина остановки подъёмника – технические проблемы. Все 150 туристов были методично эвакуировали с помощью альпинистского снаряжения и вертолётов.
В марте того же года в Грузии, канатная дорога странным образом вдруг начала неуправляемо крутиться назад, разбрасывая лыжников и сноубордистов направо и налево. 11 человек получили травмы различной степени. Прокуратура Грузии предъявила обвинения двум операторам компании Mountain Resorts Development в связи с аварией. Расследование пришло к выводу, что причиной стало падения напряжения в электросети и ошибка действия оператора.
Годом ранее, во Франции из-за сломавшегося подъёмника между станциями Шамрус (1650 метров) и Круа де Шамрус (2250 метров) «зависли» в кабинках фуникулёра около 150 - 200 туристов. В результате ЧП никто не пострадал, погода была идеальна для работы спасателей. Туристы дисциплинированно сидели и ждали на высоте 25 метров. До темноты всех эвакуировали. Кроме «ярких» эмоций и лёгкого переохлаждения других неприятностей не отмечено. Этим туристам здорово повезло – «висеть» в закрытой кабине гораздо приятнее.
Описанные случаи крайне редки. Как правило, причиной долгой остановки являются резко меняющиеся погодные условия или падения деревьев на тросы подъёмников. Система безопасности канатных дорого такова, что при определённой силе ветра (шторм, буря), чтобы не допустить критического «раскачивания» кабинок, срабатывают датчики и происходит остановка канатной дороги. Сотрудники курорта располагают информацией метеопрогноза и своевременно «разгружают» канатную дорогу, то есть закрывают посадку на неё туристов. Однако, всем известно, что погода в горах порой непредсказуема, поэтому остановки канатной дороги могут происходить время от времени. Благо, что это происходит не часто и всего на несколько минут, а на случай отключения электроэнергии есть дизель – генераторы. Тем не менее, знать о таком варианте развития событий стоит. В горах всё может быть. Я как – то ехал на кресельно подъёмнике, в который ударила молния (благо там есть громоотвод), пришлось ждать, когда включат аварийных ход. Да , хорошие новости - трос (канат), по которому поднимаются кабины невероятно надёжный! Он сплетён из множества пучков стали и постоянно проходит дефектоскопию.
Не не менее обрыв троса тоже имеют место быть по очень невероятным причинам. Итальянский городок Кавалезе, расположенный в Доломитовых Альпах на северо-востоке страны был популярным местом у туристов. Одна из местных канаток поднимала на популярную у горнолыжников вершину Чермис. 3 февраля 1998 года в 15:13 по местному времени именно на этой дороге разыгралась трагедия. Выполнявший тренировочный полет на сверхнизкой высоте палубный американский Grumman EA-6 Prowler, предназначенный для радиоэлектронной борьбы и разведки, просто перерезал своим правым крылом один из кабелей, по которым двигались гондолы с людьми. Выживших при падении кабинки не было. Погибли все 19 пассажиров и один машинист, находившиеся на ее борту. Как выяснилось, на карты, которыми пользовались пилоты самолета, давно существующая канатная дорога была просто не нанесена. Впрочем, смягчающим вину фактором это явно не было, ведь летчики не имели права опускаться на высоту ниже 610 метров над уровнем моря, тогда как перерезанный трос находился на уровне 110 метров.
Технические поломки всё же преобладают, и при определённых условиях это может закономерно приводить к трагедии. Например, если на техническом обслуживание экономят. Так, 23 мая 2021 года оборвались жизни 14 посетителей канатной дороги в итальянском Пьемонте близ Лаго-Маджоре и горы Моттароне. Трагедия, потрясшая всю Италию, произошла в труднодоступной местности примерно в трехстах метрах от вершины. Когда кабина фуникулера была уже у последней опоры, вышел из строя буксирный трос, не сработала аварийная система и кабина рухнула вниз на склон с 20 метровой высоты. По мнению спасателей, катастрофа развивалась в течение максимум 10 секунд. Кабина с людьми упала на склон с высоты, а затем еще несколько десятков метров катилась кубарем вниз.
Подобные случаи в принципе единичны, ведь по статистике даже самолёты куда чаще совершают аварийные посадки, а они-то уж считаются самым безопасным видом транспорта. Ох уж эта статистика.
Таким образом, даже если вы не планируете совершить многодневный поход на лыжах или спуск по неподготовленной трассе подальше от «цивилизации», то это вовсе не значит, что проблема умеренного переохлаждения и стресса при занятиях горными лыжами или сноубордом вам не грозит. Всегда имеет смысл с собой брать легкий перекус (термос, шоколад) и дополнительную одежду. Лёгкая пуховка отлично вам в этом поможет, к тому же, она легко поместиться в рюкзаке и защитит спину. Как и в любой стрессовой ситуации, попав в неё, необходимо соблюдать спокойствие и помогать другим. Перед началом спасательных работ обычно по громкой связи об этом оповещают. Немаловажный аспект садится в канатную дорогу после посещения туалета, если в этом есть необходимость. Полный мочевой пузырь усиливает стресс и переохлаждение.
Если спасатели начали эвакуацию из канатной дороги, вам следует беспрекословно слушать и выполнять их команды (например, надеть спасательную обвязку). Ни в коем случае не нужно куда-то пытаться ползти как человек - паку или прыгать, гоните мысли самостоятельно что-то предпринимать!
В защиту канатных дорог все же скажу – они всё же достаточно безопасны и надёжны. Хорошим примером служит канатная дорога в Нью – Йорке, соединяющая остров Рузвельт с Манхэттеном, протяженностью 940 метров. Во время урагана Айрин, она продолжала работать после небольшой остановки, в то время как остальные виды транспорта вообще не работали. Её, конечно, сильно модернизировали к этому времени. В своё время там тоже туристы «зависали» (18 апреля 2006 года два вагончика «зависли» на семь часов из-за технических проблем). Интересно, что она так же продолжала работать и в ходе масштабной транспортной забастовки 2005 года. Так что, садясь с лыжами в кабинку подъёмника, можно не бояться протестов профсоюзов - с большой долей вероятности вы доедете до места назначения. Это лишь вопрос времени!
Если же продолжить развивать художественную линию фильма «Замерзшие», то что точно не следовало делать, так это пытаться спастись по тросу. Спасатели работают на нём в специальном снаряжение и только в режиме «аварии», когда канатная дорога полностью остановлена дежурными службами. Ночью ею могли включить в техническом режиме по разным причинам, не зная, что по ней кто-то ползёт!
Думаю, что у героев фильма было мало шансов дождаться сотрудников курорта до утра. Ночью температура опускает до сильного минуса, и просидеть до утра неподвижно на кресельном подъёмнике, пускай и в горнолыжной одежде, представляется маловероятным. По личному опыту «зависания» скажу, что уже через полчаса начинают появляться признаки лёгкого переохлаждения. Оно, кстати, может развивать и во время обычного активного дня на лыжах, проведённого в горах. Особенно, у детей и пожилых людей. Организм человека, мягко говоря, плохо приспособлен к холоду. Без термобелья, флиса (пуховки) и мембраной куртки не обойтись в горах, даже в безветренную погоду. Солнце в горах коварно, только обжигает и немного греет только в безветренную погоду. Стоит ему скрыться, при небольшом ветре, в промокшей одежде, испытывая состояния голода и нервозности, сидя в кресле подъёмника переохлаждение наступает быстро.
Хорошим дополнение для тех, кто считает себя «мерзлявым» являются стельки с подогревом. Их подзарядка осуществляется благодаря аккумуляторам, которые прикрепляются снаружи ботинка. Моя знакомая не может жить без этих устройств, с тех пор как их попробовала. Так же в туристических магазинах продаются портативные (размером с портсигар) каталитические грелки. Они пожаробезопасны и могут на 12 мл горючего греть до 10 часов. В основе принципа их работы лежит реакция беспламенного окисления бензина высокой очистки с катализатором. Их можно носить во внутреннем кармане.
В целом, как было написано, канатные дороги – безопасный вид транспорта. Развитие драмы на нём маловероятно. Самая старая канатная дорога в Чехии, ей больше 130 лет и она исправно работает. Однако следует соблюдать простые правила пользования подъёмниками – слушать команды сотрудников канатных дорог, читать знаки и предупреждения, уважать других людей. Под уважением понимается не только взаимопомощь, но и отказ от курения (приём алкоголя) во время подъёма на канатной дороге. С каждым годом канатных дорог становится всё больше и больше.