Найти в Дзене
Танки АМ

М113. Американский гусеничный бронетранспортер: так ли плох?

На Выставке Трофейного Вооружения из зоны СВО в Парке "Патриот" ( а также на передвижных экспозициях в Москве и других городах России) демонстрировалось несколько машин различного назначения на базе американского БТР М113. Сегодня рассмотрим машину, вернувшуюся после выездных показов в Парк "Патриот". Если быть точнее, то это, скорее всего версия М113GA2, изначально поставлявшаяся в Бундесвер, а еще точнее- самоходный миномет PANZERMORZER калибра 120мм . Партия таких машин ( 42 миномета плюс две машины управления ) в 2005...2006 гг была передана Литве, а уже оттуда , осенью 2022-го 10 единиц были переданы Украине.. Всего же ВСУ получили из Литвы более 60 машин различного назначения на базе М113.
Представленный образец был захвачен зимой-весной текущего года в ходе боев в районе Авдеевки. Машина дооборудована "самопальными" сетчатыми экранами , а в качестве основного вооружения , судя по фото, использовался советский 7,62*54мм пулемет ПКТ.

Литовские  PANZERMORZER M113.
Литовские PANZERMORZER M113.
-3
Размещение 120мм миномета в десантном отделении.
Размещение 120мм миномета в десантном отделении.
PANZERMORZER ведет огонь.
PANZERMORZER ведет огонь.
Машина, захваченная под Авдеевкой . Виден пулемет ПКТ, закрепленный на командирской башенке.                                                                                                                                                            Фото: ТГ-канал ПОВЕРНУТЫЕ НА ВОЙНЕ
Машина, захваченная под Авдеевкой . Виден пулемет ПКТ, закрепленный на командирской башенке. Фото: ТГ-канал ПОВЕРНУТЫЕ НА ВОЙНЕ

Конструктивные особенности самоходного миномета в данной статье рассматриваться не будут, а основное внимание будет уделено базовой версии, то бишь , гусеничному БТР. Разработка М113 велась американской фирмой FMC со второй половины 50-х гг. Это была легкая, сравнительно простая гусеничная боевая машина, предназначенная для доставки подразделений мотопехоты на линию боевого соприкосновения и решения ряда других задач. Корпус изготавливался из броневых алюминиевых сплавов. В качестве основного вооружения использовался крупнокалиберный пулемет M2HB калибра 12,7мм , смонтированный на командирской башенке и оснащенный защитным щитком, выполненным из броневой стали. Дополнительно на крыше корпуса могли крепиться два единых пулемета винтовочного калибра. МТО размещалось в передней части корпуса ; выход десанта осуществлялся через кормовую аппарель с бронедверью. Первоначально в качестве силовой установки применялся карбюраторный восьмицилиндровый двигатель фирмы CHRYSLER мощностью 210...215 л.с. Бронетранспортер являлся плавающим; движение на плаву осуществлялось с помощью перемотки гусениц. В таком виде М113 был принят на вооружение в 1959 году ( предсерийное обозначение - Т113Е2) и начал поступать в армию и КМП США.

М113 во Вьетнаме.
М113 во Вьетнаме.
М113А1 в Техническом Центре Парка "Патриот"
М113А1 в Техническом Центре Парка "Патриот"

В дальнейшем машина поставлялась во многие страны Мира и принимала участие в большинстве военных конфликтов, начиная с Вьетнамской войны. Модернизация велась в процессе серийного производства и была направлена, в основном, на повышении живучести, надежности и технологичности конструкции машины ( установка менее пожароопасного дизельного двигателя, усовершенствованной трансмиссии и обслуживающих систем, применение ходовой части с повышенными характеристиками плавности хода, разработка съемных комплектов дополнительной броневой защиты, применение новых средств связи и т.д.). Модернизированный вариант М113А1 был принят на вооружение в 1964 году; М113А2- соответственно в 1979-ом и М113А3- в 1987 году. Рассмотрим две последних модификации более подробно с поправкой на отличия машины в комплектации для Бундесвера , представленной в "Патриоте".

М113А2 . Можно обратить внимание на конструкцию фар и их ограждений, волноотражательный щиток на верхнем лобовом листе корпуса и кронштейны для дымовых гранатометов по бокам. Сами гранатометы не установлены.                                                                                                                 Фото: primeportal.net
М113А2 . Можно обратить внимание на конструкцию фар и их ограждений, волноотражательный щиток на верхнем лобовом листе корпуса и кронштейны для дымовых гранатометов по бокам. Сами гранатометы не установлены. Фото: primeportal.net
Кормовая проекция. По бокам от аппарели крепятся характерные для машин армии США стоп-сигналы с указателями поворота ( круглые плафоны с прорезями в верхней части кормового листа). Топливные баки еще не вынесены из десантного отделения.                                                              Фото: primeportal.net
Кормовая проекция. По бокам от аппарели крепятся характерные для машин армии США стоп-сигналы с указателями поворота ( круглые плафоны с прорезями в верхней части кормового листа). Топливные баки еще не вынесены из десантного отделения. Фото: primeportal.net
PANZERMORZER из "Патриота". Обратите внимание на конструкцию фар с указателями поворота и их ограждений. На ВЛД закреплена характерная корзина, в которой можно перевозить различное имущество экипажа или детали миномета.
PANZERMORZER из "Патриота". Обратите внимание на конструкцию фар с указателями поворота и их ограждений. На ВЛД закреплена характерная корзина, в которой можно перевозить различное имущество экипажа или детали миномета.
Крепление дымовых гранатометов отличается от применяемых на американских машинах. Сами гранатометы- немецкого производства, применяемые также на ОБТ LEOPARD 1/2 , БМП MARDER и другой БТТ Бундесвера.
Крепление дымовых гранатометов отличается от применяемых на американских машинах. Сами гранатометы- немецкого производства, применяемые также на ОБТ LEOPARD 1/2 , БМП MARDER и другой БТТ Бундесвера.
Кормовая проекция. Топливные баки размещаются в изолированных бронеотсеках вне обитаемого отделения. Задние указатели поворотов со стоп-сигналами немецкого производства.
Кормовая проекция. Топливные баки размещаются в изолированных бронеотсеках вне обитаемого отделения. Задние указатели поворотов со стоп-сигналами немецкого производства.

Боевая масса БТР в варианте А2 составляла 11,34 тонны; А3- 12,3 тонны. PANZERMORZER в боевом положении весит 12,8 тонн. Отделение управления с рабочим местом мехвода расположено в передней части корпуса по левому борту. Справа размещается двигатель; в носовой части- трансмиссия. Десантное отделение совмещено с боевым. Вдоль бортов корпуса оборудовано по пять посадочных мест для десанта; между ними находятся посадочные места командира машины и десантника. В крыше корпуса оборудован посадочный люк для мехвода и командирская башенка с люком- для командира. Кроме того, имеется большой прямоугольный люк над десантным отделением. В кормовом листе , как уже говорил, выполнена откидная аппарель с гидроприводом и дополнительной дверью.

Компоновочная схема М113А3.
Компоновочная схема М113А3.

Штатным вооружением является 12,7мм крупнокалиберный пулемет BROWNING M2HB с боекомплектом 2000 патронов, установленный на вращающемся погоне командирской башенки и имеющий ручные приводы наведения. Для защиты командира при стрельбе используется щиток из стальных броневых листов толщиной 8 мм. В войсках на БТР могут монтироваться и другие варианты пулеметов, в том числе, в различных комбинациях. Десантники размещаются лицом друг к другу; амбразуры для ведения огня из личного оружия в бортах корпуса отсутствуют.

-15
Люк мехвода.
Люк мехвода.
Командирская башенка и впускные/выпускные жалюзи силовой установки.
Командирская башенка и впускные/выпускные жалюзи силовой установки.
Кормовая дверь, выполненная в откидной аппарели.
Кормовая дверь, выполненная в откидной аппарели.
В десантном отделении довольно тесно.                                                                                                              Фото: primeportal.net
В десантном отделении довольно тесно. Фото: primeportal.net
-20

Для наблюдения за местностью командир и мехвод используют перископические смотровые приборы. В ночное время вместо центрального прибора наблюдения может устанавливаться ИК- прибор ночного видения М19 ( в походном положении закреплен на левом борту).

-21

Сварной корпус изготовлен из листов алюминиевого сплава 5083/5086. ВЛД толщиной 38 мм установлена под углом 45 градусов от вертикали. НЛД имеет аналогичную толщину и угол наклона 30 градусов соответственно. Бортовые детали вертикальные; толщина листов нижнего пояса составляет 32мм; верхнего- 44,5мм. Кормовой лист толщиной 38мм имеет угол наклона 10 градусов. Крыша корпуса имеет толщину 38мм по всей длине; днище - 28,5мм. Щит пулеметной установки изготовлен из стальных броневых листов толщиной 8мм , установленных под углом 25 градусов. БТР может оснащаться элементами системы защиты от оружия массового поражения. МТО оборудовано автоматической системой пожаротушения. Для постановки дымовых завес используются восемь дымовых гранатометов, установленных на двух кронштейнах по четыре штуки в каждом в лобовой части корпуса. Для модификации А3 был разработан съемный комплект дополнительной броневой защиты, состоящий из стальных броневых листов, крепящихся с воздушным зазором относительно основной брони корпуса. Кроме того, могут использоваться решетчатые и сетчатые экраны различной конструкции ( как заводского производства так и кустарные). Масса машины в такой комплектации превысила 14 тонн.

-22
-23
-24
Расположение дымовых гранатометов и фар на американских М113А2/А3.                                              Фото: primeportal.net
Расположение дымовых гранатометов и фар на американских М113А2/А3. Фото: primeportal.net
Фото: primeportal.net
Фото: primeportal.net
Для сравнения- фары, дорожный сигнал и указатель поворота на немецких М113.
Для сравнения- фары, дорожный сигнал и указатель поворота на немецких М113.

Важным нововведением с точки зрения повышения боевой живучести машины стал перенос топливных баков в изолированные бронированные отсеки, расположенные в кормовой части корпуса со стороны каждого борта (применялись на части машин модификации А2 и на всех -А3).

Правый топливный бак. Толщина наружных стенок, судя по всему сохранена на уровне основного бронирования корпуса машины.
Правый топливный бак. Толщина наружных стенок, судя по всему сохранена на уровне основного бронирования корпуса машины.

На А3, кроме того , на стенках корпуса в обитаемых отделениях закреплен дополнительный слой противоосколочного материала на основе кевлара.

Установка элементов дополнительной броневой защиты и противокумулятивных решеток на американских М113А3 в Ираке. 2005...2007гг.                                                                                                  Фото: toadmanstankpictures.com
Установка элементов дополнительной броневой защиты и противокумулятивных решеток на американских М113А3 в Ираке. 2005...2007гг. Фото: toadmanstankpictures.com
Фото: toadmanstankpictures.com
Фото: toadmanstankpictures.com
Фото: toadmanstankpictures.com
Фото: toadmanstankpictures.com
Фото: toadmanstankpictures.com
Фото: toadmanstankpictures.com

В качестве силовой установки на А2 используется 6-цилиндровый двухтактный V-образный дизель GMC 6V53 жидкостного охлаждения мощностью 212 л.с при 2800 об/мин. , состыкованный с гидромеханической трансмиссией ALLISON TX-100-1, обеспечивающей получение трех передач переднего и одной- заднего хода. На М113А3 установлен дизель 6V53T, форсированный до 275 л.с. , работающий с трансмиссией ALLISON X-2004 или X-2004А, обеспечивающий четыре передачи вперед и две-назад. Максимальная скорость машины по шоссе составляет 64 км/ч; по пересеченной местности- около 40 км/ч.

Топливные баки имеют заправочную емкость 360 литров, что обеспечивает запас хода по шоссе 480 км.

В состав ходовой части входят по пять двускатных обрезиненных опорных катков на борт, двускатные направляющие колеса с наружной амортизацией, ведущие колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами, гусеницы с РМШ параллельного типа со съемными резиновыми подушками и гидравлическими механизмами натяжения. Опорные катки имеют индивидуальную торсионную подвеску с несоосным расположением торсионных валов и гидроамортизаторами на первых, вторых и последних узлах.

М113А2 с открытым люком доступа к агрегатам МТО.                                                                         Фото: primeportal.net
М113А2 с открытым люком доступа к агрегатам МТО. Фото: primeportal.net

Фото: primeportal.net
Фото: primeportal.net
M113A3. Фото: primeportal.net
M113A3. Фото: primeportal.net
Фото: primeportal.net
Фото: primeportal.net
Отделение управления М113А2.                                                                                                                  Фото: primeportal.net
Отделение управления М113А2. Фото: primeportal.net
На А3 для управления машиной вместо рычагов используется штурвал.                                               Фото: primeportal.net
На А3 для управления машиной вместо рычагов используется штурвал. Фото: primeportal.net
-39
-40
-41

Оценивая М113 можно обнаружить достаточно предвзятое ( на мой взгляд ) отношение к этой машине с нашей стороны. Причем, в качестве недостатков порой приводятся совершенно неожиданные доводы. Например, применение броневых аллюминиевых сплавов ( как будто, в нашей Армии нет боевых машин с подобной защитой) или вынос топливных баков из десантного отделения. Причем в последнем случае одновременно демонстрировались кадры поражения М113 с выгоранием топливных баков, после чего экипаж без проблем покидал вышедшую из строя машину ! Согласитесь, такой себе недостаток ( как будто лучше сидеть в окружении топливных баков как в БМП-2 или МТ-ЛБ). Если оценивать непредвзято, то М113- именно БРОНЕТРАНСПОРТЕР, то есть гусеничная машина, обеспечивающая доставку штурмовиков на ЛБС, последующий вывоз раненых, подвоз боеприпасов и тд. В последних двух случаев машина применялась порой вообще без какого-либо вооружения. В сравнении с нашими колесными БТР семейства БТР-80/82 ( хотя сравнивать их можно весьма условно, поскольку при разработке этих машин их создатели придерживались совершенно разных взглядов на их боевое применение) можно отметить следующее. Во-первых , защита. Корпус М113 имеет сравнительно простую геометрическую форму , не сравнимую с корпусами советских/ российских БТР с огромным количеством сварных швов . С учетом большей толщины броневых листов, корпус М113 имеет большую жесткость и лучшую противоминную стойкость ( хотя понятно что подрыв на противотанковой мине он не выдержит). Касаемо стойкости- испытания в СССР обстрелом М113А1 показали, что лобовая проекция выдерживает попадание пули Б-32 калибра 14,5*114мм ( пулемет КПВТ) с дистанции 400 метров ( ВЛД) и 800 метров ( НЛД). Пуля аналогичного типа в калибре 12,7*108мм ( ДШК, НСВ) ВЛД не пробивала в упор, НЛД- на дистанции до 160 метров. Бортовая и кормовая проекции выдерживали обстрел пулей Б-32 в калибре 7,62*54мм. Понятно, что при установке комплекта дополнительной защиты, показатели стойкости станут еще выше. Ни один советский серийный колесный бронетранспортер не мог похвастать такими показателями. Толщина брони крыши корпуса обеспечивает значительно лучшую противопульную защиту при обстреле сверху вниз, что обеспечивает более высокую живучесть М113 при ведении боевых действий в городской застройке или горной местности. Существует гипотеза, что противопульной защитой можно пренебречь, поскольку в бою у противника всегда найдется РПГ или ПТРК, способный поразить как БТР-80 , так и М113. Позволю себе не согласиться с ней. При доставке штурмовиков, скажем, для овладения неким укрепом противника по машине будут вести огонь из всего что стреляет и показателями броневой защиты в таких условиях пренебрегать точно не стоит.

Касаемо подвижности- здесь стоит рассмотреть такой термин , как поворотливость . Сравнительно длинные и при этом имеющие ограниченную ширину российские колесные БТР соответственно имеют ограниченные возможности маневрирования при ведении боевых действий в городе, в то время как компактный М113 ,имеющий оптимальное соотношение длины опорной поверхности гусениц к ширине колеи , выглядит более предпочтительнее. Ну и проходимость гусеничной машины в любом случае лучше , чем у колесной. Справедливости ради, стоит отметить, что наши БТР являются более универсальными боевыми машинами, чего стоят недавние события в Курской Области, когда два БТР-82А расстреляли колонну из более десяти ББМ ВСУ, не понеся при этом потерь. Однако, здесь стоит учитывать конкретные условия боевой обстановки и сложившиеся обстоятельства, при которых противник не смог оказать ответного огневого воздействия. Можно также отметить, что российские подразделения не брезговали применять затрофеенные М113 для решения своих задач.

БТР, захваченный ЧВК "Вагнер" в ходе боев за Артемовск ( Бахмут).
БТР, захваченный ЧВК "Вагнер" в ходе боев за Артемовск ( Бахмут).

P.S. Вообще, все машины многочисленного семейства, включая YPR-765 , на выставках трофейного вооружения были обозначены просто как М113.