Босс команды Williams Джеймс Воулз объясняет в интервью, как он придерживается своего плана реконструкции, почему Адриан Ньюи был на размер слишком большим и что отличает Williams от других команд, которые в настоящее время изобретают себя заново.
Какой процент вашей программы обновлений «Williams» вы выполняете?
«Это все еще относительно небольшой процент. Мы еще далеки от нашей цели, и на это есть веские причины. Мы начали с интеграции хороших людей в команду. А многие все еще стоят у дверей в ожидании. Некоторые не приезжают по шесть-двенадцать месяцев. А потом им придется к этому привыкнуть. Я также думаю о будущих менеджерах низшего звена. Но требуется пять лет, чтобы доставить их туда, где они должны быть в какой-то момент. Мы изменили многие наши рабочие процессы, но мы все еще далеки от того, чего хотим. Когда вы проходите через трансформацию, бывают периоды, когда дела идут не так, как вам хочется. Как в этом году. Но мы создали основу для того, чтобы стать лучше в будущем. Я доволен тем, на каком этапе процесса реконструкции мы находимся, людьми, которых нам удалось привлечь, и сделанными инвестициями. Мы не могли бы достичь этой точки быстрее. Дело не в том, как мы выступим в сезоне 2024 года. Речь идет о том, каким оно будет в 2026, 2027 и 2028 годах».
Что будет в следующем году, что в 2026 году?
«В 2025 году вы не увидите столько же, потому что все инвестиции будут нацелены на 2026 год. Что нам поможет в следующем году, так это то, что у нас одна из лучших пар пилотов в этой области. Элбон и Сайнс будут подталкивать друг друга. Это сыграет нам на руку. К 2026 году мы уже должны увидеть шаг вперед».
«Williams» не единственный, кто хочет реорганизовать свою команду. «Aston Martin», «Alpine» и «Audi» также обновляются. Сопоставимы ли случаи?
«Я вижу знак вопроса в «Alpine». Даже если они в будущем купят двигатели у «Mercedes», у них все равно останется большое отставание. Мы работаем с «Mercedes» с 2014 года и уже находимся в середине проекта 2026 года вместе с «Mercedes». Вы не можете просто вкрутить двигатель в заднюю часть машины и надеяться, что она будет работать. Кроме того, «Alpine» по-прежнему находится в нисходящей тенденции. Прежде чем начать поворот, болид необходимо остановить. «Audi» все еще сильно отстает в своей трансформации. Команда по-прежнему чиста. Мы начали этот процесс год или два назад и уже достаточно стабильны».
Лоуренс Стролл говорит, что он приносит успех благодаря своему видению, деловой хватке и кошельку. Это тоже путь «Williams»?
«Лоуренс гораздо более успешен, чем я. Он добился гораздо большего, чем я в своей жизни. «Aston Martin» принимает правильные решения и нанимает правильных людей, но в 2026 году у них запланирована замена двигателя. К этому всегда нужно время, чтобы привыкнуть. Теперь к вашему вопросу: я хочу идти своим путем, и он отличается от пути других, будь то в прошлом или сейчас. Что нам терять? Мы уже в центре поля. Я хочу тщательно подготовить команду к будущему, даже если мне придется за это расплачиваться сегодня. Наши инвестиции хорошо выбраны. Но мы не бегаем с открытой чековой книжкой».
«Williams» также была одной из команд, которые сдедили за Эдрианом Ньюи, но досрочно выбыли из борьбы. Почему?
«Это не имеет никакого отношения к деньгам, хотя в конце концов был конкурс, в котором мы больше не хотели принимать участие. Мне нужны люди, которые верят в наш проект. «Williams» не был готов к такому человеку, как Эдриан. Нам еще предстоит проделать большую работу по развитию, прежде чем мы сможем предложить кому-то его класса подходящую среду. Он бы разгромил нашу команду, и это могло бы иметь противоположный эффект. В конечном итоге он был бы разочарован. Также я не хочу строить инфраструктуру, которая зависит от одного человека. «Williams» — это не про меня, пилота или инженера. Это будет команда из 1000 человек, работающих вместе. Это важно. Это дает вам краткосрочные потери в обмен на долгосрочную выгоду».
Вы добились успеха с Сайнсом. Насколько важен сигнал о том, что он предпочел «Williams», а не «Alpine» и «Audi»?
«Для меня не важно то, что «Alpine» и «Audi» его не поняли. Для меня было важно то, что сегодняшняя команда «Williams» больше не является командой «Williams», какой была три года назад. В прошлом Карлос не подписал бы контракт с «Williams». В то же время мы показали, что способны что-то получить, если для нас это важно».
Флавио Бриаторе сказал, что у него нет машины, на которой Сайнс мог бы изменить ситуацию. У вас есть машина?
«Карлос может изменить ситуацию с любой машиной. Поэтому мы его привезли. Он является ценным активом для каждой команды. Он поведет нас вперед, потому что отдал команде свое сердце и душу. Потому что он поможет улучшить старты, настройку, работу с шинами, симулятор».
В следующем году у «Williams» будет сильная пара пилотов на равных условиях. Совершенно иначе, чем в последние годы. Насколько сложно будет сохранить счастье двух звезд?
«У нас самая сильная пара пилотов. Я не вижу никаких проблем в том, чтобы обеспечить им двоим среду, в которой они будут счастливы. В случае модернизации самой большой проблемой будет эксплуатация обеих машин одновременно. В этом году так было не всегда. В следующем году наше внимание должно быть сосредоточено на обоих гонщиках. Если бы это произошло снова, это должно было бы быть сбалансировано. Мы выиграем от конкуренции между ними. Это цепная реакция в замкнутом пространстве».
Теперь неожиданно у вас в конюшне появился третий гонщик с Колапинто…
«Если бы я был «Audi», я бы об этом подумал. Мы были бы готовы отдать его в аренду. Если он не сможет туда добраться, у меня есть лучший запасной гонщик в этой области. И мы продолжим его тренировать, тестируя на старых машинах Ф1 и заставляя его гонять на симуляторе».
Насколько хорош был «Williams FW46» до обновления и насколько он хорош после?
«Фундамент машины и аэродинамика хорошие. В начале сезона у нас было 14 килограммов лишнего веса, потом восемь, теперь еще один. Вы можете сами посчитать, где бы мы оказались с машиной на пределе веса. Входит в десятку лучших в большинстве гонок. Модернизация, которая пришла к машине в Зандворте, дала нам две вещи. Первое: у нас больше прижимной силы. Стабильная прижимная сила. Второе: мы смогли продолжить худеть».
Почему этим машинам стало так трудно получить работающие обновления?
«Найти прижимную силу легко, но на гоночной трассе ее невозможно использовать. Мы были избавлены от этого до сих пор. Наш руководитель отдела аэродинамики Адам Кеньон очень хорошо делает две вещи. Одну из них я называю честной инвентаризацией. Все неудачи рассматриваются открыто. Он и его команда не ищут прижимную силу там, где есть риск ее нестабильности. Это наша философия, и она работает».
Как же тогда возможно, что такие большие команды, как «Mercedes» или «Red Bull», обладающие гораздо лучшими инструментами, попали в такую ловушку?
«Вы не заметите никакой разницы между аэродинамической трубой «Mercedes» и нашей обновленной аэродинамической трубой. Когда дело доходит до CFD, «Mercedes» по-прежнему превосходит нас. «Red Bull» находится на шаг дальше, но у них очень старая труба, в которой можно работать только в пределах определенного температурного окна. Так что с аэродинамической трубой мы находимся не в плохом положении. В других областях мы пока сильно отстаем. Но мы догоняем. Однако трудно сравнивать процессы принятия решений в аэродинамическом развитии. Речь идет не об одном, а о тысяче решений. Какая прижимная сила вам нужна и где и сколько ее можно использовать. У каждого своя философия».
На старте сезона у вас было всего два шасси, и на старте в Австралии после аварии вам пришлось обойтись без машины. Может ли это повториться в 2025 году?
«Сколько команд не имели третьего шасси в первых гонках этого года? По нашим подсчетам их было трое. Такое может случиться с лучшими командами. Я не могу обещать, что это не повторится. Это всегда зависит от того, где вы хотите использовать свои ресурсы. Мы по-прежнему более ограничены, чем другие команды. Мне приходится идти на компромиссы, и если это сопряжено с риском отсутствия замены шасси на две гонки, то я должен это принять. Но я могу вас успокоить. Судя по нашему плану на 2025 год, у нас все должно быть в порядке. И 2026 тоже».
Вы пришли из очень большой команды в команду средней группы и теперь знаете обе стороны. Сыграло ли ограничение бюджета свою цель?
«Ограничение операционных расходов хорошее. Однако размеры команд по-прежнему сильно различаются. Так что есть разные толкования, особенно когда речь идет о расчете зарплаты и численности сотрудников. Ограничение инвестиций ограничивало наши планы. Нам понадобилось бы гораздо больше денег, чтобы достичь уровня топ-команд с точки зрения инфраструктуры. Нам пришлось просить дополнительные 20 миллионов долларов. Это неправильно. Но к 2026 году финансовые правила были скорректированы. Это хороший шаг в правильном направлении».
Многие считают, что только заводские команды смогут добиться успеха в 2026 году с новыми правилами в отношении двигателей. Ваше мнение?
«Это неправильно. Не с «Mercedes». Я знаю их как заводскую команду и как клиента. Они заботятся о вас до такой степени, что вы чувствуете себя заводской командой. Я говорю, есть открытое общение. И это тоже влияет на решения моторного отдела. «Mercedes» также имеет репутацию производителя лучших двигателей. Я очень уверен, что мы подойдем к сезону 2026 года хорошо подготовленными».