Тюркские племена под предводительством сельджуков закрепились в Анатолии в 1071 году, через пять лет после вторжения норманнов в Англию. Алпарслан победил византийского императора Диогена в битве при Манцикерте и заложил основы империи сельджуков - Румской империи со столицей в Конье. Ранние мусульмане называли византийцев «римлянами», а их империю - «землей Рума». Позже этот термин стал применяться к Малой Азии или Анатолии, а до настоящего времени - к грекам Турции. Империя сельджуков представляла собой федерацию турецких племен, каждое из которых возглавлялось своим беем, или вождем, признававшим суверенитет династии сельджуков. Но когда в 1243 году сельджуки потерпели поражение от монголов и стали их вассалами, выплачивающими дань, беи начали отделяться от сельджуков и провозгласили независимость своих княжеств или бейликов. Османы ведут свое происхождение от клана, который был верен сельджукам, наградившим своего вождя Эртурула землями вблизи Анкары, которые были расширены на запад до области Сёйт, расположенной недалеко от современного Эскихира. Считается, что Эртурул умер в 1288 году в возрасте 90 лет, и его преемником стал его сын Осман, чье имя было принято его последователями, которые называли себя Османл, что в переводе с английского означает «Осман». Поскольку большинство вассалов воспользовались возможностью объявить о своей независимости по мере упадка сельджуков, Осман оставался верным до смерти султана Кайкобада II в 1298 году. После этого Осман объявил о своей независимости, положив начало Османскому государству. Княжество Османа граничило с Византийской империей, и он смог вести религиозную войну, или газу, против христиан, что позволило ему и его преемникам стать религиозными воинами (гази) высшего класса и привлечь последователей со всей Анатолии. Это было большим преимуществом, которое османы имели перед большинством других княжеств. Осман Гази умер в 1326 году, и ему наследовал его сын Орхан Гази (1326-59 гг.), который в том же году захватил стратегически важный город Бурсу, сделав его первой столицей Османского государства. На этом этапе вожди пользовались титулом гази, что делало их не более чем первыми среди равных. Им еще предстояло стать султанами. К 1326 году в Анатолии существовало несколько государств, ставших преемниками сельджуков, хотя Караман претендовал на признание истинным преемником сельджуков. Другие беи - из таких княжеств, как Айдн, Сарухан, Менте, Кермиан, Хамид, Текке, Кареси и Кастамону, - отказались предоставить такое признание. На данный момент османы были слишком малы и слабы, поэтому предпочли не вступать в борьбу за сельджукскую преемственность. Орхану посчастливилось оказаться по соседству с быстро угасающей Византийской империей и захватить часть ее территории, пока другие мусульманские эмиры воевали друг с другом. Он расширил свое государство вдоль южного побережья Мраморного моря и в 1345 году захватил Кареси у его мусульманского правителя, тем самым открыв путь к переходу через Дарданеллы и началу экспансии в Европу. В 1341 году Орхан вмешался в дела Византии, откликнувшись на призыв Кантакузена о помощи против своего соперника. Орхан спас трон для Кантакузена и был вознагражден за это рукой его дочери Феодоры. После этого для османских султанов стало почти традицией брать жен-христианок, по крайней мере, до правления Мурада III (1574-1595 гг.). Орхан уже захватил стратегически важную крепость Галлиполи в проливе Дарданеллы и закрепился на северном берегу Мраморного моря, захватив Текирду. Османы были готовы пересечь проливы и совершить набег на Балканы. Когда Орхан умер в 1359 году, он заложил не только территориальные, но и институциональные основы государства, создав институт еничери, или «новых войск», более известных на Западе как янычары. Исламский мир был знаком с армиями рабов, но не с нововведением - собирать (devşirme) молодых людей из христианских общин и обучать их, чтобы они стали элитой солдат и администраторов. До сих пор у османов не было регулярной или постоянной армии, и они полагались на племенные сборы, верные своим вождям. Поскольку Османская империя представляла собой федерацию кланов, каждый из которых имел своего вождя, султан все еще был не более чем первым среди равных, зависящим от его личных качеств и успехов в качестве завоевателя. Орхан попытался преодолеть этот недостаток, набрав собственную регулярную армию из числа туркоманов. Но его эксперимент провалился, потому что туркоманы были в основном всадниками и не приняли дисциплину пехоты. Рост армии Около 1330 года Орхан начал забирать христианских юношей в возрасте от двенадцати до двадцати лет из их семей, обращать их в ислам, а затем обучать их как «новые войска». Их отдавали в подмастерья на турецкие фермы, где они изучали язык и религию, а затем получали строгое образование в дворцовой школе, где они вливались в правящую элиту государства. Хаджи Бекта (1242-1337), основатель ордена дервишей Бектай, благословил первый янычарский корпус и стал святым покровителем янычар вплоть до их расформирования в 1826 году. Это военное новшество вызревало в течение нескольких поколений, и со временем новобранцы девширме, как солдаты, так и администраторы, укрепили власть султана за счет вождей кланов. Эти люди признавали только одну верность - правящему султану, который был их господином, а они - его кул или слугами, хотя термин кул часто переводится как «раб». Султан имел над ними власть жизни и смерти. Теоретически они были оторваны от своего происхождения и, следовательно, от лояльности к своей первоначальной общине. На практике такие связи не всегда забывались, и известны случаи, когда люди из девширме становились губернаторами провинций и великими визирями, а также вознаграждали общины, из которых они вышли, мечетями, библиотеками и мостами. Привилегия быть янычаром не могла быть унаследована наследником, который должен был быть свободнорожденным мусульманином. Вопрос о законности девширме решался в соответствии с шариатом, или исламским правом. Согласно шариату, немусульмане, подчинившиеся исламскому правлению и уплатившие налог на население, или джизью, получали статус дхимми, или защищенных людей. Им разрешалось исповедовать свою веру и жить в соответствии с правилами своих общин. Султану запрещалось преследовать их каким-либо образом, а отбирать у них детей мужского пола было незаконно. Однако некоторые родители понимали, что их детей ждет комфортное и светлое будущее, и отдавали их добровольно. Говорят, что Синан, великий османский архитектор, который сам был девширме, использовал свое влияние, чтобы его брат был принят в систему. Но султан, связанный шариатом, не мог нарушить его, пока улемы, доктора исламской юриспруденции, не нашли лазейку и не узаконили эту практику. Для этого улемы придумали фикцию, что если султан вернет общине налог с избирателей, то община перестанет быть защищенной, и тогда султан сможет законно брать «военнопленных», что султаны и делали. Современному человеку эта практика может показаться суровой и даже варварской, но идея быть завербованным в дэвсирме была настолько привлекательной для некоторых, что отдельные мусульманские семьи даже просили своих соседей-христиан выдать своих детей-мусульман за христиан, чтобы их можно было завербовать! Девширме действовали в Анатолии, но предпочтение отдавалось Балканам, а также Албании, Боснии и Болгарии. Новобранцев также обучали какому-либо ремеслу: например, Синан (1490-1588), будучи янычаром, изучал строительное дело и служил в армии, строя дороги и мосты, прежде чем стать архитектором султанов. Янычары обучались в соответствии с очень строгой дисциплиной: повиноваться своим офицерам, быть абсолютно преданными друг другу и воздерживаться от любых действий, которые могли бы подорвать их способности как солдат. Именно поэтому они были такой грозной силой в то время, когда сражались против феодальных сборов, и поэтому превосходили армии Западной Европы. Девширме ввели в османскую систему принцип «меритократии». В девширме брали исключительно по способностям, и обычно они были выходцами из скромных сельских семей, в отличие от феодальной Европы, где рождение определяло статус человека в жизни. Девширме оказался методом интеграции завоеванных христианских общин в имперскую систему, особенно в первые века экспансии, когда османское правление обычно было более мягким, чем то, которое оно сменило. Ранние османские завоевания и экспансия Согласно современным свидетельствам, османы в XIV и XV веках располагали хорошо организованными и дисциплинированными силами, состоявшими из 12 000 янычар, составлявших пехоту, около 8000 сипахи или хорошо обученной кавалерии, 40 000 феодальных войск, снабжаемых и возглавляемых сельской знатью и племенными кланами, а также многих тысяч иррегулярных войск. Артиллерию, как правило, составляли европейские солдаты, захваченные в боях, и наемники. Со времен правления Орхана христианские вассалы также поставляли войска для сражений как в Анатолии, так и в Европе. Уже в 1683 году, во время второй осады Вены, валашскому корпусу было поручено навести мосты через Дунай. Мусульманская османская армия, якобы ведущая «священную войну», была готова использовать христианские войска! Османские завоевания продолжились при Мураде I (1359-89 гг.). Он воевал на два фронта: в Анатолии, где воспользовался раздорами между мусульманскими княжествами, и на Балканах против христиан - греков, болгар, сербов, боснийцев и албанцев, которые были разделены поровну. Османы вошли на Балканы по приглашению христианских правителей, которые воевали друг с другом и просили османской помощи. В 1361 году Мурад захватил Анкару у туркоманов и Адрианополь (Эдирне) у византийцев, сделав его второй столицей Османского государства в 1367 году. Победа османов в битве на реке Марица в Болгарии в 1371 году, где Мурад разгромил сербскую коалицию, открыла путь к завоеванию Балкан, подобно тому как битва при Манцикерте в 1071 году подготовила почву для экспансии в Анатолию. Византийский император и христианские князья на Балканах согласились признать османский сюзеренитет и служить в османских войсках в качестве вассалов султана. Мурад также приобретал территории, заключая брачные союзы, как, например, когда его сын женился на представительнице рода Гермиянов, и в качестве приданого османы получили Кютахью и шесть ее провинций. Он также приобрел земли у княжества Хамид, но, в принципе, завоевание оставалось основным методом экспансии THE OTTOMANS: FROM STATEHOOD TO EMPIRE, 1300-1789 5. Однако вести кампанию на два фронта было сложно, и иногда мусульманско-христианский альянс (как в случае с Караманом и Боснией) мог нанести османам поражение. Почувствовав слабость, османские вассалы на Балканах подняли восстание и вынудили Мурада вступить с ними в бой. Балканы, а не Анатолия, стали сердцем Османской империи, и Мурад воспринял этот вызов очень серьезно. 15 июня 1389 года Мурад с 60-тысячной армией встретился со 100-тысячным войском сербов, боснийцев, валахов, молдаван и албанцев и разбил их в битве при Косово. Его армия представляла собой смешанную армию мусульман и христиан и включала болгарских и сербских князей, а также рекрутов из туркменских княжеств. Сербский король Лазарь был убит в битве, а Мурад был убит сербом, который пришел воздать почести, когда он проводил смотр своей победоносной армии. Поражение сербов приобрело мифические масштабы в сербской поэзии и фольклоре; в девятнадцатом веке битва стала источником националистического вдохновения и была использована в политических целях, как и сегодня. Битва за Косово обеспечила османскую власть на Балканах, а Косово приобрело важное место в османской экономике, поскольку оно содержало огромные месторождения полезных ископаемых и было основным поставщиком свинца и цинка, необходимых для артиллерии. Вот почему османы и Габсбурги воевали за него в течение многих лет. По мере того, как росла власть османов, византийцы пытались поддерживать теплые отношения с Мурадом. Император Иоанн Палеолог отдал одну из своих дочерей в жены Мураду, а двух других дочерей — своим сыновьям, Баязиду и Якубу Челеби. Эти беи были отправлены в качестве губернаторов в Гермияне и Кареси со своими янычарами, где они приобрели опыт ведения войны и управления. Младший сын, Савч-бей, правивший Бурсой во время отсутствия Мурада, составил заговор с Андроником, сыном византийского императора, чтобы свергнуть их отцов и захватить власть. Заговор был раскрыт, и Савч-бей был казнен, а Андроник был ослеплен, следуя византийской традиции. Баязид I (годы правления 1389–1403) был провозглашен султаном в Косово; его первой задачей было казнить своего брата Якуба Челеби, чтобы гарантировать себе преемственность, тем самым установив традицию братоубийства в османской политике. Эта практика нарушала шариат и была узаконена только во время правления Мехмеда Завоевателя. Он заявил, что если бы Бог завещал султанат одному из его сыновей, этот сын мог бы казнить своих братьев ради порядка в государстве. Улема узаконил эту практику, выпустив фетву — юридическое заключение — утверждая, что братоубийство оправдано raison d’état, поскольку эта практика обеспечивает стабильность и, следовательно, укрепляет государство. Савч-бей был казнен, потому что он устроил заговор против султана; Якуб Челеби и другие братоубийства на протяжении многих лет были осуществлены в качестве превентивных мер! Османская экспансия продолжалась под блестящим командованием Баязида, и он укрепил свою власть в Анотолии, подчинив бейлики Айдан, Менти, Сарухан, Гермийан и Караман. Он осадил Константинополь в 1391 году после смерти императора Палеолога и разбил европейский крестовый поход, начатый для спасения Константинополя, в Никополе в 1396 году. Захватив Салоники, он возобновил осаду Константинополя, пока его не подкупили, чтобы он ее снял. В четырнадцатом веке османы начали ослаблять племенную власть, учредив систему девширме, тем самым набирая христианскую молодежь из-за пределов племен, обращая и обучая их так, чтобы они были полностью преданы дому Османа. Поэтому к пятнадцатому веку в Анатолии не было единого настроения, никакого чувства политического единства или того, что позже будет описано как «национальная» сплоченность, которая вдохновляла различные племена. На самом деле, они завидовали растущей мощи друг друга, и особенно были встревожены растущей мощью Османской династии. Анатолия была разделена на соперничающие и конфликтующие племенные конфедерации, боровшиеся за выживание против экспансии соседа. Побежденные и лишенные собственности беи Анатолии обратились к монгольскому лидеру Тимуру — известному на Западе как Тамерлан — с просьбой остановить войну Баязида против мусульманских правителей и восстановить их. Тимур, самый могущественный монгольский правитель со времен Чингисхана и один из величайших завоевателей мировой истории, покорил Среднюю Азию и Золотую Орду на юге России, вторгся в Индию в 1398 году и захватил Иран, Ирак и Сирию. Затем он двинулся в Анатолию и победил османов в битве при Анкаре в 1402 году. Баязид был схвачен и умер в плену восемь месяцев спустя. Вмешательство Тимура в дела Анатолии было кратким, но имело самые важные последствия. Он уничтожил Османскую власть, дал временную ренту анатолийским беям и продлил жизнь Византии еще на пятьдесят лет. Тимур умер в 1405 году, оставив анатолийские бейлики заботиться о себе самостоятельно, пока османы перегруппировывались. Османское наследование оспаривалось сыновьями Баязида, и Мехмед I (р. 1413–1421) был окончательно признан новым султаном в 1413 году. К моменту своей смерти в 1421 году он вернул большую часть земель, утраченных Тимуром, и даже организовал небольшой флот для защиты своих владений от венецианских набегов. Мурад II (р. 1421–1451), который был губернатором Амасьи, стал преемником Мехмеда. Но прежде чем он смог укрепить свою власть, ему пришлось иметь дело с двумя претендентами на престол, которых поддерживали византийцы и беи Гермияна и Карамана. К 1426 году оба они стали сюзеренами Мурада и платили ему дань. После этого Мурад двинулся в Македонию и захватил стратегический портовый город Салоники у Венеции в 1428 году. Мурад был вынужден вести войну на два фронта: против европейцев, которые организовали армию во главе с венгром Яношем Хуньяди (ок. 1387–1456), а также против Карамана, который поднял восстание. Мурад победил Карамана в июле 1444 года, но был вынужден подписать десятилетнее перемирие с Венгрией. Затем он отрекся от престола в пользу своего сына Мехмеда и удалился в Манису. Венгры, почувствовав слабость Османской империи, нарушили перемирие и двинулись на османскую территорию. Янычары вывели Мурада из отставки, чтобы он возглавил его армию, и христианские силы были разгромлены при Варне в 1444 году. Война с Венгрией продолжалась до тех пор, пока Хуньяди во главе большой армии не потерпел поражение в Косово в 1448 году. Мурад умер в Эдирне, и Мехмед II, известный как Завоеватель (годы правления 1451–1481), наконец, взошел на трон. МЕХМЕД ЗАВОЕВАТЕЛЬ И ЕГО ВЛИЯНИЕ Слава Мехмеда зиждется на завоевании Константинополя 29 мая 1453 года. Хотя это было важно, его правление более значимо в истории Османской империи из-за его решения окончательно сломить власть анатолийских беев в своем окружении и установить гегемонию людей девширме, которые, в отличие от беев, были его слугами и полностью преданы ему, и над которыми он имел власть жизни и смерти. В результате Османская империя стала более автократичной и бюрократической, а султан полагался на своего великого визиря 8 ТУРЦИЯ: ПОИСК ИДЕНТИЧНОСТИ для ведения повседневных дел и даже командования армией. Знать, чья власть основывалась на их племенной принадлежности, потеряла большую часть своего политического влияния, своих земель и имущества и стала зависимой от государства. Возможно, именно это положило конец любой возможности независимой земельной аристократии как противовеса дворцу, возникшему в Османской империи, как и в Европе. Султан стал абсолютным автократом, поддерживаемым верными слугами, которые со временем стали вершителями судеб. Однако исламская идеология требовала, чтобы он оставался подотчетным шариату, и поэтому улема свободнорожденных мусульман оставалась автономной политической силой в империи. Константинополь, который османы продолжали называть Константийе до 1915 года, а также Стамбул и Дерсаадет (обитель блаженства), дали им имперскую миссию, поскольку они считали, что обрели мантию Рима. Хотя город пал после тяжелой осады, многие греческие православные подданные приветствовали османов, поскольку они позволили им исповедовать свою веру, в отличие от католиков, которые хотели восстановить папскую гегемонию, воссоединив две церкви. Мехмед предоставил православной церкви хартию, которая давала патриарху полную юрисдикцию над его общиной в обмен на уплату подушного налога. Армянская церковь также была перенесена в новую столицу и получила религиозную и культурную автономию. В течение короткого времени были установлены отношения между государством и религиозными общинами, которые к восемнадцатому веку развились в систему миллетов, или фактически автономных религиозных общин. В досветском османском обществе религиозная верность была не частным делом, а вопросом общинной заботы. Люди были организованы в соответствии с Церковью, в которой они родились, независимо от языка, на котором они говорили, или этнической группы, к которой они принадлежали. Религиозная и общественная жизнь каждой общины была организована в соответствии с ее традициями, и люди были связаны ее законами. Мусульманский миллет включал всех мусульман (турок, курдов, арабов и новообращенных) независимо от их этнической принадлежности или языка; то же самое было верно и для греческого православного миллета, который включал не только греков, но и славянские народы Балкан, а позднее и арабского мира. То же самое было верно и для еврейских и армянских общин. Только в девятнадцатом веке, с приходом национализма, миллеты начали приобретать этническую окраску, и сербы, ОСМАНЦЫ: ОТ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ К ИМПЕРИИ, 1300–1789 9 болгары, католики и протестанты приобрели свои собственные общинные организации. Однако даже в 1919 году греко-католики чувствовали себя более родственными итальянским католикам, чем греческой православной армии, вторгшейся в Анатолию! Система миллетов предполагает, что османы не пытались ассимилировать, а только прагматическую интеграцию, которая позволила империи бесперебойно функционировать. Стамбул был отреставрирован после завоевания 1453 года, как и подобает столице мировой империи. Мехмед импортировал ремесленников со всей империи и поселил их в городе, чтобы восстановить его. Его население существенно увеличилось, особенно после изгнания евреев из Испании в 1492 году, когда их пригласили поселиться в империи, и многие выбрали столицу. Между 1500 и 1600 годами Стамбул стал одним из важнейших городов Европы; около 1600 года он все еще был одним из самых густонаселенных городов, пока его не обогнали до конца семнадцатого века сначала Париж, а затем Лондон. Императивы империи также заставили Мехмеда расширить свои территории во всех направлениях. Он завоевал южную Сербию и расширил османское влияние в Валахии. Торговля была важна для османов с тех пор, как они пришли к власти в четырнадцатом веке, но с приобретением Стамбула морская мощь и международная торговля стали решающими для османской безопасности и экономики. Венеция стала соперником, и османы были вынуждены уделять внимание своему флоту и обороне города. Поэтому Мехмед захватил остров Митилена (Мидилли) и укрепил проливы. Он оказывал давление на Венецию в Средиземном море, пока она не была вынуждена подписать договор в 1478 году. Затем он завоевал Крым, сделав крымских татар своими вассалами, а Черное море — османским озером. Османская экспансия продолжалась до смерти Мехмеда в 1481 году, с нападениями на Родос и даже на юг Италии, где османы захватили Отранто. Баязид II (годы правления 1481–1512) был вынужден бороться за трон со своим братом Джемом Султаном (1459–1495). Сначала ему пришлось подкупить янычар, предоставив «подарок за вступление», чтобы завоевать их лояльность; впоследствии это стало традицией, которой следовал каждый султан в начале своего правления. Джем был побежден и искал убежища у рыцарей Родоса, которым платили золотом за то, чтобы они держали его в заложниках. Джем отправился в Неаполь, где умер в плену у Папы, который также смог шантажировать Баязида и заставить его заплатить за удержание Джема в плену. Ученые размышляли о том, чего мог бы добиться Баязид, если бы его не отвлекли вызов Джема османскому престолу и манипуляции христианских держав. Учитывая анархию, царящую в Италии в то время, и легкость, с которой французы завоевали Италию в 1494 году, османы могли бы покорить Италию, изменив ход мировой истории. В Риме опасались, что этот город может разделить судьбу Константинополя. РАСШИРЕНИЕ ВЛАДЕНИЙ ОСМАН К пятнадцатому веку османы превратились из империи, взимающей дань, в империю, зависящую от мировой торговли. Недавние исследования в генуэзских и венецианских архивах показывают, что османы серьезно относились к торговле в регионе. С начала четырнадцатого века их завоевания основывались в основном на захвате стратегических пунктов, таких как Галлиполи и Дарданеллы, которые обеспечивали доходы от торговли в регионе. После нанесения поражения Венеции в июле 1496 года они не только освободили венецианцев от уплаты ежегодной дани, но и согласились, что Венеция будет платить четырехпроцентный налог на свой экспорт в Османскую империю; торговля стала такой же важной, как дань. Помимо ведения войны в Европе, османы столкнулись с угрозой таких соперников, как мамлюки в Египте и Сирии, и Сефевиды в Иране. Борьба с Сефевидами приняла идеологический характер, как соревнование между суннитским или ортодоксальным исламом османов и неортодоксальным, шиитским исламом Сефевидов. Этот затянувшийся конфликт истощил энергию обеих империй и стал причиной относительного упадка обеих по сравнению с ростом европейской мощи. Свергнув своего отца Баязида, Селим I (1512–1520) был вынужден обратить свое внимание на восток и встретиться с растущей властью шаха Исмаила. В 1514 году Селим разбил Сефевидов при Чалдыране и захватил Азербайджан и Курдистан. Два года спустя Селим выступил против мамлюков и завоевал Сирию в 1516 году, а в следующем году — Египет. Сельское хозяйство и торговля Египта обеспечили Стамбул значительным богатством, а также доходами от торговли с Индией и Азией. Османы также стали хранителями двух священных городов Мекки и Медины и были возведены в статус самого могущественного мусульманского государства в мире. Иерусалим, или Кудус, стал третьим священным городом ислама; османы построили большие базары, чтобы оживить торговую жизнь, а преемник Селима, Сулейман, построил отличительные белые стены города. Иерусалим не стал крупной региональной столицей, как Дамаск или Алеппо, но он был одним из трех святых мест ислама и имел большое религиозное значение. Империя удвоилась в размерах, и ее исламский элемент был усилен присоединением арабских провинций. Более того, Египет привел османов к прямому контакту с португальцами в Красном море и Индийском океане. В шестнадцатом веке баланс сил в мире сместился со Средиземноморья в Атлантику. Открытие Христофором Колумбом Америки в 1492 году и плавание Васко да Гамы вокруг Южной Африки, чтобы достичь Индии в 1498 году, уменьшили, но не уничтожили значение исламского мира. Торговля с Азией в результате не иссякла, но османская казна получала меньше доходов. Империя также стала слишком большой и неповоротливой, чтобы султан мог ею управлять в одиночку, и он был вынужден все больше и больше полагаться на свою бюрократию. Мужчины, которые поднялись через девширме, стали более влиятельными, как и женщины во дворце. СУЛЕЙМАН ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ Сулейман I (годы правления 1520–1566), пожалуй, самый известный из османских султанов. Он известен как Кануни (законодатель) для турок и «Сулейман Великолепный» на Западе. Он продолжал расширять и консолидировать свою империю в традициях своих предшественников, захватив Белград в 1521 году и осадив Вену в 1529 году. Османы активно участвовали в европейском конфликте между императором Священной Римской империи Карлом V и Франциском I Французским; роль Османов была частично ответственна за неспособность Карла подавить протестантскую Реформацию Мартина Лютера. Войны в Европе продолжались до смерти Сулеймана в 1566 году, когда он умер, возглавляя поход в Венгрию. Он также сражался против Сефевидов, захватив Багдад в 1534 году. Торговля стала важной частью османской экономики, и османские купцы — мусульмане и немусульмане — торговали в Европе, особенно в Италии и Азии. В результате этого в 1535 году Сулейман предоставил французским купцам определенные привилегии, известные как «капитуляции». Им разрешалось жить по своим законам и обычаям, пока они проживали в империи, при условии, что не нарушались законы Османской империи. Со временем эти капитуляции распространились и на другие европейские государства, что привело к расширению торговли между Европой и Османской империей. Расширение османского флота также можно объяснить мерой по контролю над Средиземноморьем с целью обеспечения торговли в регионе. Таким образом, Сулейман использовал Барбароссу Хайреттина, чтобы захватить контроль над североафриканским побережьем у Карла V, установив османское правление над Алжиром, Тунисом и Ливией. Была также предпринята серьезная попытка уничтожить португальское господство в Аравийском море, но османский флот был уничтожен в битве при Дуи в 1538 году. Османские корабли были построены для более спокойных вод Средиземноморья и не могли сравниться с португальскими галеонами. Возможно, именно поэтому османы не пытались плавать в Атлантике, хотя они нанесли ее на карту и много знали о ней. Как и китайцы в Восточной Азии, османы были довольны своей империей в восточном Средиземноморье. К правлению Сулеймана Османская империя превратилась в стабильную форму с военно-бюрократическим правящим классом, смягченным свободнорожденными улемами, которые правили многоконфессиональным населением крестьян, торговцев и ремесленников, организованных в фактически автономные религиозные общины. Исполнительная и законодательная власть принадлежала султану, которому помогали министры, которые брали на себя больше прерогатив султана по мере того, как империя расширялась и становилась более бюрократической. После правления Сулеймана великий визирь начал брать на себя многие обязанности султана, и султан стал более привязанным к дворцу. Патриархи, как лидеры немусульманских общин, которые заботились о религиозных и общественных нуждах своей паствы, пользовались защитой султана. Не было предпринято никаких попыток ассимилировать различные общины; они были интегрированы в той степени, в которой повседневные взаимодействия были нормализованы и обеспечивали социальный контекст для культурного обмена. Система хорошо работала до введения национализма в девятнадцатом веке, позволяя каждой общине идти своим путем, чего они не смогли бы достичь, если бы были ассимилированы. Османская администрация была передовой для того времени по сравнению с современной Европой, и христианские крестьяне считали османское правление более легким, чем правление их феодальных единоверцев. Мартин Лютер (1483–1546), не испытывавший симпатии к «туркам», которых он считал варварами, соглашался с тем, что крестьяне уступили османам, потому что их налоги были легче. Османское налогообложение продолжало быть легким, пока султан завоевывал процветающие земли, но стало тяжелее, когда завоевания закончились. С завоеванием Константинополя османы переняли некоторые византийские административные практики. Султан становился все более отдаленным, оставляя повседневные дела своему императорскому дивану, который возглавлял его великий визирь и состоял из других министров. Его главными министрами были военные судьи (кад аскер) Румелии и Анатолии, судья Стамбула, министр финансов, хранитель печати и начальник янычар. Позже к дивану были добавлены должности эйхюлислама, высшего религиозного органа, рейс-уль куттуба, министра, отвечающего за внешние сношения, и капудан-паши, адмирала флота. Военный офицер, паша с двумя бунчуками, обозначающими ранг, назначался губернатором провинции, которая подразделялась на санджаки, управляемые пашой с одним бунчуком. Ниже него находились округа, или каза, управляемые кадом и землевладельцами, которые представляли местное население. Земля принадлежала государству, и экономика империи зависела от контроля государства как над землей, так и над сельскохозяйственным производством, основными источниками дохода. Земля была разделена на различные феоды (т мары), доходы с которых распределялись между администраторами — беями и визирями — в качестве их жалованья. Эти феоды не передавались по наследству и могли быть конфискованы после смерти владельца. Поскольку они не могли быть переданы бенефициарам землевладельца, было невозможно создать класс землевладельцев, как в Европе. Теоретически крестьяне не могли быть выселены с земли, которую они обрабатывали, пока они платили десятину землевладельцу. Эта мера давала крестьянам гарантию владения и может объяснить общее отсутствие крестьянских восстаний в истории Османской империи. Правление Сулеймана Великолепного традиционно описывается как «полдень» Османской империи. Его описывали как последнего из великих первых десяти правителей, которые основали и заложили фундамент мировой империи. Эти правители были не только великими завоевателями, но и мудрыми и талантливыми администраторами, которые правили своими территориями с безжалостной проницательностью. После Сулеймана, как говорили, 14 ТУРЦИЯ: ПОИСК ИДЕНТИЧНОСТИ султаны часто были некомпетентными, посредственными и коррумпированными людьми, которые больше отдавались удовольствиям гарема, чем полю битвы; такой султан, как Мурад IV (1623–1640), был скорее исключением, чем правилом. Некомпетентные правители не обладали инициативой и энергией таких великих султанов, как Мехмед Завоеватель, и поэтому имели тенденцию парализовать управление и ослаблять империю. Но, несмотря на этот недостаток, империя могла полагаться на исключительные таланты таких великих визирей, как Сокуллу Мехмед-паша и династия великих визирей Кёпрюлю, которые управляли империей почти полвека, а также на иногда компетентного султана, такого как Мурад IV. Как объяснение упадка Османской империи по сравнению с подъемом Западной Европы, это верно лишь отчасти, и современная наука ищет другие объяснения. К началу шестнадцатого века Османская империя действовала в совершенно иной среде, как внутри страны, так и за рубежом. Империя была преобразована из государства, чьей главной целью была территориальная экспансия, что, следовательно, создало необходимость в активном султане-генерале для руководства армиями, в бюрократическое государство, которому приходилось иметь дело с такими экономическими факторами, как торговля и отношения с расширяющейся Европой. Османы создали мировую империю, которая была слишком сложной, чтобы ею управлял один человек, каким бы одаренным он ни был. Власть должна была быть делегирована, и султаны были вынуждены создать диван, ранний кабинет, с великим визирем и другими министрами. Во время правления Сулеймана ситуация оставалась неоднозначной, и он казнил своего великого визиря Ибрагима-пашу, потому что он стал завидовать росту власти последнего. Но его преемник, Селим II, стал зависеть от своего великого визиря и его бюрократии, которая затем приобрела свою собственную резиденцию, известную как Бабиали или Возвышенная Порта (похожую на Даунинг-стрит, дом десять, резиденцию британского премьер-министра). По той же причине императорский гарем также стал средоточием политической власти в шестнадцатом веке. Великий визирь часто был связан с султаном через брак и, следовательно, был напрямую связан с гаремом и его могущественными женщинами, такими как валиде султан, мать султана или любимая наложница султана. Иногда султан был несовершеннолетним, и поэтому приходилось устанавливать регентство во главе с матерью султана до его совершеннолетия. ОСМАНЦЫ: ОТ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ К ИМПЕРИИ, 1300–1789 15 К середине шестнадцатого века империя достигла пределов экспансии, особенно земель, которые можно было выгодно эксплуатировать для получения экономической выгоды. В этом заключалась разница между османским империализмом и империализмом таких европейских держав, как Испания, Англия и Голландия: их мотивы экспансии были в основном экономическими, и они грабили свои колонии до последней капли крови. Османы представляли собой классический случай того, что было описано как «имперское чрезмерное расширение». Им приходилось содержать большие армии в Центральной Европе, Северной Африке и на Кипре, а также мощные военно-морские силы в Средиземноморье, Эгейском и Красном морях. Помимо императора Священной Римской империи и его союзников, османы начали сталкиваться с угрозой растущей мощи России в Крыму. В Анатолии Сефевиды представляли угрозу своей религиозной пропагандой среди кочевых туркменских племен. Все это было тяжелым бременем для казны, заставляя османов искать новые способы выполнения своих фискальных обязательств. За рубежом великая трансформация была отмечена переходом от средиземноморской сферы к миру Атлантики. С эпохой открытий бывшие торговые пути, от которых османы зависели на протяжении веков, утратили свою значимость, и доходы империи от торговли сократились. Но это был постепенный процесс, и он не повлиял на империю немедленно; однако из-за политической и социальной структуры империи не было очевидного решения. Османская экономическая система была неспособна противостоять вызову западного меркантилизма и индустриализации. ЭПОХА РЕВОЛЮЦИИ В западном мире переход от феодализма к торговому капитализму был отмечен революцией — растущий средний класс, буржуазия, должен был бороться за политическую власть. Это было достигнуто в Англии между 1640 и 1688 годами, достигнув кульминации в «славной революции»; во Франции революция произошла между 1789 и 1815 годами. Там, где не было буржуазии, достаточно сильной, чтобы бросить вызов власти феодального класса, как в Испании или России, революции не было, и старые классы оставались у власти. Так было с османами. Хотя они поддерживали правительство, достаточно сильное, чтобы поддерживать порядок и позволять торговцам и производителям наживать свои состояния, они не позволяли этим торговцам выступать в качестве политической силы, способной продвигать свои собственные интересы. Это осложнялось тем фактом, что торговцы были разделены по религиозной принадлежности — греко-православные, католики, армяне, иудеи и мусульмане — и не могли действовать вместе как класс для защиты своих экономических интересов. Османы, хотя и осознавали важность торговли для экономики, никогда не были озабочены исключительно интересами торговых классов, и они не проявляли сознательного интереса к быстрому росту экономики. Однако они были привержены защите интересов потребителя, и одним из самых важных должностных лиц был мухтесиб, инспектор рынка, который контролировал цены и качество товаров, а также вес и меры, чтобы потребители не были обмануты. Это само по себе подавляло рост капитализма и рыночной экономики. Однако было несколько богатых торговцев, которые, теоретически, могли бы сыграть роль проводника буржуазной трансформации, если бы им предоставили такую возможность. Например, греческий торговец, известный как Шейтаноглу, из известной византийской семьи, нажил состояние на торговле мехами и имперской соляной монополии и в результате смог снарядить шестьдесят галер для османского флота. Но Мурад II с подозрением отнесся к его растущему богатству и власти и казнил его в 1578 году. Были и другие известные богатые банкиры и торговцы, но османский правящий класс никогда не позволял им менять характер государства или экономики. Даже в Европе такие изменения требовали революции, а османское государство было слишком сильным, чтобы допустить любую такую радикальную политическую и социальную трансформацию. Таким образом, были восстания и мятежи, но не было ни одной насильственной трансформации политического порядка и поддерживающей его социальной системы, которая заменила бы существующий правящий класс другим, придав империи новый облик и направление. Это не означало, что османы не понимали, что происходит в мире вокруг них; они знали о событиях, происходящих в Европе. Из Европы всегда был постоянный поток посетителей, и некоторые из этих посетителей оставались и служили империи, особенно в качестве военных экспертов. С самых ранних дней османов существовали торговые контакты с итальянскими городами-государствами, такими как Генуя и Венеция, и ОСМАНЫ: ОТ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ К ИМПЕРИИ, 1300–1789 17 мусульманских купцов проживали в итальянских городах. Мехмед Завоеватель отправлял студентов в Италию изучать искусства и переписывался с Папой. В результате османы были хорошо осведомлены о событиях в окружающем их мире, но не могли впитать эти события в свое собственное сложное, многоконфессиональное общество. Они также не осознавали, как изменения в Европе начинали влиять на их собственное общество, но такова была природа империи и имперского правящего класса. Они были консервативны и привязаны к статус-кво и не допускали подъема торгового класса, который мог бы преобразовать государство и сокрушить старые правящие элиты. У османов было три принципа, которыми руководствовались в экономической политике государства: обеспечивать городскую экономику, особенно Стамбула, и хорошо снабжать армию, бюрократию и дворец; обеспечивать необходимые доходы от налогообложения, городского и сельского; и сохранять статус-кво, поддерживая строгий контроль в городах и сельской местности. Испанская империя проводила похожую политику в шестнадцатом веке и позже; несмотря на свою империю и огромное богатство, Испания также не смогла осуществить трансформацию в буржуазное общество, оставаясь обществом, в котором доминировали коммерческие классы, и поэтому отставала от таких европейских государств, как Голландия и Англия. Это не было вопросом религии (ислама или католицизма), как предполагали некоторые, но было укоренено в самой природе империализма до Просвещения. Но упадок Османской империи не был стремительным. Империя была достаточно могущественна, чтобы защищать себя в течение семнадцатого века и даже смогла начать кампанию, которая привела османские армии к стенам Вены в 1683 году во второй раз. В 1570–71 годах османы захватили Тунис и Кипр, и европейская держава восприняла угрозу достаточно серьезно, чтобы объединить силы и нанести сокрушительное поражение османскому флоту при Лепанто в 1571 году. Таково было богатство империи в конце шестнадцатого века, что Соколлу Мехмед-паша, великий визирь, сообщил султану Селиму II, что флот, уничтоженный при Лепанто, можно легко заменить новыми и лучшими галерами. Однако в результате поражения Селим был вынужден заключить мир с Венецией и императором. К правлению Селима II (1566–74) власть перешла в руки других людей, таких как Соколлу Мехмед-паша (1506–79), хотя не все они были такими выдающимися государственными деятелями, как он. Родившийся в городе Соколович в Боснии, он был завербован и обучен системе девширме. Он поднимался по служебной лестнице, пока не был назначен великим визирем в 1564 году, уже женившись на дочери Сулеймана и сестре Селима II. Именно он, а не султан, управлял империей до своей смерти в 1579 году. Помимо регулярных войн (с Ираном, 1578–90, и Австрией, 1593), османам пришлось справляться с ситуацией, которая описывается как «кризис семнадцатого века». Это было отмечено рядом факторов, которые работали вместе и создали сложную ситуацию, с которой столкнулось Османское государство. Более ранние ученые утверждали, что в первую очередь приток американского золота и серебра, поступавших в средиземноморский мир через его торговые связи с Западом, создал инфляцию и давление на османскую экономику. Казначейство было вынуждено найти больше денег, чтобы выплачивать жалованье своим армиям и администрации. Недавние исследования показывают, что денежная экономика уже проникла в большую часть Балкан и Анатолии вдоль побережья, и этот процесс ускорился в шестнадцатом веке с притоком серебра из Нового Света, что привело к увеличению коммерциализации. Таким образом, налоги теперь собирались наличными, а не натурой, что изменило способ землевладения в некоторых частях империи. Инфляционное давление усугублялось ростом населения, урбанизацией и монетизацией экономики, что увеличило спрос на деньги и давление на ограниченные ресурсы империи. Государство было вынуждено финансировать более крупные армии, чтобы вести изнурительные войны против Габсбургов и Сефевидов, и одним из быстрых решений было обесценить и девальвировать валюту, добавляя в монеты больше латуни, чем серебра. Результатом стали социальные потрясения, и в 1589 году янычары в Стамбуле восстали в знак протеста против своей более низкой оплаты и снижающегося уровня жизни. Эти восстания продолжались до 1592 года, прежде чем были подавлены. В 1590-х годах в центральной Анатолии начались социальные беспорядки с крестьянскими волнениями, известными как восстания Джелали, названные в честь религиозного лидера, который начал первое восстание. Серьезное недовольство продолжалось до 1650-х годов, подрывая авторитет государства. ОСМАНЦЫ: ОТ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ К ИМПЕРИИ, 1300–1789 19 СОЮЗ ЯНЫЧАР И УЛЕМОВ Несмотря на все эти проблемы и военные неудачи, османы держались на протяжении семнадцатого и восемнадцатого веков. Одним из самых серьезных последствий этого затянувшегося кризиса стало возникновение союза между улемами и янычарами, который предотвратил возможность какой-либо структурной реформы в государстве и обществе. Военные обеспечивали власть, буквально из стволов своих орудий, в то время как улемы обеспечивали идеологическую легитимность. Например, османы не смогли последовать примеру греческой общины, которая основала печатный станок в 1627 году, потому что улемы возражали, что печатный станок является нарушением шариата. Когда Ибрагим Мютеферрика, венгр, обращенный в ислам, основал первый османский печатный станок сто лет спустя, он просуществовал только до 1742 года, когда его снова закрыли из-за сильного сопротивления реакционеров. Печатный станок наконец смог снова открыться в 1784 году! Даже реформаторы, которые часто правильно диагностировали проблемы империи, обычно предлагали решение, в котором просили султана восстановить практику Сулеймана Великолепного, во время правления которого империя, как считалось, достигла своего пика. Когда ситуация казалась критической, как, например, во время правления Мурада IV (1623–1640), сильный правитель мог восстановить порядок, но не мог провести фундаментальную реформу. Он положил конец братоубийству в 1623 году, потому что его брат Ибрагим был последним выжившим османом, кроме Мурада, и его убийство поставило бы династию под угрозу. Поэтому Ибрагим был изолирован во дворце и ему было позволено вести пассивную и развратную жизнь вдали от политической власти. К 1632 году Мурад установил контроль над государством и продолжил политику завоевания, захватив Багдад у Сефевидов в 1638 году. Стабильность оказалась временной, поскольку в 1648 году, когда на трон взошел несовершеннолетний Мехмед IV, столица находилась в состоянии анархии, во власти янычар, в то время как мятежные паши контролировали большую часть центральной Анатолии, а венецианцы блокировали Дарданеллы. Но в 1656 году Мехмед Кёпрюлю (ум. 1661) был назначен великим визирем и получил абсолютную власть. Он является примером османской меритократии, неграмотный человек, поднявшийся с кухни султана до звания губернатора провинции и великого визиря, благодаря своему таланту и покровительству во дворце. Он оставался у власти всего 20 ТУРЦИЯ: В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ пять лет до своей смерти в 1661 году. За время своего короткого пребывания у власти он восстановил контроль над янычарами и мятежниками в Анатолии, снял венецианскую блокаду Дарданелл и восстановил османский контроль над Трансильванией и Валахией. Агрессивную политику Мехмеда Кёпрюлю продолжили его сын Фазл Ахмед Кёпрюлю (1635–76) и Кара Мустафа-паша (1676–83). Но политическая стабильность этих лет просуществовала недолго, и длительные изнурительные войны с Габсбургами, отмеченные второй осадой Вены в 1683 году, ускорили упадок Османской империи. РОСТ ЕВРОПЕЙСКОГО ВЛИЯНИЯ Карловицкий договор, подписанный в январе 1699 года, стал поворотным моментом в отношениях Османской империи и Габсбургов. Из агрессоров Османы были вынуждены перейти к обороне, и они начали серьезно относиться к европейскому примеру. Султан Ахмед III (1703–1730) возглавлял реформаторское движение в так называемый «период тюльпанов». Но его попытки внедрить европейские методы в армию были сорваны альянсом улемов и янычар. В 1729 году, столкнувшись с угрозой со стороны австрийских и русских армий, Османы пригласили западных экспертов для внедрения современных методов ведения войны. Граф Александр де Бонневаль, французский офицер, прибыл в Стамбул, чтобы модернизировать инженерный и бомбардирский корпус. Возможно, чтобы облегчить свою работу, он принял ислам, чтобы мусульманин, а не христианин, мог быть ответственным за реформы. Известный как Ахмед-бей, он поступил на османскую службу в 1731 году и основал школу военной инженерии в 1734 году. В следующем году ему было присвоено звание паши и звание «Бомбарац» (Humbarac). Но его реформы не укоренились, и когда в 1768 году в Стамбул прибыл другой европейский реформатор, барон де Тотт, он почти не нашел никаких свидетельств усилий Хумбараца, как будто он полностью провалил реформу армии. Барон де Тотт прибыл, чтобы провести военную реформу, пока империя воевала с Россией. К 1770 году русский флот доминировал в Эгейском море, разгромил османскую армию на Дунае и вторгся в Крым. Османы потерпели такие сокрушительные поражения, что были вынуждены подписать унизительный договор с Екатериной Великой в 1774 году. Кючук-Кайнарджийский договор сделал Крым и северное побережье Черного моря независимыми от османского правления. ОСМАНЫ: ОТ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ К ИМПЕРИИ, 1300–1789 21 Екатерине также было предоставлено право защищать православную церковь в Стамбуле, тем самым дав России повод вмешаться в османские дела. Договор ознаменовал начало того, что стало известно как «Восточный вопрос», попытки великих держав использовать многоконфессиональный характер Османской империи, действуя от имени христианских общин. Взамен султан Абдул-Хамид I (1774–1789) был признан Россией, а вскоре и другими европейскими державами, халифом всех мусульман. Согласно статье 3 договора, султан сохранил свою духовную власть над мусульманами в Крыму, к настоящему времени переданном России. Претензии султана на халифат были подтверждены в последующих договорах с державами. Претензия на халифат была важным нововведением и оказала значительное влияние на будущую политику империи, укрепив консерваторов и позволив им манипулировать исламом, чтобы предотвратить реформы. После падения халифата Аббасидов в 1258 году титул присвоили себе несколько независимых султанов, и даже Мурад I использовал его еще в 1326 году. Однако османы начали придавать значение как титулу, так и его прерогативам после 1774 года, чтобы противостоять претензии царицы Екатерины на роль защитницы православных христиан в Османской империи. Султаны, в свою очередь, претендовали на духовную власть над мусульманскими общинами под христианским правлением и обнаружили, что это был полезный инструмент для использования в их отношениях с Европой. Частичные реформы в течение восемнадцатого века, которым препятствовали реакционеры, не смогли улучшить положение империи против растущей мощи европейских государств. Договор с Екатериной не принес мира и не удовлетворил аппетит России к расширению. В 1783 году она аннексировала Крымское ханство, а три года спустя османы снова воевали с Россией. Когда в 1789 году на трон неспокойной империи взошел Селим III, его правление положило начало самому длинному столетию непрерывных реформ в империи, кульминацией которых стала революция 1908 года. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Стэнфорд Дж. Шоу, История Османской империи и современной Турции, т. 1: Империя гази – взлет и упадок Османской империи 22 ТУРЦИЯ: В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ Империя 1280–1808 (Cambridge University Press, 1976). Халил Иналк, Османская империя: классический век 1300–1600 (Weidenfeld and Nicolson, London, 1973). Лесли Пирс, Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи (Oxford University Press, 1993). Дэниел Гоффман, Османская империя и ранняя современная Европа (Издательство Кембриджского университета, 2002)