Я уверен, что вы и так знаете, люди в восторге от Grand Theft Auto 6. На момент написания статьи единственный трейлер Rockstar по GTA 6 набрал на YouTube около 213 миллионов просмотров, и все эти миллионы зрителей с нетерпением ожидают того неопределенного дня осенью 2025 года, когда их выпустят в в долгожданный и всеми любимый город Вайс Сити - за исключением тех из нас, кто работает на ПК, кто все еще ждет официального сообщения от Rockstar о том, когда мы можем ожидать нашего собственного релиза.
Конечно, это окно выпуска осенью 2025 года далеко не гарантировано. Мы прочно вступили в эпоху задержек с выпуском ААA проектов, когда можно с уверенностью предположить, что дата запуска игры является предварительной вплоть до часа, когда она должна быть разблокирована в Steam. Штраус Зелник, генеральный директор материнской компании Rockstar Take-Two, может быть, и "очень уверен" в сроках запуска GTA 6, но, посмотрев на последние 20 лет истории релизов Rockstar, я не могу сказать, что разделяю эту уверенность.
- !интересный факт! Каждая из крупных игр Rockstar с открытым миром за последние 20 лет была отложена по крайней мере один раз перед выпуском. Часто об этих задержках объявлялось незадолго до первоначального запуска игры.
Oh s***, here we go again
Первая из двух десятилетий задержек Rockstar случилась осенью 2004 года, и по сравнению с переносом даты релиза, который мы обычно наблюдаем сегодня, она была скромной. Как сообщает Eurogamer, издатель Rockstar Take-Two объявил в своем финансовом отчете за сентябрь 2004 года, что консольный релиз Grand Theft Auto: San Andreas будет перенесен с 19 на 26 октября 2004 года в США и с 22 на 29 октября в Европе - задержка всего на неделю для обоих регионов.
"Дата запуска игры была перенесена, чтобы дать дополнительное время для окончательного тестирования игры", - сказал Take-Two в объявлении о задержке San Andreas, прежде чем подтвердить возможный релиз San Andreas для ПК, который последует в июне 2005 года. История всегда повторяется; 20 лет спустя мы все еще ждем анонсов порта GTA для ПК. Задержка также произошла из-за подтверждения того, что Grand Theft Auto выйдет в Game Boy Advance. Тогда было проще.
С этого момента задержки Rockstar начали увеличиваться. В самом раннем сообщении о Bully говорилось, что Rockstar изначально планировала выпустить его в октябре 2005 года, но в розничную продажу он поступит только год спустя. Тем временем, как сообщал IGN, Rockstar представили GTA 4 на пресс-конференции E3 2006, во время которой они объявили предполагаемую дату релиза 16 октября 2007 года. Согласно архивному материалу Kotaku Australia от августа 2007 года, Take-Two объявили за два месяца до первоначальной даты релиза, что приземление Нико Беллика в Либерти-Сити будет отложено до второго квартала 2008 года. Окончательная дата выхода GTA 4 29 апреля 2008 года, чуть более чем на полгода позже, чем первоначально планировалось, была подтверждена несколькими месяцами позже.
GTA 4 была последним случаем, когда в анонсах игр Rockstar указывались конкретные даты выхода.
Следующим шагом Rockstar пошли ва-банк на cowboys с Red Dead Redemption, анонсированных в феврале 2009 года с первоначальным окном выпуска "осень этого года", согласно репортажу IGN. Только к концу осени Rockstar объявили о первой из двух задержек Red Dead Redemption, перенеся дату его выхода на 27 апреля 2010 года.
За месяц до выхода Red Dead Redemption на mosey into town Rockstar объявили об очередной задержке, назначив окончательную дату релиза на май 2010 года. "Мы думаем, что это лучшее окно выпуска, и это дает нам еще несколько недель для выхода на рынок", - сказал Зелник, объявляя о задержке в ежеквартальном финансовом отчете. Как и в GTA 4, из-за задержек с выпуском Red Dead Redemption его релиз был примерно на полгода позже первоначального срока запуска.
Как обычно....
Оригинальные релизы GTA 5 для консолей были отложены только один раз: после установления начального окна запуска весной 2013 года Rockstar объявила в январе 2013 года, что вместо этого GTA 5 появится на Xbox 360 и PlayStation 3 17 сентября 2013 года — опять же, с задержкой примерно на полгода.
Однако выход GTA 5 на ПК был длительным сизифовым мучением. Первоначально планировалось запустить вместе с версиями для PlayStation 4 и Xbox One осенью 2014 года, но порт для ПК был перенесен с тремя задержками перед его окончательным выпуском в апреле 2015 года: сначала в сентябре 2014 года, затем в январе 2015 года и, наконец, в феврале 2015 года. В каждом случае объявление о задержке поступало незадолго до ожидаемого запуска, а вторая задержка произошла всего за две недели до запланированного выпуска порта для ПК в январе.
"Перенос даты релиза - это не решение, к которому мы относимся легкомысленно, это выбор, который мы делаем только тогда, когда знаем, что это отвечает наилучшим интересам игры и наших фанатов", - заявили Rockstar в своем объявлении о задержке в январе 2015 года.
Совсем недавно задержки Red Dead Redemption 2 — сначала с осени 2017 года по весну 2018—го, затем до октября 2018-го, с выходом на ПК осенью 2019-го - создают впечатление, что Rockstar вошла в предсказуемый ритм задержек. Две задержки, плюс-минус, кажутся нормой, в результате чего окончательный релиз состоится где-то через шесть месяцев-год после того, как он ожидался изначально.
Ожидаю ли я GTA 6 в 2025 году? Глядя на 20-летние задержки Rockstar, я был бы удивлен, увидев это, и я был бы вдвойне удивлен, увидев релиз для ПК раньше, чем через год. Конечно, я был бы рад ошибиться, и не только потому, что это означало бы более короткое ожидание. Хотя вы могли бы ожидать, что задержка предоставит разработчикам больше передышки, часто происходит обратное.
Задержки, как правило, не облегчают трудности в разработке; часто, как писал Джейсон Шрайер для Kotaku еще в 2020 году, задержки продлевают их. Несмотря на то, что дата выхода Red Dead Redemption 2 отодвинута из-за годичной задержки, ее разработка побудила сотрудников Rockstar в 2018 году открыто заявить о "смертельном исходе" всепроникающей корпоративной культуры crunch.
К счастью, есть признаки того, что после серии уходов руководства и замен Rockstar работает над тем, чтобы избежать кризиса в будущем, планируя более устойчивые для своих сотрудников схемы развития. Если GTA 6 получит свою собственную серию задержек, мы можем только надеяться, что они будут мягче по отношению к разработчикам, чем предыдущие отсрочки Rockstar.