Найти в Дзене
Время перемен

«За разговоры о Боге могли арестовать!». Каковы были жертвы борьбы советской власти с церковью.

Оглавление

Практически каждые школьные каникулы, в особенности летние, мы с сестрами проводили в деревне. Причем в разных, потому как родственников из деревень у нас было тогда много, было, потому что сейчас остались жить только в преклонном возрасте, вся молодежь потянулась в города, в особенности, в мегаполисы.

  • И вот в одну из деревень мне летом всегда очень хотелось, там была свобода, никто не смотрит и не проверяет где ты, что делаешь, главное, нужно было обязательно позавтракать и приходить к вечеру домой.
  • По сравнению с родительским домом, где дальше ворот нам буквально запрещалось выходить (что вполне обоснованно, родители считали, что за воротами много опасностей для детей), это была действительно свобода.
Вот так "висеть" на заборе любили и мы.
Вот так "висеть" на заборе любили и мы.

Нравилось в деревне и то, что все взрослые друг друга знали, общались, ходили друг другу в гости, дети играли вместе, а ещё частенько ходили в местный клуб на различные концерты и представления.

Сами представления уже и не помню, но помню атмосферу – это было интересно и как-то тепло, а после нам даже разрешалось посмотреть, как танцует молодежь, несмотря на то, что мы были ещё совсем детьми.

Танцы в бывшей церкви!

Но я до сих пор помню своё удивление и испуг, когда старшие нам сказали, что сельский клуб, где и проходило как раз всё веселье, в бывшем был церковью. Это было деревянное здание, имевшее куполообразную крышу, а окна были закрыты досками и брусьями. Сейчас точно и не помню какой площади было здание, но для моего детского взора, казалось, что это огромное здание, имевшее, как минимум 3 комнаты: зрительный зал, танцевальный зал и комната для персонала.

И каждый раз, когда смотрела снаружи на куполообразную крышу мне было как-то страшно и непонятно: как можно церковь превратить в клуб?! Для меня это до сих пор, кстати, кажется абсолютно несовместимым. Особенно, когда понимаешь, что клуб – это место выпивки, веселья и, частенько, место пьяных разборок не только парней, но и девушек.

Больше узнавая события в истории, приходит некое понимание, но не принятие того, что было.

Помню рассказы и родственницы, что в их детстве категорически запрещалось где-то при людях говорить о Боге, о Всевышнем, родители моих родителей объясняли эти запреты тем, что за вероисповедание могут даже арестовать.

Ни в одной другой стране противостояние между религией и властью не были столь явно противоположными, как в СССР. Пришедшие к власти большевики во главе с В.И. Лениным категорически отказывались к солидарности с религией, они не хотели и даже не пытались как-то «повернуть» её в свою сторону и стать союзниками, а приняли кардинальные меры – избавиться от неё жесткими мерами.
Молодежь на скинутом колоколе.
Молодежь на скинутом колоколе.

В 1917 году, с момента прихода большевиков было объявлено, что религия вне власти, а атеизм стала основой советской идеологии. Православие же посчитали и стали внушать населению, что это пережитки прошлого, тормозящее прогрессивное развитие коммунизма, стремление построить «рай на земле».

Следом стала выпускаться антирелигиозная печатная продукция, наиболее оскорбительным для верующих был журнал «Безбожник», в котором советская власть дерзко и решительно порицала православие.

Но на этом власть не остановилась, она подписала указы о запрете иметь имущество церкви, стала отбирать земли, здания, ценности. А те церкви, в которых служители давали решительный отпор и вовсе закрывали, и открывали в них как раз клубы. Так за 20-25 лет из 75 тысяч приходов по всей стране осталось лишь несколько сотен.

  • Население, конечно не в одночасье перестало верить в Бога, скрываясь, они продолжали верить и проводить соответствующие обряды. Но если человека ловили с поличным, наказание было суровым. Запрещалось праздновать любые православные праздники, красить яйца на Пасху. Население настолько было запугано, что боялись даже держать дома яйца.

С приходом к власти Сталина борьба продолжилась, теперь под репрессии массово попадали священники, которые пытались вести антисоветскую пропаганду.

В период Второй мировой войны, советская власть перестала воевать с собственным народом в целях объединения против главного врага. А после того, как на захваченных территориях немцы стали вновь открывать церкви, власть и вовсе пошла на уступки и прекратила какие-либо гонения за верующими.

Между тем именно в военный период вспоминается ряд случаев, когда вокруг была бомбежка, а именно храм не пострадал, или рассказы бывших фронтовиков, когда внутренняя вера в Бога спасала солдат от неизбежной смерти.
Разрушение храма.
Разрушение храма.

С приходом Хрущева антирелигиозная деятельность власти набрала ещё большие обороты, теперь повсеместно разрушилась храмы, запрещалось паломничество в святые места, эти святые места разрушались вместе с реликвиями и ценностями. А чтобы «ловить» паломников на место паломничества направлялась милиция.

И лишь Брежнев сделал хитрый шаг, когда дал свободу вероисповеданию, объединил совет по церквям и совет по религиозным культам, теперь церковь оказалась под государственным контролем. Несмотря, на появление диссидентского движения и противников этого контроля, Брежнев, по крайней мере прекратил гонения.

И лишь изданный в 1990-м году закон «О свободе вероисповеданий» положила конец многолетней борьбе власти и церкви.