Найти тему

Уходящие под воду: какие города могут исчезнуть к 2050 году

Оглавление

В современном мире растущая урбанизация оказывает колоссальное влияние на экологию планеты, в частности, способствует усилению процессов глобального потепления. Выбросы парниковых газов, производимые крупными мегаполисами, составляют значительную часть от общего объема таких выбросов.

Стоит отметить, что именно большие города первыми сталкиваются с катастрофическими последствиями климатических изменений. Например, некоторые из них уже сегодня подвергаются серьезной угрозе затопления. Это обусловлено тем, что многие прибрежные районы находятся на низменностях, подверженных воздействию приливов и штормов.

На сегодняшний день множество крупных городов мира, основанных в эпоху интенсивного потребления природных ресурсов, оказались перед лицом угрозы полного исчезновения из-за подъема уровня мирового океана. Сотни лет разрушения окружающей среды оставили их без естественных барьеров, защищающих от стихии. Возникает вопрос: есть ли шанс сохранить эти населенные пункты без дальнейшего вреда для климата и природы?

Для России эта проблема тоже актуальна. Санкт-Петербург и другие города Дальнего Востока пока не входят в число тех, кто находится на грани затопления, однако и они не застрахованы от подобной участи.

Как же избежать печальной судьбы и сохранить города для будущих поколений? Варианты решений существуют, хотя и требуют значительных усилий и инвестиций. Один из путей – внедрение инновационных технологий, направленных на снижение выбросов углерода и улучшение экологической обстановки. Также важно активно развивать устойчивое развитие городской инфраструктуры и создавать системы защиты от природных катаклизмов.

Роттердам, Нидерланды

-2

Голландцы известны своей многовековой борьбой с наводнениями, которая началась ещё в VI веке до нашей эры. Именно они придумали термины "дамба", "польдер" и "шлюз". Неудивительно, что страна, где большая часть территории находится ниже уровня моря, возглавляет европейский список потенциально уязвимых к затоплению государств. Город Роттердам занимает одну из первых позиций в этом рейтинге, ведь 90% его земли лежит ниже уровня моря.

Какие меры принимаются для защиты города?

Современный подход заключается не в строительстве высоченных дамб, как это было раньше (откуда, кстати, и произошло название города – "дамба на реке Ротт"). Сейчас жители Роттердама идут на шаг дальше, создавая новые общественные пространства, которые могут стать резервуарами для дождевой, речной или морской воды. Ярким примером служит парк Eendragtspolder в пригороде, который используется как место отдыха в обычных условиях, но становится спасителем в периоды наводнений. Это лишь часть проекта Room for the River, позволяющего открывать различные зоны города для водных масс. Когда случаются наводнения, вода поступает в парковки, на площади, в сады и даже на спортивные площадки, превращая их в водоемы.

Программа защиты включает в себя не только технические решения. Жители города активно используют специальное приложение, предупреждающее об изменении уровня воды. Детям обязательно преподают уроки плавания в одежде и обуви. Сады оборудованы таким образом, чтобы вода могла проникать в землю через снятый асфальт. Даже высокие технологии применяются в защите города: гигантский подвижный барьер Масланткеринг является крупнейшим движущимся сооружением в мире.

Осака, Япония

-3

Один из ключевых деловых и туристических центров Японии, Осака, находится под угрозой природных катастроф, таких как землетрясения, тайфуны и наводнения. Расположенный в низине, город пересечен множеством речных русел, что делает его особенно уязвимым.

Что предпринимается для защиты города?

Как и другие прибрежные города Японии, Осака оборудована высокотехнологичными системами безопасности, включая впечатляющие ворота-скобы, которые опускаются в реку Йодо в случае чрезвычайных ситуаций. Здесь функционирует развитая сеть водостоков, способная справиться с ливнями интенсивностью до 60 мм/час. Использование компьютерного моделирования позволяет предсказывать последствия экстремальных условий и разрабатывать стратегии защиты.

Однако повышение уровня воды в океане требует постоянного обновления высоты защитных барьеров и модернизации дамб и шлюзов. Регулярность проведения этих работ зачастую вызывает сомнения. Особенно уязвимой зоной является международный аэропорт, расположенный на острове. В 2018 году, во время шторма, нефтяной танкер врезался в мост, соединяющий остров с городом, отрезав аэропорт от внешнего мира. Вопрос о том, как защитить эту важную инфраструктуру, остается открытым.

Венеция, Италия

-4

Венеция известна своими «высокими водами» (acqua alta), когда воды реки По и Венецианской лагуны поднимаются и затопляют улицы города. Однако в последние годы уровень воды достиг рекордных показателей: в 2019 и 2020 годах наводнения стали самыми высокими за последние полвека. За последние сто лет уровень воды в Венеции вырос на 30 см, увеличиваясь ежегодно еще на 2-4 мм.

Что предпринимается для защиты города?

Наиболее амбициозным проектом стала система «Моисей» (MOSE), разработанная в 1984 году. Она представляет собой комплекс из 78 подвижных шлюзов, предназначенных для защиты от приливов Адриатического моря. Изначально планировалось завершить установку к 2011 году, но из-за технических сложностей и политических скандалов окончание работ пришлось на 2020 год. Экологи выразили опасения, что морские стены и шлюзы негативно повлияют на экологическое равновесие лагуны, которое уже подвергается риску из-за увеличения количества круизных лайнеров. Исчезают илистые отмели, меняется солевой состав воды, страдает флора и фауна, что влияет на миграционные пути птиц.

Но несмотря на огромные усилия и затраты, система «Моисей» не оправдала надежд. Уже в первый год после запуска она не смогла эффективно защитить город от наводнения, продемонстрировав зависимость своей эффективности от точности метеопрогнозов.

Новый Орлеан, США

-5

Крупнейший город Луизианы, Новый Орлеан, постепенно уходит под воду со скоростью до 5 см в год и, согласно прогнозам NASA, может оказаться полностью затопленным к 2100 году. Расположенный в дельте реки Миссисипи, примерно половина его территорий лежит ниже уровня моря, поэтому наводнения из-за разливов реки и ливней здесь не редкость. В 2005 году ураган Катрина привел к огромным разрушениям, унес жизни около 1800 человек и выявил серьезные недостатки в системе защиты города. Скорее всего, причина заключалась в многолетней усадке почвы, вызванной человеческой деятельностью. В течение трех столетий люди преобразовывали ландшафт, строя дамбы для ограничения разливов Миссисипи и осваивая низменные территории для строительства жилых районов.

Как сейчас защищают город?

После катастрофы 2005 года была разработана и реализована программа стоимостью около 14,5 миллиардов долларов под названием Hurricane and Storm Damage Risk-Reduction System (HSDRRS), включающая строительство дамб, защитных стен, насосных и шлюзовых систем. К 2021 году было построено 210-километровое заградительное кольцо к востоку от города, способное противостоять 9-метровым волнам. Однако в 2021 году, во время урагана Ида, эти защитные сооружения не смогли полностью выполнить свою функцию, и город снова пострадал.

Поскольку активное строительство дамб считается одной из основных причин наводнений, экологи предлагают альтернативные методы спасения города. Одним из таких предложений является восстановление болот в пригородной зоне, которые могли бы задерживать волны и дождевую воду.

Рио де Жанейро, Бразилия

-6

Эксперты давно предрекали, что из всех южноамериканских городов Рио де Жанейро сильнее всего пострадает от последствий климатических изменений. К 2080 году средняя температура в городе вырастет на 3,4 градуса, а уровень воды в море поднимется на 37-82 см. Помимо угрозы приливных волн, городу угрожают оползни, вызываемые мощными тропическими циклонами, а также вспышки инфекционных заболеваний.

Рио расширялся исторически от побережья вглубь, уничтожая при этом холмы и болота. Восстановление зеленых зон, укрепление склонов и создание прохладных зон в городе оставались без внимания долгие годы. Наводнения и оползни стали закономерным следствием такой политики.

Как теперь город пытается защититься?

В 2020 году администрация Рио и Государственный Университет Рио де Жанейро разработали стратегию адаптации к климатическим изменениям. В городе действует система метеорологического мониторинга и оповещения населения в случае угроз. Однако доверие жителей к сигналам тревоги невысокое: сирены иногда срабатывают слишком поздно или вообще без видимых причин. Город инвестирует в укрепление склонов и строительство подземных резервуаров для сточных вод. Тем не менее, это лишь временные меры, которые не способны предотвратить неизбежные разрушительные последствия глобального потепления, особенно для жителей бедных районов.

Лагос, Нигерия

-7

Нигерийская агломерация Лагос, насчитывающая около 24 миллионов жителей, страдает от неразвитой инфраструктуры и недостаточной мощности водосточной сети, неспособной справиться с нагрузкой. Одновременно с этим продолжается застройка новых районов, что усугубляется добычей песка прямо в лагуне, вызывающей эрозию берегов и размывание почвы. Все это делает Лагос кандидатом на исчезновение к 2050 году.

Как город пытается себя защитить?

В элитной части города, на острове Виктория, ведется строительство нового района Eko Atlantic, изолированного от окружающего мира 8-километровой бетонной стеной. Разработчики утверждают, что этот проект экологически безопасен, поскольку морской забор укрепляется песком, а не закапывается в траншеи. Однако за пределами этой роскошной зоны миллионы жителей остаются незащищенными перед угрозой наводнений, многие из них живут на лодках или в домах на сваях, как в рыбацком поселке Мококо. После строительства стены последствия потопов в этой части города станут еще более тяжелыми.

Хошимин, Вьетнам

-8

Согласно докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), к 2050 году крупнейший город Вьетнама, Хошимин, может оказаться под водой. Неконтролируемая урбанизация привела к тому, что за последние 20 лет уровень воды в некоторых районах города поднялся на 80 мм. Почти половина территории города находится на высоте менее одного метра над уровнем моря, что делает наводнения после ливней частым явлением.

Несмотря на это, население города продолжает расти. С 2009 по 2019 год оно увеличилось на 1,8 миллиона человек, в то время как площадь зеленых насаждений на душу населения сократилась до двух квадратных метров на человека. Хаотичная застройка уничтожила большую часть естественных каналов и зеленых зон, что привело к тому, что почва перестала удерживать воду. Новые дома дают сильную усадку и грозят обрушением. Еще одна проблема — чрезмерная добыча грунтовых вод, что ведет к образованию пустот в почве. Централизованное водоснабжение не успевает за новыми зданиями, и жильцы вынуждены пользоваться индивидуальными насосными скважинами. Более того, дельты рек Сайгон и Меконг мелеют быстрее, чем растет уровень воды в океане, что связано с добычей песка для строительства.

Какие меры принимают для защиты города?

Жители Хошимина переносят свои дома на сваи, а власти поднимают дороги. Однако ясно, что эти меры не соответствуют масштабу проблемы. Правительство уже несколько лет обсуждает проект строительства 40-километровой дамбы, окруженной 60-километровой стеной. Такое сооружение потребует десятков миллиардов долларов вложений и серьезно повредит экосистему региона, включая заповедник Канзё с его уникальными мангровыми зарослями, охраняемыми ЮНЕСКО.

Калькутта, Индия

-9

В недавнем отчете Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) Калькутта была внесена в список из шести городов, которые, вероятнее всего, уйдут под воду к 2030 году. В этом мегаполисе, население которого составляет почти 15 миллионов человек, около полутора миллионов проживают в трущобах. Эти бедняки наиболее уязвимы перед наводнениями, становясь жертвами затоплений и ударов электричества.

Калькутта расположена в дельте реки Ганга, в низине, и регулярно подвергается ударам мощных тропических циклонов, таких как циклон Амфан в 2020 году. Основным фактором риска является стремительная урбанизация и быстрый рост населения.

Как город пытается защититься?

В конце XIX века, когда Индия находилась под властью Великобритании, в Калькутте была создана система каналов, выполняющая функции защиты от наводнений и канализации. Вода из каналов направляется в искусственные озера в окрестностях города, которые затем используются для рыбоводства и выращивания овощей. Таким образом, отходы города превращаются в питательные вещества для сельского хозяйства, делая Калькутту самообеспеченным городом и самым дешевым крупным городом в Индии.

Однако мегаполис продолжает быстро расти, и новые каналы уже негде строить, а старые забиваются неразлагаемым мусором, заиливаются и теряют способность пропускать воду. Более того, каналы изначально проектировались для меньших объемов дождевых осадков, чем те, что наблюдаются в настоящее время. Резервуары для воды в окрестностях Калькутты также уменьшаются из-за интенсивной застройки: с 2005 по 2015 год их площадь сократилась на 53%, а эффективность борьбы с наводнениями упала на 65%. В этом году планируется начать очистку каналов от ила, но для эффективной работы системы необходимо восстановить водоемы и ограничить рост города.

-10

ИПЦ Специальная экология – мы занимаемся экологическим проектированием в Москве и регионах России. Звоните!