В Якутии завершается арктическая навигация и наступает время «зеленых» авиарейсов. В отдаленные районы республики самолетами начнут доставлять овощи и фрукты. Картофель, морковь и свекла для местных жителей — груз долгожданный, но одного рейса хватит только на пару месяцев. Подробности в репортаже Романа Кутукова.
Грузовой Ан-26 сегодня выполняет необычную миссию: борт спасателей зафрахтован для доставки овощей в один из арктических районов. Заказчик рейса — правительство региона. В Якутии идет второй этап северного завоза.
Шесть тонн картофеля сегодня везут в поселок Батагай, Верхоянского района республики — одно из самых холодных мест на планете. Этот груз туда можно доставить только по воздуху. По реке или земле это сделать невозможно из-за сложной логистической схемы. А товар скоропортящийся, именно поэтому такие рейсы называют «зелеными». Везут в основном овощи и фрукты.
Два часа полета — и груз в пункте назначения. Картофель в Батагае — товар долгожданный. В этих местах его выращивают мало, и за короткое северное лето клубни вырастают небольшими. Чтобы обеспечить местные детсады и школы продуктами хотя бы на пару месяцев, требуются несколько рейсов из Якутска. Картошку, которую привезли сегодня, бесплатно получат родственники участников СВО. По мешку на семью.
Мать участника СВО Надежда Скрыбыкина: «Конечно, очень нужная вещь. Мы же далеко живем — в Верхоянском районе. И каждый год очень ожидаемый».
Участник СВО Лев Слепцов: «Хорошая картошка!».
Лев Слепцов с удовольствием чистит картошку для ужина. Со спецоперации он вернулся, получив ранение. Здесь получил орден «За заслуги перед Отечеством» за взятие в плен нескольких штурмовиков на Харьковском направлении. Бесплатной картошке Лев тоже рад.
Участник СВО Лев Слепцов: «Вот такие завозы дают людям реально жить, надеяться, рассчитывать и просто накопить на будущее, уже у них появляется цель. Если этого северного завоза не будет, у человека просто не будет ничего. И начнется просто выживание».
Но на весь трехтысячный Батагай картошки, выделенной регионом, не хватит. Поэтому овощи и фрукты сюда везут и региональные предприниматели тоже по воздуху. Цена килограмма картофеля в этом случае начинается от трехсот рублей, лук и морковь стоят не меньше четырехсот. Цены могут быть ниже, если отправлять продукты по воде. Но река Яна в последние пару десятилетий сильно обмелела.
Сотрудник арктической торгово-логистической компании Ирина Старостина: «Нужно, чтобы на нашем участке "Куйга — Батагай" работал земснаряд, чтобы проводились дноуглубительные работы. Чтобы у нас и начало лета, и конец арктической навигации полностью до нас доходила, чтобы у нас население полностью восполняло в свежих овощах».
Сейчас северный завоз в Якутии — это три разных способа доставки: река, железная дорога и автотранспорт. Но со следующего года весь необходимый объем топлива в республику начнут доставлять по Северному морскому пути.
Заместитель министра гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии Никита Павлов: «Вышли на "Росатом" вообще с предложением о том, чтобы рассмотреть вопрос перевозки именно субсидированных рейсов, именно по углю и по нефтепродуктам. Конечно же, это приведет к уменьшению цены».
«Зеленые» рейсы продлятся почти до Нового года, в это время в республике обычно начинают работать зимники. И в Якутии начнется третий этап северного завоза — по утрамбованным снежным магистралям.