Найти тему
Легенды Battle brothers

Историческая подоплёка холодного оружия из игры Battle Brothers

Вопрос о том, какой период развития феодализма вдохновил создателей игры и послужил первоосновой, хребтом, на который в виде "мяса" прикрепились различные боевые механики, характерные часто только для определённого отрезка реальной военной истории, интересовал меня с первых минут увлекательного игрового процесса. Причиной этому послужила историческая эклектика, встречающаяся в игре в виде, например, соседства примитивнейшего шлема с наносником родом из "нашей" эпохи викингов и сложнейшего в изготовлении(но и столь же надёжного) барбюта, который широкое распространение получил лишь в 15 веке, в Северной Италии. Она уже в ту пору была одним из самых развитых регионов Европы и являлась столицей моды — правда, куда более брутальной, нежели сейчас.

Надо отметить, что смешение стилей характерно для любого фэнтези произведения в той или иной мере и даже для понимания самой истории, если смотреть на неё камерно, например, с позиции Западной Европы, как некого "средневекового эталона". Если отталкиваться исключительно от правил и его развития и общественного уклада, который представляет из себя постепенный переход от феодализма к капитализму, любые другие регионы мира могут показаться "неправильными", что, естественно, грубая ошибка, не учитывающая множества факторов, в первую очередь географических.

Выбраться из этой неразберихи можно. Необходимо помнить, что военное дело неотделимо от экономического базиса. Более того, оно всегда движется вперёд одним из первых, увлекая за собой целый пласт производства, в первую очередь металлургии — и не важно это мастерская по производству мечей или современный артиллерийский арсенал. Точкой опоры в этом анализе послужат разнообразные виды мечей, топоров, копий — словом всё, чем в игре можно колоть, рубить и резать за деньги(или чисто по беспределу) плохих(и не очень) людей, а также всякую нечисть, которой вообще не жалко. 

Эта небольшая заметка является открывающей в цикле о холодном оружии из Battle brothers. Оно в изобилии представлено в игре и является основным средством поражения противника, что очень логично вписывается в реалии настоящего средневековья. Соотнесение с ними этого продуманного и реалистичного мира я решил начать со снаряда, а не с брони, поскольку последняя почти всегда является аутсайдером антагонизма. Итак, приступим. 

Great axe
Great axe

Начать я решил со своего любимого оружия в игре — Greataxe — большого массивного топора, который автор всегда в весьма торжественной обстановке вручает первому бойцу, развившему свои навыки ближнего боя, защиты и атаки, до приемлемых. Согласно описанию это оружие способно рассечь человека надвое. И хотя это можно считать некоторым преувеличением, если им, конечно, не орудуют орочьи лапы, Greataxe является крайне серьёзным аргументом в борьбе с любым врагом, не зависимо от степени его защищённости. За счёт механики одновременного удара по голове и туловищу, двуручный топор наносит по одиночной цели в полтора раза больший урон, чем заявлен по паспорту. Такая мощная атака почти что гарантирует смертельный исход для большинства противников в игре, исключая лишь самых бронированных и живучих тварей, вроде взрослого орка-воина, тролля или, не приведи его рандом в ваш контракт, линдвурма. 

Характеристики большого двуручного топора поистине впечатляют, особенно если речь про его мастерски изготовленные, "легендарные", версии. Так какое же оружие из реального мира послужило его прототипом? Может быть викингский бродэкс, он же датский топор?

Датский топор на гобелене из Байо
Датский топор на гобелене из Байо
Современная реконструкция
Современная реконструкция

Это знаменитое оружие викингов нашло непосредственного игрового последователя. Речь про Longaxe.

Longaxe
Longaxe

Это сложное слово из английского языка сразу отсылает нас ко второму названию датского топора, который также именовался long axe из-за длинного древка. Оно позволяло воинам второго ряда наносить удары по противнику, оставаясь при этом за надёжным укрытием в виде щитов первого ряда. Наверное, подавляющее большинство всех игроков, начиная свою компанию, формировали первый ряд щитоносцев, а за ним ставили стрелков и всех остальных, на кого не хватило щитов, копий и хотя бы минимальных доспехов — так сказать, с чем Бог послал. Обычно это вилы, пики и самодельные гвизармы. Longaxe, или "секира" в абсолютно неправильном(об этом чуть позже) русском переводе, появляется в арсенале наёмников, обычно, ближе к сотому дню. Как правило её безвозмездно предоставляют какие-нибудь очередные налётчики, которые после встречи с нашим бравым отрядом все повально становятся пацифистами.

Но всё равно это оружие не слишком высокого класса. Конечно, враг без надежной нательной защиты, вроде варваров-невольников и бандитов, получив удар секирой, почти обречен. Неплохо она вспарывает и кожанки, и гамбезоны, и короткие кольчуги, а также без проблем крушит лёгкие шлемы. Но уже против хорошо защищённого врага, показатели брони которого уходят за двести единиц, Longaxe теряет в эффективности. Всё-таки его тонкое лезвие больше похоже на тесак под разделку мяса, чем на колун, пригодный к пробиванию твёрдых преград. 

Вот здесь, обычно, мои тяжёлые пехотинцы с двуручным оружием, преисполнившиеся по части ближнего боя в этом и в миллионах других сохранений, сами облачались во что покрепче и становились в первый ряд, заменяя довольно хилых копейщиков. И именно здесь в игру вступал Greataxe.

Так что же это за зверь такой? Самый очевидный смысловой перевод этого слова — двуручный боевой топор рыцаря, он же двуручная секира(в настоящем её понимании, а не дурь переводчиков, которые, видимо, хотели блеснуть словарным запасом; вы бы ещё про лабрис вспомнили). Сочетание great axe в англоязычных источниках и словарях гораздо чаще встречалось мне вместе с представителями упомянутого выше воинского сословия. Уже из названия очевидно, что, "большой топор", как буквально переводится Greataxe, происходит из более поздней технологической эпохи, когда средства защиты значительно усилились и потребовали от "снаряда" адекватного ответа. Секира — топор, специализированный для уничтожения бронированной живой силы противника и только — как раз и стала таким ответом. 

Конкретная модель, представленная в игре общими очертаниями и пропорциями(с поправкой на то, что это игра), напоминает совсем не полэкс, распространённый в 14-15 веках во Франции, Бургундии, Англии, Швейцарии и Южной Германии, а глубокое развитие датского топора, которое взяли на вооружение по всей Скандинавии и Северной Германии(откуда, кстати, происходят разработчики игры — если быть точным из Гамбурга). Яркий пример использования этого оружия — иллюстрация Ангуса Макбрайда, посвящённая битве при Висбю.

Ангус Макбрайд
Ангус Макбрайд

В отличие от своего западноюжноевропейского собрата, в котором и топор неопытному человеку признать то сложно из-за обилия торчащих во все стороны крючьев, бойков и пик, датская рыцарская секира хотя и претерпела определённые метаморфозы, став более тяжёлой для проламывания доспешных пластин и в некоторых случаях получив бронебойные шипы на обухе(в игре такой двуручный вариант не представлен), сохранила вполне узнаваемый облик, восходящий ещё ко временам викингов. Кстати, классические бродэксы полностью не вышли из обихода вплоть до 16 века, хотя и были оттеснены развитием оружейного дела на бедную переферию Европы, вроде Шотландии или Ирландии, потому что с бронёй там всё было ещё хуже.

Ирландский наëмник 15 века — галлоглас — с двуручным топором.
Ирландский наëмник 15 века — галлоглас — с двуручным топором.