Найти тему
Личный Почерк

Комиксы. Прошлое и будущее.

Комикс - это не очень корректное слово, для современного мира комиксов. Потому, что "комикс", если по-русски, то это "веселые картинки". А далеко не все комиксы веселые. И даже не всегда их можно отнести к развлекательным. В общем-то это не новая мысль и в современный обиход включается все больше понятие "графический роман" и "графическая новелла", но если честно, то не каждая рисованная история является романом и тем более не каждая является новеллой. Так как же правильно было бы называть такой вид литературы?

Давайте попробуем разобраться, и вместе решим, какое название лучше.

Что бы понять суть любого явления, нужно изучить его. Посмотреть на его историю.

А началась эта история, как раз не с веселых картинок, а очень серьезно и очень давно - примерно 30 000 лет назад. Да, прямо в палеолите! В пещере, Шове, расположенной на современной территории Франции.

Кстати, очень интересная эта территория Франции, все самое прогрессивное в искусстве появляется здесь! И видимо началось это прямо с каменного века! Появились первые прогрессивные рисунки Шове, потом на этой территории появится импрессионизм, постимпрессионизм и модерн! И вообще весь авангард! Фотография и кино тоже появятся здесь! Вот вопрос требующий изучения, почему именно на эту территорию притягиваются люди, развивающие искусство? Чем это обусловлено? Географией? Сейсмической активностью? Чем?

Что же такого особенного в этой Шове? На самом деле, особенно здесь все! Здешние рисунки отличаются цветом, некоторые из них как бы пытаются изображать движение. Как тот рисунок древнего носорога. Его рог перерисовано много раз, словно это фазы движения. Создается впечатление, что он он им размахивает стоя посреди своего стада.

Пещера поражает большим количеством изображаемых видов животных и анатомической точностью, с которой они нарисованы. Рисунки сделаны даже с учетом наклона стен и трещин в скалах! И это еще не все!

На первый взгляд, все животные нарисованы хаотично. Друг на друге. Некоторые фрагментарно, создавая впечатление незаконченности. Но рассмотрев всю пещеру ученые увидели несколько подобных друг другу стен. Количество и порядок изображаемых животных был одинаковый. Словно эта последовательность должна была рассказать о чем-то! В одном зале пещеры, эта последовательность воссоздана четыре раза, по кругу. Словно это роспись купола в храме. Роспись которая создана, что бы донести какую-то мысль! Что это за мысль, мы, наверно, никогда не узнаем. Но, то что это попытка рассказать историю по средствам изобразительного искусства - это точно!

Сцена охоты. Ущелье Валлторта, Испания.
Сцена охоты. Ущелье Валлторта, Испания.

А сколько сцен рассказывающих о процессе охоты и жизни древних, можно узнать из наскальных рисунков.

Позже люди начинают использовать изобразительное искусство еще более серьезно. Они начинают говорить по средством рисунков на более глубокие и философские темы. Изображая жизнь богов, рассказывая о своих духовных открытиях. Представляя себе и другим как возник и устроен этот мир.

Со временем изобразительное искусство доросло до того, что стало уподобляться человеческой речи, когда древние стали пытаться изображать слова. Больших успехов в такой форме рисования достигли древние Египтяне. Благодаря иероглифам изображаемые герои обрели способность говорить.

-4

Иероглифы - рисуночки, помогающие изображать слова, выступают как носители информации, и как декоративный элемент композиции. Изображают речь персонажей или описывают событие изображаемое в росписи.

Древние греки многое переняли у древних египтян, от мифов до искусств. Пропустив эти знания через призму своей культуры, греки создали свою уникальную культуру, ставшей образцом и эталоном для всех последующих культур. Не будем останавливаться на подробностях, достижений у греков много. Одно из них, в том, что теперь изображаемые персонажи научились говорить слова буквально по звукам, вылетающим в виде букв, прямо из рта - как в жизни.

Фрагмент чернофигурной росписи амфоры. Ахилес и Аякс играют в кости. Ахиллес говорит: «четыре», а Аякс — «три»
Фрагмент чернофигурной росписи амфоры. Ахилес и Аякс играют в кости. Ахиллес говорит: «четыре», а Аякс — «три»

И пожалуй Греки и были первыми, кто использовал такой способ повествования в развлекательных целях. Ведь амфоры украшались для красоты и развлечения их обладателей. Так что Древние Греки - первые изобретатели комиксов.

Серьезные рисованные истории у них тоже были. Были фрески, мозаики, рассказывающие о подвигах и завоеваниях.

Следующий шаг в развитии рисованных историй был сделан в средневековье. Свой вклад сделала Русь. Русская Иконопись, так называемые Жития Святых в Деяниях. Центр таких икон представляет героя, а вокруг расположены фреймы со сценами из их жизни. Сопровождающиеся подписями.

Средневековье это эпоха, когда рисованные истории приобретают новое значение. Цель этих изображений образовательная! Развитие христианства по всей Европе сыграло ключевую роль. Стремление посвятить как можно больше людей в идеи Евангелия и Библии, подталкивало на поиск подходящих для этого форм. Распространение книг тогда не было возможным, да и подавляющие число народа было безграмотными. По этому изобразительная форма передачи информации эффективнее всего справлялась с задачей.

В 16 веке изобразительное искусство достигает апогея своего развития. Фрески великих мастеров изображают кадры творения Мира, как никогда красочно и величаво.

Каждый человек приходя в храм, может узнать о содержании священного писания и прочувствовать величие религиозных идей.

Параллельно с европейским миром развивался восток. Там развивалась своя культура, но изобразительное искусство шло аналогичным путем. И изображения дополняемые надписями и подписями создавались так же, однако приобрели особое значение и даже были возведены в особый культ.

Восточное изобразительное искусство можно было бы долго рассматривать и о многом говорить: о его истории развития, творческих направлениях и видах живописи. Но главное, что Восток показал, это то, что сочетание слов и изображений может быть особенно утонченным. Там на востоке рисунок и поэзия слились в единое целое. И обрели огромную популярность.

В современном мире среди любителей комиксов восточные комиксы, так же, пользуются большим спросом, особенно манга и манхва. И кстати говоря, слова эти "манга" и "манхва" тоже достаточно древние!

Недавно на полках книжных магазинов появилась книга "Манга Хокусая" (это не реклама) в которой подробно рассказывается о том какой была "манга" в старые времена. Творчество Кацусика Хокусая (жившего с 1760 по 1849 год - на рубеже 17 и 18 веков) стало своеобразным мостиком, который связывает древнее искусство манги с нашим днем. И занимает особое место в творчестве художника.

Первые же упоминания о создании манги в Японии относятся ещё к 12 веку! Создал её буддийский монах Тоба Содзё (другое имя — Какую). Он нарисовал четыре юмористические истории, рассказывающие о животных, изображавших людей, и о буддийских монахах, нарушавших устав. Эти истории представляли собой четыре бумажных свитка с рисунками тушью и подписями к ним. Сейчас они хранятся в монастыре, где жил Тоба. Приёмы, которые он использовал в своих работах, заложили основы современной манги. Его способы изобразить движения используются современными художниками.

На первый взгляд понятие "манга" воспринимается как синоним к слову "комикс", то есть "веселые картинки". Однако, это не так. Слово "манга" состоит из двух иероглифов: 漫 (ман) и 画 (га). Иероглиф 画 переводится как «рисунки», «картины». Дословный перевод — рисунки в стиле (манере) «ман». Иероглиф 漫 (ман) не имеет однозначного перевода и может означать «свободный», «причудливый», «разномастный», «переливаться через край», «находиться повсюду». То есть иероглиф 漫 выражает не что-то определённое, а отражает целый ряд значений, таких как «свободный», «прихотливый», «случайный». Таким образом понятие "манга", включает в себя очень много определений, в том числе и карикатуру, и веселые картинки, и не является чем то одним. Можно перевести "манга" как "Рисунок в свободной манере", но и это будет не достаточно корректно.

Как выглядит современная манга Вам наверняка известно!

Развлекать картинки не переставали никогда. В каждой культуре выпускались изображения для развлечений. В России в старину были популярны лубочные картинки. Но и сегодня есть любители и художники рисующие в русском стиле.

Лубочные картинки - это вид народного творчества, который можно назвать дореволюционным русским комиксом. Советские годы подарили народу новый виток развития этого вида творчества. Изобразительное искусство с подписями стало языком на котором говорили обо всем на свете и со всеми людьми - всех возрастов и социальных статусов. Развивается искусство Плаката. Плакаты учат, они повествуют, они вдохновляют! Такие рисунки находят свое место на стенах, досках объявлений, и конечно в журналах и газетах. Советские художники так же создают два особых журнала, которые подарил радость миллионам детей и стали эталоном русских рисованных историй. Название этих журналов говорит само за себя и Вы все конечно о них слышали. Это "Веселые картинки" и журнал "Мурзилка".

Они радовали, учили добру, дружбе, помогали мечтать и строить планы. На страницах журналов можно было найти много полезного, а можно было играть. Издатели очень ответственно подходили к каждому выпуску, для того что бы дети получали качественный (во всех смыслах) и добрый контент. Эти журналы были всем: и образовательными, и развлекательными и, как следствие, воспитательными.

В те годы развлекательные картинки для детей и взрослых издавались по всему миру. Но так сложилось, что именно в Америке развлекательные картинки которые они называли "komiсs", приобретают такой вид, который теперь распространен по всему миру. Главным достижением американских комиксов стало изобретение жанра супергероики и экшен комикса. Сейчас супер героев знают все, и у каждого есть свой любимый.

Американские комиксы стали частью современной культуры, имеют большое количество фанатов и последователей во всем мире и во всех странах. Они повлияли на развитие кино и анимации и продолжают жить в книгах и журналах. Глядя на них все думают, что вот такой он Мир комиксов! И таким должен быть. Такой он сейчас и есть, от части.

Но все так и в современном мире комикс больше чем комикс (веселые картинки). Через рисунки авторы поднимают очень разные и очень глубокие темы. Темы социального равенства, справедливости, гражданства. Извечные темы добра и зла. Делая жизнь читателей интересной, они заставляют задумываться и размышлять. Ищут ответы на сложные вопросы.

Современные рисованные истории впитали в себя весь опыт накопленный за тысячелетия. Они выполняют те же цели, они пользуются всеми техническими возможностями, доступными художникам на сегодняшний день. И в общем идут в ногу со временем. Движение это продолжается и в скором времени, я уверен, это искусство сделает новый виток своего развития. А что он нам принесет - посмотрим!

Так, как же лучше было бы назвать комиксы? Может так и называть "Рисованные истории"? Мне думается, что наиболее подходящим такой литературе было бы название "Иллюстративная книга". Ведь по существу, это книга в которой иллюстрация берет на себя половину повествовательной роли. А иллюстрация очень часто способна рассказать куда больше чем текст. Вспомните, например иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина, без них было бы сложно представить древнюю сказочную Русь.

Кстати, некоторые иллюстрации Билибина состоят из нескольких взаимодополняющих композиций. Иногда это выглядит как в иконах, а иногда они делится на фреймы как комиксы! Анри Матисс однажды сказал, что "в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ ещё молод. Он не успел ещё растратить жара своей души" и что у Русского искусства должно быть большое будущее. Как знать, может быть большое будущее есть и у русского комикса!

А какое название книгам с рисованными историями дали бы Вы?