На Родину "Девочки с персиками" и других шедевров русских художников рубежа XIX-XX веков мне хотелось приехать именно осенью. Согласна, этой усадьбе к лицу любое время года. Но как же хорош день в Абрамцеве в пока ещё тёплую осеннюю погоду, когда листья уже желтеют, а солнце ещё греет!
Пишу с историческими заметками для себя, а вы тоже можете присоединиться к виртуальному путешествию! Я не стремилась объять необъятное, места слишком перенасыщены историей, поэтому моя статья - это общий обзор.
Первые упоминания данной местности относятся к XVI веку. В документах она называется пустошь "Обрамково" - от слова "обрамок", то есть "возвышенность, которую что-то обрамляет", в данном случае река Воря. Когда вы подъезжаете к усадьбе, вы едете по её берегу, откуда открываются чудесные виды
Позднее старое название трансформировалось в "сельцо Абрамцево" и уже в XVIII веке, при владельце Ф.И. Головине, звучало именно так, как сегодня.
Сменив несколько владельцев, к 1843 году Абрамцево перешло к писателю, общественному деятелю и критику Сергею Тимофеевичу Аксакову. Его сказку "Аленький цветочек" каждый из нас знает с детства. С его фигуры начинается экскурсия по главному усадебному дому.
Главный усадебный дом
В главный дом можно попасть только с экскурсией, я брала билеты на официальном сайте усадьбы. Нас провели по двум этажам с рассказом о литературной и художественной жизни Абрамцева. Покажу самое примечательное внутри, на мой скромный взгляд.
Расцвет Аксакова как писателя связан с абрамцевским периодом. Здесь он по-настоящему раскрыл свой талант и продолжал работать над произведениями, даже когда зрение его начало ухудшаться. Свои тексты он диктовал домочадцам в кабинете, сидя в большом зелёном кресле, а те старательно за ним записывали.
Особое внимание в доме уделяют фигуре Гоголя, друга и частого гостя в Абрамцеве:
Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой и почти видел, как он это делал
С.Т. Аксаков
Хозяевам усадьбы удалось послушать главы из второго тома "Мёртвых душ", так и не увидевшего свет. В "Гоголевской комнате" стоит диван, на котором полёживал Николай Васильевич.
После смерти Аксакова имение, доставшееся его детям, начало потихоньку приходить в упадок и дочь писателя Софья продала его крупному строителю железных дорог и меценату - Савве Мамонтову. Случилось это в 1870 году.
Новый владелец бережно отнёсся к памяти и культурной жизни Абрамцева. С фамилией Мамонтова в усадьбе вновь нашли приют искусства, в частности был образован Мамонтовский художественный кружок. Савва Иванович и сам был человеком талантливым. В его кабинете на столе стоит бюст дочери Веры, авторства отца.
Веру каждый из нас, сам того не ведая, знает со школьной скамьи. Знаменитая "Девочка с персиками" В.А. Серова была написана в 1887 году с дочери Мамонтова в столовой этого дома: солнечный день, персики из усадебной оранжереи на столе и совсем юная 12-летняя Верочка.
В 1903 году она выйдет замуж за потомственного дворянина Александра Самарина. У них родится трое детей. Уже через 4 года, покупая семье подарки к Рождеству, Вера Саввишна подхватит воспаление лёгких и сгорит за три дня.
Всего у Саввы Мамонтова, хозяина Абрамцева, и его супруги Елизаветы было пятеро детей. Из первых букв их имён можно составить имя папеньки - САВВА (задумка родителей): Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра.
Сергей был акционером железнодорожных предприятий отца, занимался литературной деятельностью, написал несколько пьес, работал военным корреспондентом. Умер от болезни в возрасте 48 лет.
Андрей подавал большие надежды в мире искусства, был талантливым художником, работал вместе с Виктором Васнецовым и Михаилом Нестеровым над украшением Владимирского собора в Киеве. Жизнь на 22-м году оборвала болезнь. Его лицо вы можете встретить на картинах Васнецова "Три богатыря" (Алеша Попович) и "Иван Царевич и серый волк"
Сравните
Всеволод был помощником своего отца, написал "Воспоминания о русских художниках", в которых подробно описал жизнь Абрамцевского кружка. В советское время занимался охотничьим и служебным собаководством, а в послевоенные 1940-е годы - сотрудником музея "Абрамцево".
Младшая дочь Александра стала главной хранительницей усадьбы. После революции дом был преобразован в музей Аксакова, заведующей которого работала Александра Саввишна, чьи родители ещё недавно были здесь хозяевами.
Семейные портреты украшают стены Красной гостиной
Пара занимательных деталей Красной гостиной - предкаминный экран по эскизу Врубеля и скатерть с 119 автографами художников, гостей и родных Мамонтовых, которые оставляли на ткани свою подпись, а мама и дочки их потом вышивали.
Мамонтовы мечтали собрать в своей усадьбе художников - единомышленников настолько талантливых, что они были бы способны воздействовать на пути дальнейшего развития русского искусства. Им удалось реализовать свои намерения и превратить Абрамцево в один из самых известных художественных центров России. Вокруг новых владельцев постепенно сложилось содружество людей, стремящихся «деятельно, художественно жить». Членами Абрамцевского кружка стали художники, артисты, музыканты, а также родственники и друзья Мамонтовых. В Абрамцево приезжали и плодотворно работали В.Д.Поленов, М.М.Антокольский, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, М.А.Врубель, В.А.Серов, К.А.Коровин и другие. Всех их, разных по своим эстетическим взглядам, объединяли поиски национального в искусстве, и Абрамцево стало своеобразной творческой лабораторией.
"Абрамцево" Е.Н. Митрофанов
По всему дому встречаются уникальные печи авторства Врубеля, резная мебель местных мастеров, картины, написанные или вдохновлённые местными пейзажами.
Знаменитую "Алёнушку" В.М. Васнецов увидел в соседней деревне Ахтырка:
Аленушка как-будто... давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах! Каким-то особым русским духом веяло от неё.
Помимо главного дома жизнь и быт усадьбы определяли и другие постройки - все будто сошедшие со страниц русских сказок!
Студия-мастерская
Русский ансамбль Абрамцева в 1873 году открывает художественная мастерская (авторства архитектора В.А. Гартмана). В ней находилась студия, где занимался скульптурой сам Савва Мамонтов.
Баня
В 1877 году на территории по проекту архитектора И.П. Ропета вырос теремок - баня, состоявшая из трёх помещений: жаркая, малая и раздевальная. Позднее дом переделали в жилой флигель и первые два помещения объединили в одно.
Кухня
Дом был построен на месте старой аксаковской кухни в 1870 г.
Стремление к общественному благу, увлечение идеями народного просвещения нашли отражение в облике Абрамцева. К северо-западу от центральной части усадьбы создается Культурный поселок. В 1874 году Елизавета Григорьевна организовала в Абрамцеве лечебницу, школу, а в 1876 при ней и столярную мастерскую на десять человек. Мальчики, окончившие школу, учились еще три-четыре года. По окончании их снабжали инструментами, и они расходились по своим деревням или шли в Москву. Из этой школы выросло известное Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М.Васнецова. Датой его основания считается 1885 год, когда к работе школы присоединилась Е.Д.Поленова. Вместе с Е.Г Мамонтовой и ее сыном Андреем она организовала в Абрамцеве Музей народного искусства. Они привезли из деревень Ярославской, Костромской, Московской губерний около 20-ти образцов шкафов, ларцов, полок, которые вначале предлагали мастерам для копирования. Часть предметов из этого собрания сегодня экспонируется в бывшей усадебной кухне.
"Абрамцево" Е.Н. Митрофанов
Рядом с кухней и студией-мастерской в месте, которое называется "Таньонов нос" (по фамилии Ю.П. Таньона, гувернёра Мамонтовых, устроившего здесь садик) стоит скамья авторства М.А. Врубеля. Сегодня она для большей сохранности под стеклянным колпаком.
Ансамбль в этой части усадьбы (фото сделано от скамьи) выглядит так: слева кухня, по центру виднеется главный дом, справа студия-мастерская.
Если упоминать организационные моменты, то во все домики, а каждый из них представляет из себя отдельное выставочное пространство, нужен свой билет или единый комплексный (всё это легко найти на официальном сайте Абрамцево). Это же касается и церкви Спаса Нерукотворного (1881-1882г.), расположенной на противоположной стороне парка.
Основным автором её проекта выступил В.М. Васнецов.
Интерьеры церкви представляют из себя практически музей, ведь над иконостасом работали видные Абрамцевские художники, чьи фамилии нам всем известны со школьной скамьи: Васнецов, Поленов, Репин, Неврев.
На входе вам дают схему, которая сориентирует, где чья работа.
Оконные проёмы украшены росписями по проекту Андрея Саввича Мамонтова, в углу стоит печь авторства Врубеля.
Сын Мамонтовых Андрей, подающий большие надежды художник, умер на 22-м году жизни и был похоронен у храма в часовне. На его могиле можно увидеть крест, высеченный матерью - Елизаветой Григорьевной.
Здесь же в Абрамцеве захоронен сам Савва Мамонтов, его жена Елизавета Григорьевна, дочь Вера и внук - Сергей.
Недалеко от церкви, среди осеннего леса, спряталась "Избушка на курьих ножках". Даже дом Бабы Яги - это результат творческой мысли В.М. Васнецова. Она была построена в 1883 году и до сих пор является для всех гостей усадьбы напоминанием, что Абрамцево - сказочное место, где "русский дух", где "Русью пахнет"!
Экскурсовод Мащенко Анастасия
Пишу о Москве и истории, выкладываю расписание экскурсий и интересные посты в своих соц. сетях и на сайте:
Телеграм - https://t.me/sama_sebe_nastya
Группа ВКонтакте - https://vk.com/sama_sebe_nastya
Сайт - https://taplink.cc/sama_sebe_nastya
Дзен - https://dzen.ru/sama_sebe_nastya