Найти в Дзене

[Арсенал Искусства #4]: «Блокада Ленинграда»

Оглавление
[Арсенал Искусства #4]: «Блокада Ленинграда»
[Арсенал Искусства #4]: «Блокада Ленинграда»

За окном осень, октябрь. Редкие солнечные лучи греют мне руки. Я с грустью напоминаю себе, что за этим последним рубежом тепла и света настанет самый настоящий холод и…тишина.

Я музыкант и охотно благодарю судьбу за то, что если этой зимой звуки метронома и будут нарушать мой покой, то лишь для того, чтобы я скорее освоил инструмент.

Счастье, что мне не довелось слышать, как отмерял секунды между жизнью и смертью «блокадный Метроном», что ожил страшной осенью 1941 года, когда вокруг Ленинграда замкнулось вражеское кольцо…

Как нам сегодняшним представить блокаду? Как ступить на те страшные мостовые голодающего города? Как ощутить то, что чувствовали те, кто до конца сражались за родной город? Как оказаться достойными их подвига, когда в руках не лопата и лом, а какой-нибудь смартфон? Как вернуть долг тем, кто прочертил свой путь следами протёртых санок и как почтить память тех, кого на этих санках везли?

Ещё летом мы с женой побывали на выставке Русского и Нижегородского Государственного Художественного музеев: «Я говорю с тобой из Ленинграда».

Посещение её оставило в нашей душе неизгладимой след. И хотя, пока я пишу эти строки, выставка продолжается, времени чтобы туда попасть осталось немного. Она продлиться до конца октября. Если вы читаете это и можете её посетить – посетите! Этот день останется с вами на всю жизнь…

Я намеренно ничего не писал, пока приветливо светило летнее Солнце… Я ждал, когда небо заволокут осенние тучи. Мне казалось кощунством вспоминать блокаду под ласковыми августовскими лучами. Теперь же в моё окно дует тяжёлый холодный ветер и так, я хоть как-то могу настроиться на нужный лад и позволить себе рассказать об увиденном… Наверное, стоило бы дождаться зимы, но в какой-то момент я понял, не напишу сейчас, не напишу уже никогда.

Итак…

1. «Галерея, Наушники и Звуки»

Всё начинается с внушительного размера наушников, которые тебе выдают на входе в галерею. К ним прилагается устройство, которое будет считывать QR-коды картин и запускать предзаписанные для них аудио фрагменты. Или, излагая простым языком – картины будут говорить с тобой. О да, ещё как будут…

В озвучке сюжетов принимали участие самые разные люди, но отдельную благодарность я хочу высказать своему другу Александру Хонину, который начитал большую часть этих сцен, и особенно ту, что была посвящена «ленинградским санкам». Теперь они для меня такой же символ блокадного Ленинграда, как и метроном. При одном их виде моё сердце пропускает удар и заливается кровью…

[Выставка]: «Я говорю с тобой из Ленинграда»
[Выставка]: «Я говорю с тобой из Ленинграда»
[Выставка]: «Я говорю с тобой из Ленинграда»
[Выставка]: «Я говорю с тобой из Ленинграда»
[Выставка]: «Я говорю с тобой из Ленинграда»
[Выставка]: «Я говорю с тобой из Ленинграда»

Пока мы ходим по выставке сняв наушники, мы слышим блокадный город. И, конечно, главный звук этого пространства - «Метроном». Он звучит так же, как звучал тогда. Теперь, порой разучивая гитарную партию, я вдруг начинаю слышать его, звук «того Метронома», вместо своего домашнего и пальцы холодеют от ужаса. Но я не гоню этот страх. Пусть он остаётся со мной, как напоминание о тех чёрных днях и тех нечеловеческих страданиях, которые вынесли люди, ради Величайшей Победы Добра Над Злом за всю историю человечества. И нет, я не преувеличил. Преуменьшил даже. Сомневаетесь? Посетите выставку и послушайте сами «тот Метроном» в действии – сомнения быстро рассеются… А впрочем, я выложу короткое видео прямо здесь. Пусть будет слышен его страшный звук, чтобы вы тоже могли ощутить это.

[Арихон]: Тёмная Поэзия | [Live] - «Блокада Ленинграда» | Дзен

На стенах расписана вся хронология блокады.

На картах же в свою очередь отмечена вся расстановка сил до и во время блокады. Зачем? Затем, чтобы была ясная картина происходившего. Ну и чтобы помнить, какую роль, сыграла в этом преступлении «нейтральная» Финляндия. О, не стоит забывать о её участии в этой бесчеловечной травле, не стоит… и выставка услужлива нам о ней напоминает.

Повсюду встречаются неожиданные арт-объекты. Обычно, я не воспринимаю всерьёз даже само словосочетание «арт-объекты». Для меня это термин из словаря «современного (читай - модного и бездарного) художника», как раз где-то аккурат между «перформансом» и «инсталляцией». Как правило, я все эти «арт-объекты» пропускаю и иду дальше, но только не в этот раз. Этот случай – стал для меня тем самым исключением из правила. «Вихрь Санок» поднимающийся к небу застыл в моём сознании. Больше его оттуда никак и ничем не вытравить. Опечаталось навсегда. Я это чувствую. Но об этом напишу ниже…

Как вы понимаете, поскольку это в первую очередь выставка, все стены увешаны картинами, посвященными самой блокаде. Хотя нет, нет, не блокаде... Людям! Людям посвящены эти картины! Их силе воли, их жажде жизни и их победе над смертью!

Словом, на выставке есть на что увидеть, до чего дотронуться и что услышать…

2. «Картины Города, Который Выстоял»

В этот раз я не стану выделять, какие-то определённые картины и подробно о них рассказывать. Не вижу в этом смысла. Все эти полотна – живые шрамы своего времени, и они, как ни старайся, уже никогда ни для кого не заживут.

Я закрываю глаза и отчётливо вижу художников, что написали их. Вот двор, по которому снуют потёртые санки. На них тела… на них всегда тела… и некоторые из тел ещё живы... А вот багровые отливы кирпичных онемевших стен. А тут, лучи прожекторов, режут свинцовое небо своими огнями. А вот девушки, копают окопы. Вот о них можно было сказать «сильные и независимые». Тут начертана чья-то смерть на набережной… А вот и гибель фашистских прихвостней, под ногами наших воинов. И в конце концов огни салюта освобождения…

Ещё раз обратите внимание на ту картину с убитыми прихвостнями… Вам она не кажется поучительной? Чему она учит? Здоровому пацифизму. А что, разве кто-то из наших воинов-освободителей горюет по лежащим рядышком нелюдям? Нет, ни капли. Они счастливы, жмут друг другу руки, улыбаются. А их поверженные мучители никогда больше не встанут и никого уже не волнуют. Мир вернулся в освобождённый город, а как известно «мир» не терпит присутствия зла, не соседствует с нечистью и уж, конечно, не льёт слез по насильникам и убийцам…

[Выставка]: «Я говорю с тобой из Ленинграда»
[Выставка]: «Я говорю с тобой из Ленинграда»

3. «Комната»

Это арт-объект типичной комнаты блокадного Ленинграда. В ней можно постоять и подумать о времени… О днях голода, холода и войны. Я зашёл туда и задумался. С тех пор мне страшно…

[Выставка]: «Я говорю с тобой из Ленинграда»
[Выставка]: «Я говорю с тобой из Ленинграда»

4. «Дневник Тани Савичевой»

На одном из стендов лежат листы. Это застывшая память девочки – легендарный дневник Тани Савичевой. Когда я подошёл, даже не сразу понял, что передо мной лежит. Это не листы. Это крылья встрепенувшегося ночного кошмара. Они машут своими страницами и вопль их раздаётся в ушах колокольным звоном. В момент, когда ты читаешь эти убийственно коротки строки – ты не спрашиваешь по кому звонит этот колокол. Ты знаешь – он звонит по тебе. По всем, кто забыл, что такое война, по всем, кто забыл, что такое истинное Зло, по всем, кто забыл через что прошли те люди к мигу сегодняшнего дня.

Стоя у стенда, я был близок к помешательству. Я лихорадочно перечитывал обрывки фраз снова и снова. У меня не укладывалось в голове, как это может быть правдой? Бога ради, да это же просто отсчёт смертей! Каждая страница – чья-то смерть! Как она может писать всё это и оставаться в сознании? Как? Как?! Как??!

Я и сейчас не могу принять мысль, что маленькая девочка прошла через весь этот ад, сохранила мужество написать о нём в своём дневнике и не лишилась рассудка, что было бы для неё спасительным забвением. Я не способен это охватить, пропустить такой опыт через себя и уцелеть душой. Воистину сердце ребёнка – сердце ангела...

В какой-то момент я почувствовал, что стою у стенда слишком долго…пора отойти…и пора разжать кулаки, пока ногти, впившиеся в ладони, не начали сочиться кровью. Девочки давно нет на этом свете, а желание за неё отомстить живёт вместе со страницами этого дневника, взывающего к справедливому возмездию. Кто видел их, думаю, хорошо меня понимают. Вот они, перед вами. Но почему-то лишь в живую стоя рядом, ты чувствуешь отголоски той боли, через которую прошла эта кроха…

5. «Санки Блокадного Ленинграда»

Если бы можно было построить Лестницу в Небо – её бы выложили из этих санок.

Вещи везти тяжело, ещё тяжелее людей. Легко перевозить только пустоту, когда ни вещей, ни людей уже не оставалось. Столько блокадников прошли этот путь от начала и до конца, от вещей к людям, а затем к пустоте...

Как представишь себе картину заледеневшего невского проспекта, по которому бесцветными тенями снуют силуэты с санками. Кто кого везет? Жив ли кто-нибудь в этом доме? Кто из жильцов уже замерз? Кто от голода? Кто от болезни? И повсюду эти санки… Эти маленькие лодки Харона, перевозящие души через ледяную Неву.

Санки, метроном, тени. Ужас, от которого никто не мог очнуться бесконечно долгие 872 дня. За гранью жизни, за гранью смерти, в безвременье, в безумии, но неумолимо на пути к единому Великому и Нетленному Подвигу.

[Арихон]: Тёмная Поэзия | [Live] - «Санки Блокадного Ленинграда» | Дзен

P.S.:

Конечно, то была не выставка. То была «Дорога Жизни», которая протянула ко мне свою тяжёлую колею сквозь годы, зимы и удары «Метронома». И она изменила меня.

Я вернулся домой сам не свой. В какой-то степени я до сих пор «не свой». Отныне часть меня принадлежит им, тем «другим людям» – вечным силуэтам со скрипящими санками…

Теперь по ночам, когда становится холодно я иду на кухню, зажигаю газ, греюсь у конфорки и невольно ловлю себе на мысли: а как спасались по ночам в те блокадные дни? Что нужно было делать, чтобы ночью просто согреться, когда становилось совсем невмоготу? Отломить кусок стола? Разобрать стул? Обои сжечь? А когда оставались лишь бетонные стены и пол?

Я физически не представляю, какой Верой в Победу обладали те люди. Да и люди ли они были? «Гвозди», не люди. Настоящие «Гвозди», которыми наша Родина заколотила крышку гроба нацистской чумы, не дав ей поглотить весь мир без остатка полвека тому назад…

Смотря сегодня на этот «наш мир», невольно задаешься вопросом, а стоил ли он той жертвы, что принесли эти несгибаемые воины?

Хотя, о чем это я говорю? Их мир был иным. Я же родился, когда его уже почти не осталось. Я опоздал к их миру послевоенных надежд, не застал его тепла и радости их мне уже не узнать…

Да, это так… но я молюсь, чтобы в каждом из нас продолжала течь хоть капля крови тех «блокадных атлантов», на чьих плечах до сих пор покоится Жизнь, судьба которой, как и пол столетия тому назад – вновь повисла на волоске…на волоске от того чтобы снова пасть в бездну возрождающегося фашистского армагеддона…

[Выставка]: «Я говорю с тобой из Ленинграда»
[Выставка]: «Я говорю с тобой из Ленинграда»