Логотипы спонсоров на игровых майках давно стали неотъемлемой частью футбола. Для многих из нас миланский Интер - это Pirelli, Ливерпуль - это Carlsberg, а самый любимый Ман Юнайтед - это SHARP.
Вот только в последнее время на футболках даже самых именитых команд появляются логотипы компаний, про которые мы даже не слышали, с призывами на китайском или вьетнамском языках. Возьмем даже АПЛ. Я посчитал, и оказалось, что 40% реклам на футболках игроков высшей английской лиги (по состоянию на 2023-й год) - букмекеры. Эвертон, Фулхэм, Вест Хэм, Астон Вилла, Брентфорд, Бёрнли, Борнмут и Ноттингем Форест - у всех у них значатся представители гемблинг-индустрии как титульные спонсоры. А вот их география действительно забавляет: Малайзия, Филиппины, Южная Африка, Кюрасао, Остров Мэн, Гонг Конг и Мальта - все известные офшоры. И это, напоминаю, титульные спонсоры клубов в лучшей лиге мира. Сегодня я попробую разобраться, откуда же получают деньги эти клубы, куда ведут финансовые ниточки, а главное, нет ли здесь попытки обойти закон? В основу этого фильма легло расследование коллег из Financial Times о спонсорах-пустышках в АПЛ. В конце концов, чем отличаются белый букмекер от теневого?
Мы погружаемся в мир нелегального бэттинга!
Введение
Начнем с небольшого контекста. В Китае все букмекерские конторы под запретом. Разрешены лишь национальные лотереи, плюс в стране есть несколько казино в определенных местах. Запрещена и реклама азартных игр, в том числе в футболе. Вот только рынок футбольных фанатов в Поднебесной - огромный. Согласно данным на 2022-й год, в Китае любителями игры номер 1 себя называют 228 миллионов человек. Для сравнения, в соседней Индии таковых 125 миллионов. Дальше включаются законы маркетинга. Футбол становится великолепной рекламной площадкой для этой громадной аудитории.
Предположим, вы - владелец онлайн, или не только онлайн-конторы, и вам нужно прорекламировать свой продукт на китайскую аудиторию. Самым эффективным способом для вас будет разместить свой логотип во время матчей европейских топ-лиг, потому что они чрезвычайно популярны в этой стране.
Я сразу хочу подчеркнуть, что реклама китайских гэмблеров полностью законна в Англии. В самой стране и по всему миру живут огромные китайские диаспоры, которые также являются целевой аудиторией для этих рекламных акций. Я лишь попытаюсь разобраться, откуда именно получают деньги английские клубы - от легальных азиатских или подпольных китайских букмекеров. А еще посмотрим, насколько хорошо клубы АПЛ вообще знают о тех компаниях, чьё лого они носят на своих футболках. Сама Премьер лига не имеет четких стандартов рекламы букмекерских контор. Сами же клубы крайне неохотно делятся информацией о любом источнике их рекламных доходов. Поэтому, давайте попробуем узнать, кто владеет букмекерскими компаниями, которые продвигают себя через АПЛ.
138.com
Начнём с компании 138.com, чьим публичным лицом был Гарт Кимбер. Когда эта компания подписывала рекламные соглашения с Уотфордом и Ньюкаслом в 2013-м, он не был ее владельцем. Всё не так просто. 138.com - это всего лишь имя. За ней должно было стоять какое-то юрлицо, на которое можно было оформить игровую лицензию, товарные знаки, и так далее. Юрлицо это называлось Fesuge Limited, а компания, которая владела этим юрлицом, была XELA Holdings. Гарт Кимбер был директором XELA Holdings. А вот владельца этой компании следователи из издания Financial Times так и не нашли. И это был лишь первый тупик, в который они забрели в своем расследовании.
В 2013-м один из отраслевых журналов описал компанию XELA Holdings как “онлайн-приложение” для одного из VIP-junket операторов из Макао, под названием Sun City. Загуглим слово “junket”, и выясняем, что этот термин означает “компанию, которая организовывает игровые туры в казино”. То есть, как туристические операторы продают нам пакет из гостиницы, трансфера, перелета и питания, так джанкет-операторы продают пакеты для туристов, которые летят в другую страну именно поиграть в казино.
Что за Sun City? Джастин Уильямс, директор консалтингового агентства INSIGHTX, сравнивает её с группами компаний, связанных с отмыванием денег, а ее бывший исполнительный директор, Элвин Чау, в январе прошлого года получил 18 лет тюрьмы.
Он был связан с нелегальным букмекерским бизнесом и организованной преступностью. Если мы возьмем его участие в деятельности онлайн букмекера на материке, то Sun City обслуживал ставки на сумму в 1 триллион юаней, что по обороту больше, чем собирают национальные китайские лотереи. Разумеется, и его доходы были баснословными.
Была ли компания XELA частью Sun City, или же она управляла брендом 138.com от своего имени - всё это очень сложно доказать и выяснить. Причиной этому является место, где зарегистрировано юрлицо. Остров Мэн - небольшой клочок земли в Ирландском море. Экономика острова очень тесно вплетена в экономику всего Соединенного Королевства, а вот правительство там своё, а соответственно, и экономическое законодательство.
Джастин Уильямс:
На этом острове есть закон, согласно которому если ты не хочешь раскрывать факт своего владения каким-либо бизнесом, ты можешь номинировать публичного акционера вместо себя. Всё это привело к засилию подставных компаний. И ты никогда в жизни не узнаешь, кто ими владеет, потому что концы никуда не ведут.
Ну что, суммируем. XELA Holdings базируется на острове Мэн. Запрашиваем документацию оттуда. В ней говорится лишь то, что XELA Holdings находится во владении компании под названием XELA (BVI) LTD. И где эта вторая Ксила зарегистрирована? На Британских виргинских островах. Еще один "налоговый рай". А это означает, что без постановления суда, мы никак не узнаем, кто является бенефициаром всей этой цепочки. Мы даже не знаем, что за люди стоят за фирмой 138.com. У нас есть только Гарт Кимбер, говорящая и улыбающаяся голова в пиджаке. Журналисты, кстати, написали ему и в лоб спросили, кто же является конечным бенефициаром его компании. Он витиевато ответил лишь:
Я категорически заявляю, что не имею никакого отношения к нелегальным ставкам. На протяжении всей моей карьеры я соблюдал законы и нормы всех правовых систем, с которыми работал.
Тем не менее расследователям удалось найти связи XELA Holdings с дочерними компаниями Sun City.
Синтия О’Мурчу, журналист-расследователь, Financial Times:
Случились правовые споры по поводу доменного имени suncity.com. Благодаря ним мы получили кое-какие кусочки большого пазла, которые показывают нам то, как вся эта пирамида выстроена. Во время этого спора XELA Holdings описывалась как “корпоративный и регулирующий орган Sun Ventures Development”.
В 2014-м году коллегия "Всемирной организации интеллектуальной собственности" вынесла очередное решение. В нем есть одна, казалось бы, незначительная строчка, которая и позволила нам схватиться за ниточку. Потянув за нее, журналистам удалось увидеть целую россыпь компаний, которая входит в орбиту Sun Ventures Development.
Синтия О’Мурчу:
Там была целая вселенная компаний, аффилированных с Sun City. У многих в названии фигурировало слово “Sun”, у других логотип был очень схож с логотипом Sun City.
У Sun Ventures Development был подрядчик, который заполнил некоторые корпоративные накладные на Филиппинах. Так вот, логотип в этих документах был точно таким же, как и логотип самой компании Сан Сити.
В 2008-м году на фирму Чеквах была оформлена филиппинская лицензия для трех сайтов компании Sun City. И если мы посмотрим на акционеров фирмы Cheuk Wah, то увидим фамилию Хон Квонг Танг, член совета директоров компании Sun International, еще одной дочки Sun City.
Все эти связи указывали на то, что компания Sun Ventures Development могла быть дочерней фирмой Sun City. Что в свою очередь подтверждает связь между XELA Holdings и всей группой компаний Sun City.
Что мы имеем? Связь Sun City и Sun Ventures Development. От нее ниточка идет к XELA Holdings, а XELA управляет компанией 138.com. Гарет Кимбер информацию о своих работодателях не раскрывает. А что же клубы АПЛ? Неужели Уотфорду и Ньюкаслу всё равно чей логотип они наносят на футболки? Вот ответ Уотфорда:
Наш клуб ведет строгую политику соблюдения правил соответствия. С помощью внутренней команды юристов, а также с привлечением внешней юридической помощи мы обеспечиваем максимальную прозрачность ведения бизнеса со всеми коммерческими партнёрами.
Стандартная, в общем, отписка.
Окей, но как вообще мутные иностранные букмекеры получают лицензию на ведение бизнеса в Великобритании? Оказывается, на островах есть специальная процедура.
Белая метка
Система выстроена так: есть национальный регулятор. Он уполномочивает оператора “Белой метки” выдавать лицензию, которая разрешает субъекту предоставлять услуги на рынке Великобритании. Этот оператор уже продает лицензии беттинговым компаниям со всего мира.
Комиссия по азартным играм, в данном случае в Великобритании, создала, скажем так, департамент, ответственный за выдачу лицензий. Он также ответственен за то, чтобы проверять тех, кому они эти лицензии выдают. К сожалению, вся эта система с белыми метками не совсем эффективна. Оператор, выдающий лицензии ответственен за них лишь на бумаге, а по факту с него и спросить нечего.
TGP Europe
Очень показательный случай произошёл в 2023-м. Компания ТGP Europe, являясь крупнейшим оператором по выдаче лицензий для большинства букмекеров в Премьер-Лиге, была оштрафована на сумму в 300 000 фунтов комиссией по азартным играм именно за недостаточное соблюдение правил соответствия. Получается, они недостаточно проверяли тех, кому выдают лицензии.
А в отчёте комиссии по азартным играм за 2020-й год наблюдалась обеспокоенность тем, что соискатели лицензий, которые не пройдут процедуру лицензирования, могут использовать модель “Белой метки” для входа на рынок гемблинга в Великобритании. В итоге мы наблюдаем следующую картину: комиссия по азартным играм, являясь государственным органом, с лёгкостью передает свои полномочия по лицензированию компании, в нашем случае, ТGP Europe, которая должна проверять каждого, кому она выдает лицензию. То есть совершенно никакой ответственности на самой комиссии нет. Так что же вообще такое ТGP Europe?
В одном из пресс-релизов некоторой компании говорится, что ТGP Holdings является частью группы компаний Sun City Group. Но кто имеет к этому непосредственное отношение?
Оливер Барнс, корреспондент Financial Times в сфере индустрии развлечений:
В прессе циркулировали слухи об аффилированности Ти Джи Пи и Сан Сити. К сожалению, у нас есть только два имени - Гарт Кимбер и Стив Темплман. Документы с публичным доступом называют именно Стива одним из директоров фирмы Ти Джи Пи Европа. Понятно, что и Кимбер, и Темплман категорически отрицают свою связь с Сан Сити и Элвином Чау, но проверить это очень сложно, потому что нигде нет четкой информации о структуре этой компании.
Есть некоторые сведения, что примерно 10 лет назад существовала компания под названием ТGP Holdings. Ей принадлежала половина акций ТGP Europe. ТGP Holdings была разделена между несколькими подставными компаниями, потом их расформировали в тресты, а сейчас все юрлица и вовсе ликвидированы. Естественно, никто так и не узнает, кто на самом деле владел фирмой ТGP Holdings.
Интересный факт - те самые тресты, по которым разбросали компанию ТGP Holdings, использовались для подобных операций с компанией XELA Holdings. Конечно, говорит ли это, что за всеми этими фирмами и манипуляциями стоял один и тот же выгодополучатель - делать выводы только вам.
Yabo Sports
Обычно процедура подписания контракта выглядит торжественно и красиво. Как правило, сделки подписывают исполнительные директора, коммерческие директора, директора по маркетингу и так далее.
Но один случай немного не соответствовал правилу: в качестве директора компании представили парня по имени Дин Хокс, работающего... моделью. В 2019-м модель можно было заметить в пресс-релизах с подписания договоров с крупнейшими европейскими клубами, в которых Хокс исполнял роль исполнительного директора беттинговой компании под названием Yabo Sports. Внезапно, эта компания стала появляться просто повсюду. С точки зрения бизнеса, у нее было шикарное портфолио.
Yabo Sports задержалась в футбольном мире далеко не на один день. Эта компания подписала контракты с такими известными клубами, как ПСЖ, Милан, Байер Леверкузен, Мюнхенская Бавария, Монако, Манчестер Юнайтед. Только вот, знали ли сами клубы, с кем заключали соглашение?
В Фейсбуке мы можем найти целых два профиля Yabo. Причем, оба практически идентичны. Оформление явно сделано на скорую руку. У обоих всего по 40 с лишним подписчиков. Что касается их Ютуб-канала, на него подписаны лишь 883 человека. И, кстати , там до сих пор находятся промо-ролики с заключения соглашений с европейскими грандами. Согласитесь, для компании, которая является партнёром крупнейших футбольных клубов мира, такие соцсети выглядят нелепо и подозрительно.
Небольшую подсказку можно увидеть в ежегодном финансовом отчете Ман Юнайтед за 2020-й год. Там написано: Тian Yu, в скобках - Yabo – глобальный партнер.
Еще один любопытный документ - контракт на розыгрыш призов от имени клуба, спонсором которого стала та самая Yabo. В самом соглашении указано юрлицо, заключившее договор от имени фирмы , – и это Tian Yu Technology. Сумму финансовой поддержки, которую английский клуб получил от Tian Yu, мы не знаем, но в прессе фигурировала цифра в размере 3 миллионов фунтов. Из этого мы можем сделать вывод, что Tian Yu- достаточно богатая компания, чтобы отдавать аж 3 миллиона на одну-единственную рекламную акцию. По официальным английским отчетам, компания Yabo Sports задекларировала ежегодную выручку примерно в 35 000 фунтов. И это в первый год на рынке страны! Год спустя сумма была равна уже 130-ти тысячам. Так свои ли деньги они тратили на рекламную акцию?
Именно отсюда и появляется наша первая зацепка : Yabo Sports- это франшиза компании Tian Yu. На вопросы журналистов Манчестер Юнайтед ответил, что соглашение с Yabo, которая позже сменила название на HTH, полностью соответствовало законодательству Великобритании. И клуб, прежде чем заключать соглашения, обязательно проводит тщательное внутреннее и внешнее изучение потенциальных партнеров. Естественно, кто такие Tian Yu, и уж тем более, кто их владелец, журналистам не рассказали.
В некоторых филиппинских документах говорилось о том, что офис фирмы зарегистрирован в столице страны, Маниле. Также компания разместила несколько вакансий на должность специалистов со знанием китайского языка. Также от имени этой же фирмы было оформлено несколько десятков запросов на разрешение на работу на Филиппинах для граждан Китая. Для чего всё это? Случайно не для того ли, чтобы эти китайцы делали на территории Филиппин что-то такое, что запрещено в Китае, а именно, так называемые прокси ставки?
Мартин Пабрик - Председатель комитета по борьбе с нелегальными ставками в азиатской гоночной федерации:
По причине того, что азартные игры либо полностью запрещены, либо очень строго лимитированы в определенных азиатских странах, люди предпочитают ставить у тех, скажем так, агентов, которых они знают лично, во избежание проблем. У таких агентов может быть 3, 5, да хоть 20 подобных клиентов. Раньше они встречались в барах, еще где-то, чтобы сделать ставки, сейчас могут просто открывать для клиентов игровые счета онлайн. Соответственно, с развитием интернета, у таких агентов появилась возможность выйти на международный уровень.
Вполне легко напрашивается следующий вывод. Так как Китае нет легальных букмекеров, любители азартных игр вынуждены делать ставки в конторах других стран, используя VPN. Это очень распространено в Китае, такие прокси-казино там безумно популярны. И именно поэтому их деятельность с каждым днём всё сложнее отследить.
Онлайн-казино, которые ориентированы на китайский рынок, вынуждены регистрироваться на Филиппинах. Во-первых, влияет близкое географически расположение стран. Во-вторых, там достаточно просто получить лицензию. Нужно лишь арендовать небольшой офис. А потом нанять китайскоговорящий персонал, который смог бы обслуживать клиентов из Китая.
Проще говоря, такие махинации нужны для того, чтобы жители Китая могли делать ставки в казино, зарегистрированных за границей. А это - прямое нарушение законодательства страны. Но является ли преступлением спонсирование Ман Юнайтед от имени компании Yabo? Все представители фирмы Tian Yu, с которыми удалось выйти на связь, как один твердят, что не знают или забыли о любых деталях сделок со своими бизнес-партнерами. А уже в 2021-м году власти Китая закрыли компанию Yabo именно за нарушение закона об азартных играх. Власти страны обвинили фирму в том, что та нанимала сотрудников в Китае, затем вывозила их за границу или вынуждала обслуживать ставки внутри Китая, сделанные при этом на заграничных беттинговых платформах.
Властям Китая удалось идентифицировать аж 80 тысяч агентов, работавших в Китае, которые набирали клиентов. У этих агентов были свои помощники. Вся система выглядела как пирамида. И разобраться, кто кому подчиняется, и куда всё ведёт, невероятно сложно.
На своём пике, в 2019-м году, почти 60% сотрудников, занятых в сфере игорного бизнеса на территории Филиппин, были гражданами Китая, и около половины от всех ставок были совершены в юанях. С тех пор, количество преступлений, в которых были замешаны Филиппинские оффшорные онлайн-казино, увеличилось аж в 4 раза. Среди них наблюдаются - работорговля и похищение людей. Конечно, мы не можем утверждать, что бренд Yabo, спонсор Ман Юнайтед, напрямую замешан в этой преступной деятельности. Ведь мы даже не можем с уверенностью сказать, что именно тот Yabo как-то связан с тем, который закрыли власти Китая.
К сожалению, нам удалось найти лишь одну единственную связь между Tian Yu и Китаем : в 2019-м эта фирма попыталась зарегистрировать товарный знак “Yabo” в этой стране, и им отказали. Зато всего через полгода эта же фирма зарегистрировала такой же бренд на Филиппинах.
И, кроме всего прочего, Tian Yu владеет не только Yabo, но и некоторыми другими брендами, которые тоже спонсировали те или иные футбольные клубы.
HTH
Ранее мы уже упоминали в нашей статье HTH. Именно про эту компанию говорил Ман Юнайтед в своём заявлении насчет Yabo. Видите ли, фирма сменила название на HTH.
По некоторым данным, 1 августа 2022-го года торговые знаки HTH и Lei Yu были напрямую переданы от Tian Yu к другой компании-резиденту Филиппин, BOE United. Всего лишь один день спустя другая филиппинская компания зарегистрировала на себя торговый знак Yabo, которая ранее находилась во владении Tian Yu.
Филипп Оклэр - журналист-расследователь, Josimar Football Magazine:
Это, конечно, не значит, что компания - не пустышка. Она просто владеет лицензией и на нее зарегистрирован товарный знак. Но ей владеет другое юрлицо, а им - другое, и так далее, и так далее, и вплоть до того момента, когда ты упираешься в стену. Дальше тупик. Но у нас хотя бы есть подтверждение связи между этими компаниями.
Верхушка или разгадка?
Пожалуй, самое любопытное заключается в том, что та самая Tian Yu и другие владельцы всех этих фирм-однодневок - вовсе не операторы азартных игр. Они лишь предоставляли услуги для операторов данной сферы. Тогда возникает вопрос: раз они всего лишь предоставляют услуги, то на чьи деньги? Так мы приходим к компании, которая видится нам на верхушке пирамиды, - Infini Web.
Неужели мы близки к разгадке? Infini Web Technology зарегистрирована на территории Филиппин. В попытках отследить её в реестре, чтобы узнать юридический адрес, мы разочаруемся : такого адреса в реальности не существует. Их официальный сайт закрыт. На Фейсбуке есть несколько публикаций, в которых люди от имени фирмы жертвуют средства различным полицейским участкам на Филиппинах. В самих участках, разумеется, нет никаких сведений о тех, кто им перечисляет пожертвования. Документацию и уставные документы компании на Филиппинах раздобыть, конечно, не удалось.
Зато Infini Web нашлась в другом месте. Уже догадались где? Конечно, на Британских виргинских островах. Естественно, оттуда никакой информации выудить просто нереально. Итак, мы не знаем, кто стоит за фирмами Xyla, 138.com, Tian Yu, YAbo, которые и сейчас абсолютно легально работают на территории Великобритании. Этого не знают и клубы, которые получают от них деньги по спонсорским контрактам.
У нас есть только бесконечная цепочка из компаний-однодневок. Откуда они получают деньги? Кто является их бенефициаром? Не замешаны ли эти компании в преступлениях? Не зная ответов на эти вопросы, мы не можем быть уверены на 100% в том, что европейские топ-клубы не спонсируются на преступные деньги.
Вот так и получается, что сомнительные фирмы получают совершенно легальную возможность работать на рынке Великобритании, но вообще никак не подпадают под британское законодательство.
Филипп Оклэр - журналист-расследователь, Josimar Football Magazine:
Для того, чтобы взять, и докопаться до истины, нам нужно приехать на Британские виргинские острова, собрать там все компьютеры, передать их следователям, чтобы они проверили каждую компанию, зарегистрированную в этом государстве. Только так мы можем узнать имена всех владельцев.
Схема, которая вот уже десятилетие позволяет потенциальным преступникам обходить закон и выходить на мировой рынок, явно нуждается в замене или как минимум в серьезной доработке. Мы говорили в основном в контексте Великобритании, но прозрачность ведения бизнеса - общемировая проблема. Возвращаясь к футболу, лично мне важно, что написано на майке моей любимой команды. А вам? Напишите в комментариях свои мысли и соображения.
Спасибо за прочтение!