Что предлагается?
С текстом законопроекта, который также опубликован на Национальном правовом интернет-портале Беларуси, может ознакомиться любой желающий. Наибольший резонанс вызвали три вопроса, которые могут оказать существенное влияние на то, как будет регулироваться поведение людей на средствах персональной мобильности и велосипедах, а также их взаимодействие с другими участниками дорожного движения. В их числе следующие вопросы:
лиц, управляющих СПМ, предложено отнести к категории водителей (в настоящее время они пешеходы);
устройства, способные развивать скорость выше 25 км/ч, предложено считать не СПМ, а механическими транспортными средствами (тогда их необходимо регистрировать);
на пешеходных переходах предложено снова спешиваться: и людям на СПМ, и велосипедистам.
Обсуждению этих предложений и было посвящено большинство комментариев. Их насобиралось более 60 страниц форума. Причем очень явно определились некоторые тенденции. Так, к примеру, часть людей сразу определяла себя как активных пользователей СПМ или велосипедов. И, как правило, они весьма негативно отнеслись к перспективе откатиться обратно в вопросе пересечения проезжей части и снова спешиваться для этого. Другие — их также было много — высказывались как бы от лица водителей автомобилей и были недовольны тем, как некоторые пользователи СПМ и велосипедисты пересекают дорогу, резко и на большой скорости выскакивают на переход, не смотрят по сторонам, провоцируют опасные ситуации. Понятно, что их позиция относительно изменений ПДД в этой части была куда более позитивной. Эта тема так и осталась одной из самых острых в ходе всего периода общественных обсуждений.
А теперь давайте поподробнее.
Водители СПМ
Одно из предложенных новшеств — изменение категории лиц, управляющих средствами персональной мобильности: элетросамокатами, сегвеями, моноколесами и пр. Пока они официально пешеходы, а предлагается отнести их к водителям. Водителям, которые обязаны ездить главным образом по велодорожкам и тротуарам. Да и само определение средств персональной мобильности предлагается изменить на «транспортное средство, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей), имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч».
Было немало комментариев, смысл которых сводится к тому, что пользователей СПМ стоило бы в обязательном порядке обучать Правилам дорожного движения, по крайней мере в каком-то варианте. Иначе что же это за водители — не знающие ПДД?
Взгляните на комментарии.
«Может быть, для велосипедов и СМП ввести обучение ПДД в упрощенном варианте в части, необходимой для передвижения на указанных средствах?»
«Имею права категории В и АМ. Для безопасного движения главное — уважение ко всем участникам дорожного движения, начиная от пешеходов и заканчивая водителями. <...> По поводу движения электротранспорта персональной мобильности: категория AM требует всего лишь сдачи теоретического экзамена в ГАИ. Когда я получал права, в данную группу входили мопеды и велосипеды с электрическим мотором, а главным критерием было наличие электромотора и скорость до 50 км/ч. Предполагаю, стоит более детально изучить данный вопрос».
«За движение таких транспортных средств по проезжей части лиц, не имеющих водительских удостоверений, необходимо наказывать, как и за управление автомобилем без прав. На электромобиль нужны права, так же нужно сделать и для самокатов с теми же последствиями, иначе скоро начнут скручивать два самоката в четырехколесное средство и ездить по дорогам со скоростью 60 км/ч и выше, не имея при этом водительского удостоверения».
«Сейчас стало случаться больше происшествий на тротуарах и пешеходных переходах главным образом с пользователями кикшеринга. А поправки коснутся в первую очередь водителей личных самокатов. Это не решит проблемы. Предложение: обучать пользователей шеринга вождению. Например, сначала они изучают теорию, потом сдают экзамен, потом их допускают к вождению (начиная со скорости, допустим, 15 км/ч). И спустя некоторое количество поездок, когда они освоили управление и научились прогнозировать дорожную ситуацию, скорость увеличивается до 20 км/ч или до 25 км/ч. Плюс регистрация в приложении шеринга строго по паспорту, с 18 лет. А старт поездки каждый раз с селфи. Программно ограничьте скорость до 5 км/ч на переходах либо замените тариф на оплату за километраж: тогда пользователю шеринга не нужно будет летать, нарушать, создавать аварийную обстановку».
«Предлагаю разрешить велосипедистам, имеющим водительское удостоверение, движение по проезжей части и возможность им самим выбирать оптимальные для себя условия движения: тротуар либо проезжая часть».
ИГОРЬ СУЩЕНКО, инструктор по обучению езде на моноколесе:
— 25 км/ч в городе — это было и останется. Те ребята, которые катаются на моноколесах, не враги своему здоровью, и это та скорость, на которой на моноколесе можно мгновенно среагировать на ту или иную ситуацию в городских условиях. В этой части все прекрасно.
При этом я уверен, что моноколесникам ни в коем случае нельзя двигаться по проезжей части. Водители к такому не привыкли, они и мотоциклистов не всегда могут вовремя заметить. А здесь человек на одной точке опоры. Это громадный риск. Поэтому мы бы хотели продолжать двигаться по велодорожкам и пешеходным дорожкам, не мешая при этом пешеходам. Как и прежде.
Конечно, самая обсуждаемая тема — спешивание на пешеходных переходах. Лично от себя я скажу так: да, возможно, это имеет смысл для некоторых людей. Но от лица моноколесников я бы предложил такой вариант: обязательно остановиться перед пешеходным переходом для того, чтобы убедиться, что опасности нет, а потом переехать переход со скоростью пешехода. Или как минимум оставить значение тех участков, где нанесена разметка велопереезда, чтобы там можно было переезжать дорогу опять же со скоростью пешехода, на разрешающий сигнал светофора, не мешая пешеходам.
Подытоживая, я хочу подчеркнуть, что основная функция СПМ и моноколес в частности — разгрузить наши дороги, помочь городам решить проблему трафика и заторов.
Человек на СПМ — это...
Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Мощные СПМ — механические транспортные средства
Еще одно важное изменение: к средствам персональной мобильности собираются отнести лишь те устройства, которые имеют максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч. Все, что может ездить быстрее, уже не СПМ. Тогда что? Объяснения на недавней пресс-конференции дал начальник Главного управления ГАИ МВД Беларуси Виктор Ротченков: «Все транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам будут передвигаться со скоростью более 25 км/ч, будут являться механическими транспортными средствами, которые подлежат регистрации и прохождению остальных процедур для участия в дорожном движении».
А вот и комментарии.
«И как пешеход, и как водитель я только за предлагаемые изменения. Ну не может быть самокатом электромотоцикл с максимальной скоростью 90 км/ч и весом более 80 кг, лихо рассекающий по тротуару или детской площадке. И не может быть пешеходом водитель СПМ, вылетающий на пешеходный переход даже со скоростью 25 км/ч — это 7 метров в секунду. Касательно знаков и регистрации ТС мощностью более 0,25 кВт и с максимальной скоростью более 25 км/ч: всегда есть куда прикрепить номер, например чуть ниже спины. Никто вам не обещал, что вы сможете безнаказанно рассекать на электромотоциклах по тротуару вечно. Законы совершенствуются, ошибки учитываются».
«Рулевые трубы на самокатах нужно обязать красить в ярко-желтый цвет и при регистрации в ГАИ наносить на всю трубу номер самоката. Это поможет инспекторам определять, прошел ли самокат регистрацию, а также добавит ответственности в поведении самокатчикам, нарушающим правила. На переходах уже стоят камеры наблюдения, и это поможет защитить самокаты от краж. Также самокатчик вполне способен сбить маленького ребенка или совершить маневр, создавший аварийную ситуацию, а затем скрыться безнаказанно. С нанесением номера и камерами наблюдения процесс установления владельца значительно ускорится».
«Слишком формальная классификация персональных средств движения. Это попытка уместить все разнообразие устройств в одну формулировку. Даже в текущих ПДД мотоциклы разделены на три категории: А, АМ и А1. И СПМ тоже нужно разделять как минимум на два вида по принципу движения: на традиционные и гиростабилизируемые (формулировки примерные). Электросамокаты, велосипеды, скейты, трициклоподы стоят на земле, а при нажатии ручки газа двигатель начинает вращаться, они просто начинают движение. Могут двигаться по инерции и с горки при отсутствии питания двигателя. У самобалансирующихся СПМ (моноколеса, сегвеи, гироскутеры) принцип движения другой. Они не имеют ручки газа. Для моноколеса нет принципиальной разницы — двигаться вперед или назад. На них устанавливают мощные двигатели, чтобы тяжелый ездок при сильном наклоне не продавил его вперед и не упал (когда силы „мотор — колеса“ недостаточно для компенсации). Мощный двигатель не означает высокую скорость. При отсутствии питания движение на нем невозможно. У сегвея и гироскутера похожий принцип движения, только двигателей больше. Моноколеса нельзя отправлять на проезжую часть с автомобилями: в случае отказа электроники на проезжей части травмы неизбежны (происходит мгновенное падение)».
«Предлагаю установить максимальную скорость, аналогичную для движения в жилой зоне, — не более 20 км/ч. А также запретить движение трех- и четырехколесных СПМ по тротуарам».
«Вешу 160 кг, и мощность самоката для меня — это не блажь, это не про погонять, а про возможность полноценно ехать. При этом на самокате есть режим движения — не более 25 км/ч. С этой скоростью я и езжу постоянно, хотя самокат по паспорту может двигаться быстрее. Считаю, что правила нужно оставить без изменений. А вот инфраструктуру нужно улучшать, как и усиливать контроль за выполнением ПДД. Не стоит всех грести под одну гребенку».
В Правилах дорожного движения предлагается упомянуть и об использовании шлема. Но не как об обязательном элементе и не для всех. Вот как это звучит в законопроекте: «Водителю средства персональной мобильности рекомендуется использовать во время движения шлем».