Найти тему
Пераново перо

За «интердевочкой» Еленой Яковлевой следил КГБ

В этом году исполнилось 35 лет фильму Петра Тодоровского «Интердевочка». По статистике в 1989 году каждый пятый житель Советского Союза посмотрел эту картину. После выхода на экраны фильма исполнительница главной роли медсестры и параллельно проститутки Тани Зайцева актриса Елена Яковлева стала популярной.

Елена Яковлева. Кадр из фильма «Интердевочка».
Елена Яковлева. Кадр из фильма «Интердевочка».

Когда режиссер Петр Тодоровский решил снимать фильм о проститутках (по повести Владимира Кунина «Фрекен Танька) многие были, мягко говоря, удивлены. Все-таки режиссер – фронтовик мало что знал о подноготной жизни девушек древнейшей профессии. Но приступить к съемкам картины его уговорила жена Мира Тодоровская.

- Я долго искала деньги на картину, потому что государственные чиновники решили такой фильм не финансировать, - рассказывает мне Мира Григорьевна. – В дни проведения Московского международного кинофестиваля нас с Петей пригласили на прием в посольстве Швеции, где мы познакомилась с сыном писателя Джеймса Олдриджа, которому я рассказала о нашей идее. Наша задумка ему понравилась и он, вернувшись домой, нашел для нас инвестора – шведского фермера, который выделил на фильм 200 тысяч долларов. А потом этим проектом заинтересовалась шведская киностудия. Так что ни одного рубля из советской государственной казны потрачено не было.

В апреле 1988 года в журнале «Советский экран» вышла заметка о том, что Петр Тодоровский планирует снимать фильм о проститутках. Тогда режиссер объявил, что ищет исполнительницу главной роли. И тут посыпались звонки от настоящих путан, с просьбой попробовать их. Они приезжали на киностудию «Мосфильм» и пробовались наряду с профессиональными актрисами. Каждой хотелось сыграть в кино и поведать историю своей нелегкой жизни. Так же пробовались десятки уже известных актрис, например, такие, как Татьяна Догилева или Наталья Андрейченко. Но режиссер все равно не видел в них свою героиню. Ирина Розанова (потом в фильме сыграла «Симу-Гулливера») тоже хотела получить роль Тани Зайцевой, однако, Тодоровский сказал: «Если таких женщин будут увозить из нашей страны, то страна мне этого не простит».

Елена Яковлева и Ирина Розанова. Кадр из фильма «Интердевочка»
Елена Яковлева и Ирина Розанова. Кадр из фильма «Интердевочка»

Когда ему привели на просмотр актрису театра «Современник» Елену Яковлеву, он был не в восторге.

- Петя тогда сказал: «Что вы, какая же это проститутка?! Худющая, ножки можно завязать как веревочку. Проститутка должна быть грудастая и жопастая!» – смеется Мира Тодоровская. - И тогда я ему предложила поехать к гостинице «Националь» - единственное место в Москве, где гнездились проститутки. И там он увидел худых, стройных девушек.

После этой поездки Тодоровский решился попробовать Яковлеву. На пробах костюмеры все-таки «сделали» для Елены привлекательные женские формы - добавили под одежду простой поролон.

Будущая «интердевочка» выросла в Харькове, мечтала стать актрисой. Но в местный институт культуры провалила экзамены и пробовала себя на разных работах: комплектовщицей на заводе, техником-картографом, библиотекарем. Накопив нужную сумму, она поехала в Москву поступать в ГИТИС. Как позже вспоминал ее педагог народный артист СССР Владимир Андреев: «Это была девочка с большими печальными глазами».

- В небольшой комнатке за столом сидит комиссия, напротив нее стою я, - рассказывает Елена Яковлева. - Объявляю: «Воскресение», Лев Толстой». А у Толстого написано: «Катюша Маслова рухнула на колени». Вот и я рухнула на колени. Экзаменаторам ничего же не было видно из-за стола, пришлось им встать, и практически весь мой монолог они прослушали стоя.

Ей прочили роли «голубых героинь», например, шекспировской Офелии. Тогда никто не мог поверить, что через пять лет после окончания института актриса станет первой проституткой Советского Союза.

Елена Яковлева и Лариса Малеванная. Кадр из фильма «Интердевочка».
Елена Яковлева и Лариса Малеванная. Кадр из фильма «Интердевочка».

- На съемках я подумала: если бы у меня была такая хорошая дочка, как героиня Леночки Яковлевой! У меня к ней было такое теплое чувство во время нашей работы! – вспоминает актриса Лариса Малеванная, которая сыграла в фильме маму Тани Зайцевой.

Яковлева, прочитав сценарий, боялась сниматься обнаженной в постельных сценах. Но мечта поработать с самим Петром Тодоровским пересилила, и она выполняла все его требования на съемочной площадке. Однако, в некоторых эпизодах режиссер уступал пожеланиям актрисы. Например, сцену полового акта с японцем, по требованию Яковлевой, снимали… без японца. Со съемочной площади удалили лишних людей, остались режиссер, оператор и немногочисленные помощники, которые во время съемки эпизода трясли мебель. А Тодоровский лично раскачивал Елену. Чтобы актриса выглядела потной, ее периодически смазывали вазелином.

Кадр из той самой постельной сцены.
Кадр из той самой постельной сцены.

Актрису учили водить машину прямо перед началом съемок на стареньких «Жигулях» с механической коробкой передач. А в Швеции ей пришлось переучиваться, - там выделили маленькую «Вольво», но с автоматикой.

Поначалу сцену автокатастрофы хотели снимать полностью, показать мертвую окровавленную Таню Зайцеву. Для этого с Яковлевой сняли гипсовую маску.

- Это было страшное впечатление, когда в гипсе лежишь с двумя соломинками в носу! А вдруг кто-то подойдет, пошутит и вытащит соломинки, - смеясь вспоминает Елена. Но потом от этой сцены режиссер решил отказаться.

Кстати, на съемках в Швеции за Яковлевой следил КГБшник, чтобы не позволила себе лишнего или не попросила политического убежища. Работали там почти круглосуточно – с пяти утра и до позднего вечера. Как рассказывает актриса, за границей больше всего удивили шикарные магазины. И больше не продуктовые, а парфюмерные, - такой огромный там был выбор! Елена иногда выбирала время, обходила эти магазины и собирала бесплатные пробники духов.

Специально для показа в Швеции смонтировали другой финал фильма: героиня садится в самолет и улетает к себе на родину. Это по желанию шведских спонсоров, дескать, людям нужен счастливый конец. Но для СССР финал оказался другим – Таня погибает.

Елена Яковлева. Кадр из фильма «Интердевочка»
Елена Яковлева. Кадр из фильма «Интердевочка»

Когда «Интердевочка» вышла на экраны, народ штурмовал кассы кинотеатров, чтобы посмотреть фильм «про это». Картина собрала в прокате 41 миллион рублей! Яковлева хоть и сыграла проститутку, но за ее героиню стали переживать все порядочные советские женщины. Ей присылали письма не только сочувствующая женская часть населения страны, но и заключенные. Например, приходили такие послания: «Сижу пятнадцать лет, но скоро выпускают. Жди меня! Буду стоять у служебного входа театра с тремя гвоздиками, ты меня узнаешь!» А в Южной Корее так понравился фильм, что Советскому Союзу подарили пятнадцать машин-«рафиков», оборудованных киносъемочной техникой. В южнокорейских кинотеатрах даже поставили автоматы, где за деньги можно было услышать фразу из фильма: «Я люблю тебя, Таня!» Сама актриса Елена Яковлева стала ездить вместе с «Интердевочкой» по стране, чтобы заработать денег. В день у нее могло быть по пять-шесть выступлений перед началом сеанса. И хотя потом актриса много снималась в кино, и сыграла свою знаменитую сотрудника милиции Каменскую в нескольких сезонах сериала по книгам Александры Марининой, но советский зритель помнит и знает ее, как «интердевочку».

Елена Яковлева даже однажды в шутку заявила, что даст приз тому журналисту, который в интервью не спросит ее об этой знаменитой роли. Сегодня признается, что пока этот приз никто не выиграл.

Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов