В сентябре из немецкого Зиндельфингена пришла печальная новость – ушел из жизни Бруно Сакко, один из самых известных дизайнеров в истории автомобилестроения. Он был главным дизайнером Mercedes с 1975 года до выхода на пенсию в 1999 году.
Бруно Сакко покинул этот мир 19 сентября в возрасте 90 лет, но официально о большой потере в мире автодизайна было объявлено в конце минувшего месяца. Давайте вспомним жизненный путь прославленного итальянца и самые яркие и знаковые машины, созданные под его руководством.
Бруно Сакко родился 12 ноября 1933 года в небольшом итальянском городке Удине в семье командира горнострелкового батальона. В 1951 году он окончил школу и побывал на Туринском автосалоне – тогда юный Бруно окончательно решает посвятить свою жизнь автомобильному дизайну.
В 1952 году он поступил в Туринский политехнический университет. Спустя три года, будучи студентом, Сакко устроился на работу в кузовное ателье Ghia (также из Турина), успел он поучаствовать и в некоторых дизайнерских проектах компании Pininfarina. В 1958 году итальянец был принят на работу в компанию Daimler-Benz, а спустя год он женился на девушке из Берлина. Вскоре у них родилась дочь и в итоге Сакко обосновался в Германии.
Проба пера
В то время у Mercedes был небольшой дизайнерский департамент, возглавлял который Фридрих Гайгер. Сакко заступил на должность помощника шеф-дизайнера и подчинялся напрямую Гайгеру, а вместе с ним в команде мерседесовских стилистов работал ставший впоследствии не менее легендарным сверстник Бруно – молодой француз Пол Брак. Над многими проектами два знаменитых стилиста трудились совместно.
Среди них, например, появившиеся в 1963 году величественный лимузин Mercedes-Benz 600 (W100) и изящный 230 SL «Pagoda» (W113). Позже Сакко создал экстерьеры экспериментальных суперкаров C111 (1969 год) и C111-II (1970), на которых в Mercedes испытывали новые решения и технологии (в частности, роторно-поршневой двигатель). К слову, C111-II с обтекаемым кузовом и дверями типа «крыло чайки» до сих пор будоражит умы дизайнеров компании – в прошлом году была показана его современная интерпретация в виде концепта Vision One-Eleven.
Все началось с универсала
Главным дизайнером Mercedes Сакко стал в 1975 году, сменив на этом посту Фридриха Гайгера. Первым серийным автомобилем, за внешность которого отвечал итальянец, стал представленный в 1977 году универсал 123-й серии.
Следующий шаг – элегантный седан S-класса W126 (1979–1992 гг.) и купе SEC на его основе (1981–1991 гг.). Эти машины – предмет особой гордости итальянца: «Модельная серия 126 во всех ее дизайнерских формах – это лучшее, что я сделал для Mercedes-Benz», – вспоминал Сакко спустя десятилетия, оглядываясь назад. Неудивительно, что и после выхода на пенсию маэстро предпочитал передвигаться на темно-синей «двухдверке» 560 SEC.
В 1982 году Mercedes решился на выпуск компактной и экономичной модели – седана 190 (W201), который напрямую конкурировал с BMW третьей серии E30 и помог Mercedes привлечь новых и более молодых покупателей. Спустя два года на конвейер встал W124, созданный в том же дизайнерском ключе, что и 190-й. В то время модель (впоследствии она получила литеру E в названии) считалась вершиной автомобильного инжиниринга и стала поистине культовой. Помимо седана в гамме были универсал, купе и кабриолет.
Укороченная «тележка» от W124 легла в основу родстера SL серии R129, который был представлен в 1989 году и выпускался до 2001 года. Маэстро также записал его в число своих любимых работ – да и неспроста эта машина считается одной из самых красивых в истории Mercedes.
Особняком среди работ Сакко стоит седан S-класса с кузовом W140, премьера которого состоялась в 1991 году на Женевском автосалоне. В лихие девяностые на постсоветских просторах он стал символом «новорусской» и криминальной жизни, за которым закрепилось прозвище «кабан» – уж слишком много седану досталось нареканий по поводу громоздкого и тяжеловесного облика.
Во второй половине 90-х гг. Mercedes значительно расширяет свой модельный ряд. Под руководством Сакко из-под пера стилистов компании вышли первые поколения хэтчбека A-класса W168 и кроссовера M-класса W163, компактные родстер SLK (R170) и купе CLK (С208), минивэн V-класса W638, а также «глазастый» E-класс серии W210. Такое оформление передней оптики на долгие годы стало визитной карточкой Mercedes.
Легенда автомобильного мира
Талантливый дизайнер оставался верен немецкой марке до конца своей выдающейся карьеры – с именем Сакко связана целая эпоха в истории Mercedes. Он сформировал узнаваемый стиль для нескольких поколений всего модельного ряда марки, включая и коммерческую технику. За свои достижения Сакко удостоился множества престижных наград, а в 2006 году его имя было увековечено в Автомобильном зале славы в Дирборне – среди таких легенд, как Карл Бенц, Готтлиб Даймлер, Генри Форд, Энцо Феррари и Джорджетто Джуджаро.
«Mercedes-Benz всегда должен выглядеть как Mercedes-Benz», – пожалуй, это самое известное высказывание дизайнера. Другими словами, имидж марки для Сакко не в последнюю очередь определяли традиции и преемственность дизайна, чтобы предыдущее поколение той или иной модели не выглядело устаревшим на фоне следующей генерации.
Так ли это сейчас? Да, многие попросту находятся в недоумении от стилистики Mercedes последних лет, но растущий спрос говорит о том, что реальных покупателей дизайн машин с трехлучевой звездой особо не отпугивает. О критериях автомобильной красоты и внешности люди готовы спорить до хрипоты, но, как бы там ни было, Бруно Сакко оставил богатое наследие «ламповых» Mercedes, создававшихся на века, после которых наступит эра компьютерного моделирования и маркетологов.
]]>