О диагностике сердечно-сосудистых заболеваний у детей, необходимости плановых осмотров во время занятий спортом и выполнения рекомендаций врачей и о том, как родителю заметить патологию сердца у ребенка, обсудили в медиастудии ГТРК «Владивосток» с детским кардиологом Приморского детского краевого клинического фтизиопульмонологического центра Анной Абрамченко.
В студии - Ника Олешкевич.
Ника Олешкевич:
- Всем здравствуйте. У микрофона Ника Олешкевич. В гостях у нас сегодня детский кардиолог Приморского детского краевого клинического фтизиопульмонологического центра Анна Абрамченко.
Анна Николаевна, здравствуйте!
Анна Абрамченко:
- Здравствуйте!
Ника Олешкевич:
- Говорим мы сегодня о сердечно-сосудистых заболеваниях у детей. Расскажите, какие в данный момент из этих заболеваний чаще всего у приморских детей встречаются?
Анна Абрамченко:
- Сейчас чаще всего встречается нарушение ритма сердца. Это отклонение (прим.ред.) вышло за последние три-четыре года на первый план. Связано с тем, что были заболевания определенные, которые поспособствовали появлению нарушения ритма. И выявляемость их стала больше. Стали больше обращать внимание на патологию. Поэтому мы стали их больше выявлять.
Ника Олешкевич:
- То есть это, прежде всего, приобретенное, не наследственное заболевание (прим.ред.)?
Анна Абрамченко:
- Ну, здесь 50 на 50 наследственное, их мы стали выявлять. Раньше их не замечали. На месте медицина не стоит. Мы стали видеть некоторые дефекты с самого рождения, на которые потом обращаем внимание уже в подростковом и взрослом состояние. И приобретенных заболеваний стало очень много после перенесенных инфекций. Осложнения на сердце стали появляться гораздо чаще.
Ника Олешкевич:
- Если у ребенка есть какие-то родственники с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, какова вероятность их передачи по наследству, и что с этим можно сделать? Какие обследования нужно назначить?
Анна Абрамченко:
- Здесь надо выяснить: у родственников заболевания приобретенные или возрастные? Если возрастные, то тогда мы минимальный риск оцениваем (прим.ред.). Если это были заболевания, выявленные с раннего детства, с молодого возраста, внезапные ранние смерти или ранние инфаркты, инсульты в раннем возрасте у родных, тогда да, мы говорим о высоком риске.
И ребенка, если внешне даже он выглядит абсолютно здоровым, справляется со всеми нагрузками, мы обследуем чуть чаще, чем ребенка, у которого нет такой наследственности.
Ника Олешкевич:
- Какие симптомы у ребенка должны у родителей насторожить? Он вообще может понять?
Анна Абрамченко:
- Да, родитель может понять. Если ребенок активный, бегает, играет, ходит на секции, и вдруг родитель замечает, что он стал плохо справляться нагрузками. То есть не было какого-то четкого заболевания, но плохо переносит нагрузки, быстро устает, меняет активные игры на более спокойные. Значит, стоит задуматься. Дети не понимают, что они больны, но они понимают, что им тяжело. И поэтому они пытаются себя сами ограничить и выбирают более спокойные игры.
Ника Олешкевич:
- Я так понимаю, что такие заболевания сердечно-сосудистой системы не всегда в боли как-то проявляются. Это отдышка должна быть, еще что-то?
Анна Абрамченко:
- Чаще всего не боль является показателем болезни (прим.ред.). Очень часто на прием приходят родители с детьми, которые жалуются на боль в сердце. Но сердце у нас не умеет болеть. Так сложилось, что там нет болевых рецепторов вообще. Если болит, то это всегда не сердце (прим.ред.). Это очень много вокруг сердца нервных тканей, рядом диафрагмы, где тоже много очень нервных волокон. И при неправильном дыхании, при нагрузке, при стрессе возникают такие интенсивные боли. Они не связаны с сердцем. Сердце болит у нас только в одном случае. Если оно заболело, то в течение нескольких минут, естественно, это все само собой не пройдет. И в течение день-два будет явное ухудшение самочувствия. Только вот так происходит боль в сердце.
Ника Олешкевич:
- А какие-то вот эти страшные болезни как инфаркт вообще бывают у детей?
Анна Абрамченко:
- Да, последние годы мы стали наблюдать у пациентов в подростковом периоде инфаркты. Но они больше связаны с врожденной аномалией сосудов сердца (в данном случае, мелкие сосуды). И сейчас есть возможность это выявлять, особенно у детей, кто с большими нагрузкам связан в профессиональном спорте. У таких ребят даже предусмотрено подобное обследование (прим. ред.)..
Ника Олешкевич:
- Стресс там перед экзаменами, например, может такое спровоцировать? Именно заболевание или нарушение ритма сердца, стресс?
Анна Абрамченко:
- Нет. Если до этого был фактор предположенности ребенка, то да, конечно, это усугубит самочувствие.
Ника Олешкевич:
- Как часто вообще нужно ребенку посещать кардиолога?
Анна Абрамченко:
- Если ребенок здоров и не занимается активно нагрузками, то в обычные декретированные сроки, должен пройти раз в год ЭКГ. Также обычную стандартную медкомиссию перед посещением детского сада, и за три года перед школой, чтобы определиться с физкультурной группой. И в подростковый период - 13-15 лет. По идее, если ребенок здоров, то четыре раза до 18 лет он посещает кардиолога.
Ника Олешкевич:
- Если говорить конкретно про спорт, про физкультуру, конкретно консультироваться с кардиологом необходимо перед этим всем? Да, у нас с 2018 года вышел приказ по спорту в обязательном порядке дети, участвующие в дополнительных секциях, даже если на первый взгляд они кажутся неактивными, должны пройти комиссию.
Поэтому ребенок обследуется каждый год у кардиолога. Предусмотрены ЭКГ с физической нагрузкой и осмотр кардиолога. Кардиолог уже определяет, в зависимости от вида спорта, какие ему дальше нужны обследования.
Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».