Легенда гласит, что однажды на борту британской подводной лодки оказалась северная олениха из Советского Союза, которая проплавала на ней целый месяц. Правда это или нет? Давайте разбираться.
Капитан, у нас олень на борту.
Итак, на дворе 1941 год. Время беспокойное: немцы уже давно наводят шухер. И в это время противникам фашистской Германии хочешь-не хочешь, но приходилось налаживать некое подобие сотрудничества. Так кооперироваться начали Советский Союз и Великобританию.
В рамках такого сотрудничества на ремонт на советскую базу Полярная зашла подлодка «Трайдент», которая занималась охраной «Северных конвоев». Британских коллег наши моряки встретили радушно, скучать не дали и вскоре со всеми подружились. Совместные посиделки за чашечкой чая (только чая, конечно же!) стали обычным делом.
Легенда гласит, что во время одного из таких застолий британский капитан Джеффри Слейден пожаловался своему русскому коллеге, как сложно его жене закатывать в горку к дому коляску с ребенком: в холодное время дорога вечно покрывается наледью и настом и коляска (вместе с женой) постоянно скатывается обратно вниз к началу дороги.
Тогда Вам непременно нужен северный олень! - воскликнул советский капитан.
Все посмеялись, сочтя такое предложение удачной шуткой. Только вот капитан не шутил.
К моменту отплытия британцев с базы прибыла небольшая делегация и на полном серьезе вручила Джеффри олененка. Отказаться было неловко, и олененок отправился на подлодку.
Оленья служба
А потом экипаж «Трайдента» еще месяц нес службу в арктических водах, и все это время на борту была маленькая олениха. Имя ей дали созвучное с названием базы: теперь малышка звалась Полианной.
Копытная мелочь быстро адаптировалась на борту, и при всплытии первой неслась к главному люку, чтобы вдохнуть, наконец, свежего воздуха, а затем спокойно возвращалась в офицерскую столовую. Питалась она сначала мхом, коробку которого советские моряки собрали ей в дорогу, а затем, когда он закончился, просто объедками с общего стола. Движения ей, конечно, не хватало, но в целом животное чувствовало себя достаточно неплохо. Несмотря на многочисленные проблемы (рассказывают, например, что она закусила ценными навигационными картами), животное на борту положительно влияло на общую обстановку: экипаж полюбил свою вредную попутчицу.
В итоге, когда лодка все-таки причалила к родным берегам, самостоятельно олениха выйти не смогла: она подросла и слегка разжирела. Пришлось вытаскивать ее при помощи специальной лебедки, в то время как сзади ее мотивировал матрос с метлой.
По прибытии капитан не стал забирать Полианну к себе, а сдал ее в Лондонский зоопарк.
Правда или миф?
История эта была известна давно, однако историки считали ее просто забавным анекдотом. Однако сотрудникам музея британского подводного флота в Госпорте в графстве Гемпшир удалось получить уникальную фотографию: на ней капитан Джеффри Селейден поглаживает маленького северного олененка.
Фотографией поделилась семья давно почившего капитана: ее нашли при разборе архивных фотографий и документов. После этого сомнения в подлинности этой милой истории у ученых ушли: олененок точно был. Ну а все остальное - детали.
Считается, кстати, что олениха Полианна погибла в 1946 году через неделю после того, как подлодку «Трайдент» списали со службы и передали все в тот же музей. И сейчас можно залезть в нее, пройтись по борту и даже посмотреть на бочку со мхом, установленную в топливном отсеке.