Rolls-Royce производит самые роскошные автомобили в мире. И самые богатые люди мечтают владеть Rolls-Royce. Но удивительно, что этот роскошный бренд был основан мальчиком, который провел все свое детство, работая в нищете. История начинается в 1863 году, когда в маленькой деревне в Англии родился Генри Ройс.
Когда Ройсу было всего 4 года, бизнес его отца потерпел крах. Вся его семья оказалась на улице. Но это было только началом проблем. В 9 лет Ройс потерял отца навсегда. В результате его мать была вынуждена работать прислугой, а сам Ройс начал разносить газеты. На тот момент будущее Ройса было омрачено безысходностью.
Однако в 14 лет в его жизни произошел поворотный момент. Одна из его теток разглядела в Генри потенциал. Она обратилась в компанию Great Northern Railway и устроила Ройса учеником. В следующие три года Ройс работал день и ночь. Он прочитал десятки книг и работал на фабрике, обучаясь столярному делу, математике и, самое главное, электронике.
В 17 лет он стал полностью квалифицированным механиком. В 21 год он уже работал инженером в компании Maxim Western. Но из-за финансовых трудностей эта компания была на грани закрытия. У Ройса была возможность устроиться в другие компании, но он решил открыть собственное предприятие по электротехническому оборудованию.
Используя свои сбережения в размере 20 фунтов, он открыл небольшой офис в Манчестере — компанию FH Royce and Company. Он также пригласил своего друга Эрнеста Клермонта в качестве партнера. Сначала Ройс делал все, что мог, чтобы выжить: ремонтировал швейные машины, занимался электрической установкой и так далее. Но он заметил, что спрос на электрические установки и освещение растет.
Так что он начал производить R-крепления, держатели для ламп и электронные дверные звонки. Это изменило судьбу компании. К 1900 году продажи компании превысили 20 000 фунтов. В возрасте 38 лет у Ройса уже была семья, и они планировали построить огромный завод. Все шло хорошо, но затем произошел поворотный момент.
В 1901 году на британский рынок электроники вышли немецкие и американские компании. Конкуренция возросла, и цены на электронное оборудование упали. Бизнес Ройса начал терпеть неудачи, а его физическое и психическое состояние ухудшилось. Когда Ройс обратился к врачу, тот дал ему простой совет.
Ройсу нужен был свежий воздух для восстановления. Ему посоветовали купить автомобиль, чтобы путешествовать без утомления. Ройс взял отпуск для восстановления и купил французский автомобиль марки Decoville. Эта машина издавала много шума, тормоза были неэффективны, а перегрев был постоянной проблемой. Этот автомобиль не соответствовал стандартам перфекциониста, каким был Генри.
Поэтому он решил внести в машину незначительные изменения, но в итоге полностью ее перепроектировал. Этот переработанный автомобиль оказался намного лучше оригинального Decoville. Это придало Ройсу уверенности в том, что он может построить свой собственный автомобиль и даже начать автомобильный бизнес. Он собрал команду и начал проектировать свою новую машину. Его отправили в мастерскую для литья.
В конце концов, автомобиль Ройса с 10 лошадиными силами и двухцилиндровым двигателем начал принимать окончательные формы. По своей бесшумности, легкости, долговечности и надежности этот автомобиль превосходил аналоги. 1 апреля 1904 года его протестировали на дороге. Во время первого теста автомобиль преодолел расстояние в 50 км без каких-либо проблем. Ройс сделал еще два автомобиля той же модели.
Они были протестированы и улучшены. Эти машины стали мирового класса. Но они не могли доставить эти автомобили в мир. Здесь в историю вступает второй герой, Чарльз Роллс. Ройс представлял свои автомобили на выставке. Чарльз Роллс заметил эти машины. Чарльз Роллс был увлеченным автомобилистом.
Он уже успешно занимался бизнесом по продаже автомобилей высшего качества. Роллс уже искал британского производителя роскошных автомобилей. Поэтому он встретился с Ройсом и внимательно осмотрел автомобили. Роллс был впечатлен Ройсом. Он сказал своему бизнес-партнеру, что нашел величайшего инженера в мире. Чарльз Роллс и Генри Ройс договорились о создании совместного предприятия по продаже этих автомобилей.
Автомобиль должен был называться Rolls-Royce. Хотите построить успешный стартап? Хотите финансовую свободу? Я настоятельно рекомендую вам прослушать аудиокнигу The Lean Startup на Audible. Эта аудиокнига проведет вас пошагово. Она научит вас, как протестировать свою бизнес-идею, не тратя время и деньги.
Создавайте ценные продукты и развивайте свой бизнес. Эта аудиокнига может изменить вашу жизнь. Я сам использую Audible, чтобы слушать аудиокниги разных жанров. Я также использую его для исследования видео. Вы также можете зарегистрироваться через UPI. Вам не нужна кредитная или дебетовая карта. Зарегистрируйтесь на Audible и получите бесплатную пробную подписку на 2 месяца. А теперь вернемся к истории.
В марте 1906 года была официально создана компания Rolls-Royce Limited. Планировалось поставлять четыре модели Rolls-Royce с двигателями мощностью 10, 15, 20 и 30 лошадиных сил. Rolls-Royce считала, что лучший способ продвигать автомобиль — это участвовать в гоночных турнирах. Именно поэтому Rolls-Royce принимала участие в престижных соревнованиях, таких как на острове Мэн и Турист Трофи.
Rolls-Royce победила в этих гонках, используя свои автомобили. Rolls-Royce также установила множество новых рекордов скорости с этими автомобилями. Rolls-Royce уже закрепила за собой репутацию отличной автомобильной компании. Но их самый успешный автомобиль был еще впереди. В конце 1906 года Rolls-Royce выпустила модель с двигателями мощностью 40 и 50 лошадиных сил и шестью цилиндрами.
Цвет кузова автомобиля был серебряным. Он был чрезвычайно плавным и тихим. Словно призрак. Поэтому его назвали Silver Ghost. Чтобы продвигать автомобиль, Rolls-Royce спланировала испытание на выносливость на 24 000 км. Silver Ghost ездил 2,5 месяца по воскресеньям. Он ездил непрерывно днем и ночью. И за это время было преодолено 24 000 км.
Silver Ghost прошел это испытание без каких-либо проблем. Rolls-Royce также организовала множество демонстраций. В одной из них Silver Ghost прошел тест "шепота". В этом тесте на капоте автомобиля балансировали монету и вели машину так, чтобы она не упала. Это доказало, что автомобиль невероятно плавный. Благодаря этим стратегиям Silver Ghost стал известен как лучший автомобиль в мире.
Он стал первым выбором королей, королев и лидеров промышленности того времени. Решение о партнерстве Rolls-Royce оказалось гениальным. Успех приходил со всех сторон. Именно тогда случилось ужасное событие. Наряду с автомобилями, Чарльз Роллс был также очень увлечен авиацией.
12 июля 1910 года Чарльз Роллс управлял самолетом под названием Wright Flyer. Во время полета хвостовая часть самолета сломалась, и он упал с высоты 100 футов. В этом инциденте 32-летний Чарльз Роллс погиб. К сожалению, он стал первым человеком в Великобритании, погибшим в авиакатастрофе.
Этот инцидент сильно повлиял на Rolls-Royce. Компания пыталась преодолеть эту утрату. Но в 1911 году случился еще один удар: у Ройса резко ухудшилось здоровье. Врачи сообщили ему, что у него рак кишечника. Ему сделали серьезную операцию, но даже после этого врачи сказали, что он проживет только 3 месяца.
Даже в этом состоянии Rolls-Royce продолжал улучшать дизайн и инженерные решения Silver Ghost. И тут произошло чудо: через 3 месяца Rolls-Royce полностью выздоровел. Вернувшись, Rolls-Royce внес значительные улучшения в Silver Ghost. Увеличили дорожный просвет, улучшили подвеску, и шасси стало прочнее.
В это время Rolls-Royce заметил, что среди людей стало популярно устанавливать персонализированные маскоты на капот автомобиля. Однако компания беспокоилась, что некоторые из них были неподобающими, что могло бы негативно повлиять на имидж Rolls-Royce. Поэтому они разработали собственный маскот.
Для их маскота была использована британская актриса по имени Элеанор Торнтон в качестве модели. Эта скульптура изображает женщину, наклоняющуюся вперед, с вытянутыми назад руками, на которые дует сильный ветер. Этот маскот символизирует грацию, свободу и скорость. Его название — "Дух экстаза" (Spirit of Ecstasy). Экстаз означает непередаваемую радость.
Благодаря всем этим улучшениям, продажи и прибыль Rolls-Royce стремительно росли. К 1913 году их прибыль превысила 90 000 фунтов, и они планировали расширение филиалов на международном уровне. Но затем произошло событие, которое чуть не уничтожило Rolls-Royce — Первая мировая война. Война началась в 1914 году.
Но Rolls-Royce был к ней не готов. Из-за войны экономика рухнула, что сильно ударило по компаниям, производившим люксовые автомобили, таким как Rolls-Royce. Продажи рухнули, и компании пришлось уволить своих сотрудников. Все думали, что Rolls-Royce не сможет пережить войну. Но у компании были другие планы. Rolls-Royce встретился с военными властями.
После чего стало ясно, что на войне нужны надежные и высокопроизводительные автомобили. Поэтому Rolls-Royce модифицировал Silver Ghost и превратил его в бронеавтомобиль. На кузов автомобиля была установлена броня толщиной 8 мм. Также была добавлена вращающаяся башня с установленным пулеметом. Этот автомобиль использовался для операций в суровых пустынных регионах Ближнего Востока.
Кроме того, его использовали для шпионских миссий. Благодаря плавности хода Silver Ghost стал лучшим транспортным средством для перевозки раненых солдат. Поэтому многие Silver Ghost были переоборудованы в военные скорые помощи. В них было достаточно места для носилок, медицинского оборудования и медсестер. Для ночных миссий были установлены электрические светильники.
Эти скорые помощи спасли тысячи жизней. Наконец, благодаря своим роскошным характеристикам автомобили Rolls-Royce использовались высокопоставленными офицерами, дипломатическими миссиями и королевскими гонцами во время войны. Работая в тесном сотрудничестве с военными, Rolls-Royce понял, что британские ВВС сильно зависят от французских компаний для поставки авиадвигателей.
Правительство отчаянно хотело, чтобы британская компания поставляла двигатели. Увидев эту возможность, Rolls-Royce вошел в производство авиационных двигателей. Rolls-Royce самостоятельно изучил конструкцию авиационных двигателей и в 1915 году выпустил свой первый двигатель — Eagle. Этот двигатель был более надежным, легким и экономичным по топливу по сравнению с конкурентами.
Поэтому британские ВВС заказали 500 двигателей Eagle к концу года. Но на этом Rolls-Royce не остановился. В конце 1915 года Rolls-Royce создал двигатель Hawk для легких самолетов. В 1916 году Rolls-Royce выпустил уменьшенную версию Eagle — двигатель Falcon. А в 1918 году Rolls-Royce разработал двигатель Condor для больших и дальнобойных самолетов.
Благодаря этим двигателям Великобритания получила значительное преимущество в воздушных боях, шпионских миссиях, операциях против подводных лодок и бомбардировках. И это стало одной из важных причин их победы. Вход Rolls-Royce в производство авиационных двигателей оказался блестящим шагом. И даже сегодня двигатели Rolls-Royce используются в тысячах коммерческих и военных самолетов.
В 1918 году Первая мировая война закончилась. И в течение следующих 15 лет Rolls-Royce сосредоточился как на автомобилях, так и на авиационных двигателях. Он выпустил меньший и дешевый автомобиль под названием "20". К сожалению, продажи "20" не были впечатляющими. К 1925 году конкуренция на рынке люксовых автомобилей возросла благодаря таким брендам, как Bentley, Delmar и Cadillac.
И Rolls-Royce требовался смелый автомобиль, чтобы сохранить свою позицию. Поэтому он заменил Silver Ghost и выпустил новый Phantom с улучшенными характеристиками и тормозами на все четыре колеса. Phantom был достаточно успешным и вновь сделал Rolls-Royce королем рынка люксовых автомобилей. В будущем был выпущен и Phantom 2, который был также хорошо принят.
В 1931 году Rolls-Royce приобрел Bentley, который находился на грани банкротства. После этого Rolls-Royce разработал еще один культовый автомобиль — Bentley 3.5L, который стал успешным сочетанием Rolls-Royce и Bentley. Но, к сожалению, Rolls-Royce так и не увидел этот автомобиль своими глазами. 22 апреля 1933 года 70-летний Генри Ройс скончался.
Это произошло за несколько месяцев до начала производства автомобиля. С момента смерти сэра Генри Ройса Rolls-Royce пережил множество взлетов и падений. С одной стороны, были выпущены культовые автомобили, такие как Phantom 3, Silver Shadow и Ghost. С другой стороны, в 1960-х годах компания столкнулась с финансовыми трудностями, из-за чего её авиационный и автомобильный бизнес были разделены.
В настоящее время Rolls-Royce принадлежит BMW Motors. Но даже сегодня Rolls-Royce остается величайшим символом высшего люкса благодаря своим культовым автомобилям. Обладать Rolls-Royce — это как обладать произведением искусства, которое символизирует совершенство и харизму Роллса.