12 ноября родилась Людмила Марковна Гурченко — женщина-легенда, которая навсегда останется в памяти потомков как яркая актриса, певица и настоящая икона стиля. Сама себя она называла Люсей, многие коллеги и друзья обращались к ней так же, а она, несмотря на звездный статус, вовсе не возражала. Людмила Марковна прожила долгую и плодотворную жизнь, неизменно очаровывая поклонников и коллег не только своим талантом, но и эпатажными образами.
Биография
Людмила Марковна Гурченко (12 ноября 1935, Харьков — 30 марта 2011, Москва) — советская и российская актриса, эстрадная певица, композитор, режиссёр, сценарист, писатель. Народная артистка СССР (1983).
В 1958 году окончила ВГИК (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). До 1964 года — актриса Театра-студии киноактёра. В 1964–1966 годах была актрисой театра «Современник». В 1966–1969 годах — актриса Госконцерта.
В кино Людмила Гурченко дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды» (1956). Роль Леночки Крыловой в музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956) принесла ей необыкновенную популярность.
Гурченко — автор биографических книг «Моё взрослое детство», «Аплодисменты», «Люся, стоп!».
Любовь к отцу
Об отце она говорила так
Меня никто никогда не любил так, как он. Для того, чтобы побыть полгода с моим отцом, я бы отдала остаток жизни.
В свою очередь он звал Людмилу "клюковка" , "богиня" и "звезда" . Он говорил
Тебя узнает весь мир , а женихи окна повыбивают !
И , по-моему он ушёл недалеко от истины
Люся фанатично любила своего папу . Позже она будет рассказывать о нём в многочисленных интервью . Есть предположение ,что именно своего отца Гурченко боготворила и любила больше всех мужчин в её жизни .
- Людмила Гурченко родилась в Харькове. Ее отец был из батраков, а вот у мамы присутствовали дворянские корни. Родители тоже были творческими людьми и работали в местной филармонии. Папа был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на разных мероприятиях, а мама была массовиком-затейником.
- Говорят, что как-то отец Гурченко посмотрел фильм «Акулы Нью-Йорка», где главных героев звали Люси и Алан, а потом сказал жене, что если родится девочка, то надо назвать ее Люси, а если мальчик, то Алан. Правда, позднее ему сказали, что такого имени как Люси в нашей стране нет, поэтому он назвал девочку Людмилой.
- Маленькая Люся с детства знала, что будет актрисой. Она выросла в атмосфере вечного праздника и всегда с любовью вспоминала свое детство. Еще будучи ребенком, Гурченко начала выступать вместе с родителями. Особенно близка девочка была со своим папой, который был ее учителем и привил ей любовь к искусству и музыке.
Про харьков
О том, что Людмила Гурченко родилась и выросла в Харькове, актриса рассказывала часто, но о негативных воспоминаниях она умалчивала.
Много лет Люся не бывала в городе детства, так как поклялась туда не приезжать. О детских и юношеских обидах великой актрисы рассказали ее друзья детства.
Во время оккупации, Люся, как известно, оставалась с мамой в Харькове. Они голодали и девочка отважилась выступать в госпитале перед ранеными немцами, чтобы заработать хоть какую-то еду для себя и мамы. Она обладала талантом и прекрасной памятью, поэтому пела песни на немецком и это нравилось гитлеровцам, среди которых были те, кто жалел детей, не смотря на то, что в общем и целом о сердобольности здесь говорить не приходится.
Людмила Гурченко о жизни в Харькове во время оккупации (из книги воспоминаний "Аплодисменты") " Я стояла на балконе и часами наблюдала за жизнью немецкой части.. .. Половина немцев уезжала до обеда. Возвращались грязные, в грязной спецодежде, опять выгружали из машин металлические части, детали. Ели они три раза в день из котелков, прямо во дворе. Там же стоял большой котел на колесах. .. Вдруг один немец понес свой котелок куда-то в сторону. Куда? Я так свесилась с балкона, что чуть не свалилась… И увидела как он выливает из своего котелка суп в кастрюльку подбежавшей к нему девочки. Я скатилась с четвертого этажа и понеслась туда, где только что видела девочку. .. Вечером я уже была в толпе детей. Для первого раза взяла самую маленькую кастрюльку. .. Долго стоять молча, выпрашивать жалким взглядом? Нет. Надо заработать! Надо «выделиться». А как хочется есть! А какой запах! Я и сейчас его ощущаю. Густой фасолевый суп! От ожидания чего-то неизвестного всю меня трясло. Я не знала, что сейчас сделаю. Но что-то сделаю. Это точно. Немцы получили ужин. Стали есть. Смолкли разговоры. Только аппетитное чавканье… Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой, Выходила на берег Катюша, На высокий берег, на крутой! Голос мой дрожал. Я давно не пела во все горло. А мне так необходимо было сейчас петь! Петь! Петь! С разных концов двора раздались нестройные аплодисменты. И этого было предостаточно… Ах так? Так нате вам еще! Только спокойно! Ду грюнст нихт нур цур зоммерцайт, Нейн, аух им винтер, венн эс шнайт, О, таннэнбаум, о, таннэнбаум, Ви грюн зинд дайнэ блэттэр… Несколько немцев подошли к железным трубам, чтобы посмотреть на русскую девочку, которая хоть и неправильно, но пела на их языке… Домой я принесла полную, до краев, кастрюльку вкусного, жирного фасолевого супа! Ничего! Завтра возьму кастрюльку побольше! Мы втроем съели этот суп. Я знала, что теперь я маму голодной не оставлю. Я тоже вышла на работу. ... Каждый вечер тогда немцы пели песню «Лили Марлен». Она была и самой новой, и самой «модной» — «шлягером». Надо обязательно выучить! Мотив я схватила быстро — он простой. А слова? Я вслушивалась в незнакомые слова, старалась запомнить их. Карл все понял и помог мне. «Лючия! Ферштейн! Их ферштейн! Вас волен зи?! „Лили Марлен“? Гуд! Яволь!» И однажды вечером Карл объявил, что Лючия споет «Лили Марлен». Все одобрительно закивали — «Дас ист гуд…» Я откашлялась и запела: Фор дем казарме Фор де гроссен тор Штейн анле латерне Унд штайн зе нохуе фор Алле лойте золен зейн Ви штийндт айнле латерне штейн Ви айне Лили Марлен (2 раза) После освобождения Харькова эту песню уже пели на русском языке. Хоть потом я узнала о чем пела. В переводе «Лили Марлен» звучит так: У одной казармы, у больших ворот Мы стояли вместе, освещая вход. И при этом фонаре стояли мы С тобой вдвоем, с тобой Лили Марлен (2 раза) Реакция была самая бурная… Даже «браво». У меня была не только полная кастрюля, налитая прямо из общего котла. Я принесла домой шоколад — коричневые кусочки неправильной формы, как пиленый сахар. А Карл мне вынес целую пачку сахарина! Тетя Валя с моей мамочкой только недавно о нем мечтали. А я его вот уже в «ручках» держу! Вот так-то, дорогие мои!
После войны из эвакуации вернулись одноклассники, не понимавшие, в каких условиях выживали их сверстники на оккупированной земле. Люсю дразнили «предательницей» и даже объявляли ей бойкот, били и не принимали в игры. Но после просмотра фильмов о зверствах фашистов на оккупационных территориях, дети изменили свое мнение и прекратили обижать девочку. Душевная боль и обида на непонимание остались, Люся не хотела встречаться со многими одноклассниками, так как помнила свои детские страдания и любое упоминание об этих событиях травмировало ее вновь. Она не стала писать об этом и в своих книгах, а вот о выступлениях перед немцами рассказала честно и подробно.
После еще одного события Людмила поклялась никогда не приезжать в Харьков. Фильм «Карнавальная ночь» сделал актрису звездой, ее стали приглашать в концерты и платить гонорары, помимо официальных. Этот факт был «раздут до небес» и в прессе одна за одной появлялись статьи о жадной и ненасытной актрисе, которую даже изображали в виде спрута.
Харьковские газеты не остались в стороне и писали о «выскочке с Клочковской», которая является позором города. Читатели начали слать Гурченко гневные письма, и самые злые были именно от харьковчан.
Людмила забрала родителей в Москву, и, возможно, сдержала бы свое обещание не ступать ногой на харьковскую землю, если бы не новое управление культурой, которое создало клуб земляков. Ее стали приглашать от всей души, она бросала трубку, но потом смягчилась.
Приехав на родину, Людмила Марковна плакала от счастья и признавалась, что город ей снился и она его всегда любила.
Через 40 лет состоялась долгожданная встреча Народной артистки СССР с улицами ее детства. Примирившись с Харьковом, Люся Гурченко стала приезжать сюда на гастроли, выступления и просто погулять. Людмила Марковна успела побывать в Харькове и незадолго до смерти, в 75 лет она шла на высоких каблуках по брусчатке и призналась журналистке, что мечтала о такой прогулке с ранних лет. «Я мечтала что стану известной актрисой и пройдусь по брусчатке цокая каблучками, а все на меня будут любоваться». Этой мечте суждено было исполниться.
В Харькове установлен семиметровый памятник, где Люся возвышается над 16 героинями своих фильмов, на нем слова актрисы: «Харьков, я слышу голос твой. Жизнь моя на ладони твоей».
Людмила Марковна — почетный гражданин Харькова, на школе №6 мемориальная доска в память о великой ученице и теперь в городе есть переулок Людмилы Гурченко (бывший переулок Кравцова, улица, где выросла Люся), а на доме ее детства художники нарисовали портрет актрисы.
Карьера
- Окончив среднюю и музыкальную школы в Харькове, Людмила Марковна решила поступать в театральный институт в Москве. В своих мемуарах она писала, что по дороге в столицу в поезде познакомилась с семьей москвичей, которые возвращались с юга домой. Девушка тут же решила продемонстрировать соседям по купе все свои таланты: она достала аккордеон, спела им песню и даже сплясала. Сын попутчиков был тут же очарован девушкой и в тамбуре вручил ей записку со своим телефоном.
- Правда, поступление в институт чуть было не было сорвано: приехав в общежитие ВГИКа, Люся обнаружила, что оставила в купе под подушкой сумку из крокодиловой кожи, которую когда-то папа привез маме из Германии, а потом этот аксессуар перешел дочке в знак ее самостоятельности. В сумке было все: паспорт, аттестат, деньги, но, самое главное, бронзовое зеркальце с ангелом — отцовский подарок. К счастью, вернувшись на вокзал, из рук начальника станции Гурченко получила свою сумку, из которой ничего не пропало.
- Девушка успешно поступила во ВГИК, но ей нужно было срочно избавляться от характерного говора. Позже она вспоминала, что удалось ей это самой последней на всем курсе. Будущая звезда зубрила днями и ночами пословицы и поговорки вроде: «О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня?» — а сама в это время думала: какие лиманы? кто кого куда манил? Но в итоге речь актрисы стала идеальной, хотя тогда ей казалось, что вместе с говором она теряет себя.
Уже на дипломном курсе Гурченко сумела раскрыть все свои таланты: в одной из сценических композиций она и пела, и танцевала, и играла на рояле. Однако вскоре будущая звезда столкнулась с большой проблемой: девушка никак не могла найти свой репертуар. Роли обычных советских девушек ей не шли, а музыкальных фильмов в начале 50-х почти не снимали.
- В кино Люся дебютировала в фильме «Дорога правды», где сыграла небольшую роль плановика производства. Первой фразой Гурченко в кино стало: «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» Позднее в одном из интервью дива говорила так: «Я именно этого и хотела: прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну».
В год ее кинодебюта Людмиле выпал счастливый билет — ее взяли на главную роль в новогоднюю музыкальную комедию «Карнавальная ночь». Правда, первые пробы актриса провалила, но не по своей вине. Просто сначала ее снимал неопытный оператор, который неправильно подобрал одежду и выставил свет.
- По счастью, однажды в коридоре «Мосфильма» Люся столкнулась с маститым режиссером Иваном Пырьевым, который участвовал в съемках «Карнавальной ночи». Он остановился и сказал, что вроде бы где-то уже видел юную актрисы. Девушка подтвердила, что они встречались на пробах, но ее не утвердили. Тогда Пырьев взял ее за руку, отвел в павильон, где снимали фильм, и сказал оператору: «Сними ее! Только хорошо сними!» Так Гурченко получила свою звездную роль.
Вот только с оператором у нее не сразу сложились отношения. Тот позволял себе реплики вроде: «Да у нее же под глазами черно, как в желудке после черного кофе! Как ее снимать?» Также ей сказали, что «над ее лицом надо немного поработать». Гримерам, к примеру, пришлось приподнять нос актрисы с помощью специальной ленточки, которую наклеили ей на переносицу.
- Кстати, и в дальнейшем Гурченко не упускала возможности улучшить свою внешность и исправить недостатки, в том числе хирургическим путем. Она никогда не стеснялась говорить об этом, поскольку понимала, что для актрисы красивое лицо — это рабочий инструмент.
- Фильм имел бешеный успех, и казалось, что теперь новая звезда не будет сходить с экранов, но судьба распорядилась иначе. После триумфальной роли в «Карнавальной ночи» Гурченко ждал 15 - летний период забвения и травли. Актрису обвинили в том, что она «халтурит на левых концертах» на заводах, шахтах, принимает участие во встречах со зрителями и берет за это деньги в конвертах.
- При этом Гурченко даже не подозревала, что делает что-то предосудительное. С деньгами действительно было туговато, но она, выступая на бесконечных концертах, даже не спрашивала про гонорар. Людмила тогда была, что называется, артистом-бесставочником, то есть не получала зарплату, потому что еще училась. Она ехала туда, куда позовут. И однажды администратор просто вручила ей конверт с деньгами.
- Эти деньги помогали выжить. Вскоре ее вызвал редактор какой-то газеты и объяснил, что это деньги за незаконные концерты. Тогда Люся сказала, что все поняла и больше никогда так делать не будет. Но было уже поздно — назавтра вышел фельетон «Чечетка налево» о молодой артистке, которая берет деньги в конверте. В то время такой фельетон означал гражданскую казнь.
- Это было крутое пике. Публика сразу же отвернулась от молодой звезды. Однажды она вышла на сцену (ее еще недолгое время приглашали выступить на концертах) и начала исполнять романс. В зале стояла гробовая тишина. Потом кто-то засвистел. В зале была жуткая реакция, поэтому Гурченко ушла со сцены, так и не допев.
- Девушка вернулась в Харьков. К счастью, родители поддержали дочь, хотя ей нелегко было объяснить случившееся. А вот соседи были не очень рады возвращению юной звезды. Начитавшись негативных отзывов, они не упускали случая поддеть и ее, и ее родителей. В своем интервью Людмила Марковна вспоминала, что после выхода «Карнавальной ночи» одна знакомая сказала ее маме: «Если таких, как Люся, будут снимать, так что ж хорошего можно в кино увидеть? Одни кости!»
Надо сказать, что к моменту своего возвращения в Харьков актриса была беременна. И вот когда легла в роддом, в палате ее все узнали и прямо при ней начали обсуждать ее жизнь. Общий вердикт был: «Допрыгалась!» Дошло до того, что она стала стесняться называть свою фамилию.
- Вообще-то пропасть с экранов после успешной роли — обычное дело, которое было знакомо и другим актрисам, но вот вернуться в мир искусства удалось немногим. А Гурченко удалось, хотя, по ее собственным словами, порой были периоды, когда ей вовсе не хотелось жить.
- Следующую главную роль ей дали только в 1973 году, когда Людмиле было уже 38 лет. В фильме «Старые стены» она сыграла нетипичную для себя роль директора ткацкой фабрики. Тогда все поняли, что Гурченко еще и талантливая драматическая актриса.
В дальнейшем судьба становится более благосклонной: в 40 лет актрису взяли на главную роль в музыкальном фильме «Соломенная шляпка», в котором она сыграла вместе с Андреем Мироновым. С тех пор Гурченко стала сниматься уже регулярно.
К каждой работе актриса готовилась очень тщательно. Например, ради роли официантки Веры в картине «Вокзал для двоих» актриса обратилась к настоящим официантам и действительно научилась набирать тарелки на поднос, носить гору посуды, переворачивать скатерть. С тех пор многие официанты приеимали ее за свою и даже отказывались брать чаевые — из солидарности.
Правда, не всегда съемки приносили только радость. Например, во время работы над мюзиклом «Мама» актриса сломала ногу и ей понадобилось несколько операций. В ноге у актрисы было 19 шурупов — боль была невыносимая. Но нужно было продолжать работать, поэтому Людмила приезжала на киностудию с палочкой, а в кадре ее гипс всячески маскировали
Настоящую народную любовь ей принесла роль Раисы Захаровны в фильме «Любовь и голуби» Владимира Меньшова. С этой картиной был связан забавный эпизод. Гурченко описала его в своей книге: «Еду в поезде на гастроли. Утром весь вагон выстраивается в туалет. Ну и я тоже. Народу много — подожду. Но уже ясно, что весь вагон в курсе, что я здесь». Потом она заметила мужчину, который вдруг сказал: «Товарищ Гурченко, Людочка, дорогая! Все, что хотите: цветы, шоколад! Умоляю!.. Как вы там говорите? „Людк, а, Людк!“ Скажите! Сделайте моряку-командиру минуту счастья! Он этой минуты никогда не забудет!» Ну что делать — пришлось забыть о том, что ранее утро, что хочется в туалет, перевоплотиться и сыграть свою роль. Людмила Марковна говорила так: «Моя миссия — это делать вот так: „Ха!“ Дарить хорошее настроение, радость».
Конечно, работу с такой самоотдачей было трудно совмещать с устройством личной жизни. Официально Людмила Гурченко была замужем 5 раз. Первый раз она вышла замуж рано, в 18 лет, за режиссера Василия Ордынского. Вместе они прожили чуть больше года.
- Вторым мужем стал сценарист Борис Андроникашвили, и в этом браке родилась единственная дочь актрисы. Правда, в дальнейшем отношения с дочерью не сложились: в определенный период они вовсе перестали общаться. Про себя Гурченко честно говорила так: «Мать я, честно говоря, никакая. Актрисе нельзя быть матерью. Все нужно отдавать или профессии, или детям. Я никогда не понимала, как это можно сочетать работу и детей. Лично я выбрала первый путь. Хотя это, может, и жестоко».
- Третьим избранником дивы стал актер Александр Фадеев, но и этот союз не был долговечным. Пожалуй, самым громким браком Гурченко стал четвертый: она вышла замуж за знаменитого певца Иосифа Кобзона. Пара прожила вместе 3 года. Как говорил Кобзон: «я давно и недолго был в браке с Людмилой Гурченко. Она не любит об этом вспоминать, но это же было». Сама актриса и правда не любила говорить об этом периоде своей жизни. По ее словам, она вычеркивала из жизни людей, которые привнесли в нее черные пятна.
- После расставания с Иосифом Давыдовичем актриса 18 лет прожила в гражданском браке со своим аккомпаниатором, музыкантом Константином Купервейсом. Однако настоящее счастье Гурченко обрела со своим последним мужем — продюсером Сергеем Сениным, который был младше Людмилы Марковны на 25 лет. Вместе они прожили 18 лет, до конца жизни актрисы.
Гурченко говорила, что у актрис «трудное счастье», потому что практически невозможно сочетать работу и семью. Бесконечные гастроли, поездки, выступления, а при этом нужно еще вести хозяйство, быть матерью, зарабатывать деньги. Поэтому вместо нормальной жизни получается сплошная драма.
- В 2010 году дива пышно отпраздновала свой юбилей — 75 лет. Отметила, конечно, на сцене. Специально к празднику был снят бенефис «Марковна. Перезагрузка». А через 3 месяца она поскользнулась у своего дома и сломала бедро. В больнице ее состояние ухудшилось, и 30 марта 2011 года легендарная актриса скончалась от сердечной недостаточности. Прощание состоялось в Москве в Центральном доме литераторов. На Людмиле Марковне было сшитое ею платье.
- Людмилу Гурченко похоронили на Новодевичьем кладбище
Вклад Гурченко в отечественную культуру и кинематограф сложно переоценить. Многие фильмы с ее участием остаются актуальными и сегодня, а без песни «Пять минут» до сих пор невозможно представить себе Новый год. При этом в памяти следующих поколений Людмила Марковна навсегда останется не только талантливой певицей и актрисой, но и настоящей дивой, которая одним своим присутствием на экране дарила заряд оптимизма и создавала ощущение праздника.
- Одно свое интервью актриса завершила так: «Хочется сказать всем людям: если вам плохо — знайте, что и это пройдет. Кризис? Так мы после него присядем, посидим и в нормальную жизнь войдем. Все будет хорошо!»