05.10.2024
Я не единожды признавался в том, что люблю сложные игры. В основном, конечно, это видеоигры, среди которых первое место занимают творения господина Миядзаки. Но и среди настольных игр есть множество прекрасных представителей, которые могут предложить хороший челлендж. Тут сразу можно вспомнить большое количество различных кооперативов, которые имеют разные уровни сложности и сеттинги. Самые запоминающиеся партии были в «Ghost Stories» и, спустя годы, я до сих пор считаю её самой хардкорной игрой. Даже на минимальном уровне сложности она давала прикурить как неподготовленному новичку, так и бывалому геймеру. Прям из соло игр вспоминается не один десяток партий во «Friday», которая так мне и не поддалась. А про соло-режимы в обычных настолках я и писать не буду – всякие пробовал. В общем и целом, опыт у меня есть, и подобные игры я котирую ради челленджа. Вот и на «Партизан» с «Ведьмами» я смотрел с огромным интересом, так как в авторах значились Д.Томпсон и Т.Бенджамин. Это те самые ребята, которые задизайнили моих любимых «Неустрашимых». И несмотря на то, что тема фольклора мне ближе, начал я с «Партизан»
«Армия генерала Франко продвигается по территории Испании — и это лишь начало долгого периода репрессий и гражданской войны. После её окончания группа сторонников республики продолжит вооружённую борьбу, сформировав группы сопротивления, больше известные как «макИ». Укрывшись в горах, эти мужчины и женщины рискуют своими жизнями, защищая идеалы демократии и свободы. Им противостоят войска Франко, Гражданская гвардия и силы полиции. Но «маки» отточили навыки ведения партизанской войны во Франции во время Второй мировой войны и полны решимости вернуть себе родину. В сердце каждого из них эхом отзывается стремление их соотечественников к борьбе!»
Расскажу о правилах совсем вкратце, чтобы было представление об игровом процессе.
Вы берёте 24 карты «маки» и разделяете их на 2 равные колоды: скрытых «маки» и новобранцев. Выкладываете на поле несколько миссий и для каждой из них набор врагов.
Сам игровой процесс довольно прост. Игра делится на раунды, а каждый раунд на 4 фазы.
В первой фазе «подготовка» вы можете разыгрывать карты с руки, на которых есть действие ПОДГОТОВКА. Обычно такие действия позволяют переворачивать карты врагов, перемещать или сбрасывать. Далее вы выбираете миссию и переворачиваете карты врагов. Во второй фазе «атака» вы обязаны разыграть оставшиеся карты с руки, в том числе с действием АТАКА. После этого вы считаете суммарную силу атаки на разыгранных картах и суммарную защиту на врагах и самой миссии. В третьей фазе «итог» вы проверяете, выполнили ли вы миссию (значение атаки> = значению защиты). Если выполнили, то забираете её себе, а на её место выкладываете новую карту миссии. Если не выполнили, тогда просто переворачиваете карту миссии лицом вниз. В четвертой фазе вы убираете разыгранные карты в сброс и добираете новые.
Если вы играете по базовым правилам, то вашей целью будет набрать как можно больше ПО за счёт выполнения миссий (чем сложнее миссия, тем больше ПО она принесёт). Но если вы провалили 2 миссии, потеряли 5 или более мирных жителей или набрали полную руку карт шпионов, то ваше сопротивление потерпело неудачу, и вы проиграли. Если вы играете сценарии, то у каждого из них своя подготовка, условия поражения и условия победы.
Теперь поговорим про геймплей.
Прежде всего, я расскажу про сами карты «маки», которые вы будете разыгрывать. Каждая карта разделена на 2 части и соответственно вы можете разыгрывать своих бойцов скрытыми и раскрытыми. Скрытые имеют разные полезные действия по типу добора карт, сброса карт врагов и в конце раунда они уходят в обычный сброс (т.е. вернутся на руку в следующих раундах), но в плане силы атаки они не впечатляют. А вот раскрытые бойцы имеют приличную силу атаки и довольно сильные действия, но в конце раунда они уходят в сброс резервистов и достать их оттуда можно только с помощью некоторых бойцов (если вы их взяли в команду). Но в любом случае ваша колода будет потихоньку худеть, вам придётся разыгрывать бойцов раскрытыми, и они будут выходить из игры. И вот в этом нюансе и кроется изюминка геймплея, ведь вашей задачей на партию станет грамотное управление своей набранной командой. Проходя каждую новую миссию, вас будут терзать муки при выборе карт: кого потерять на этой миссии, кого оставить на конец, кого раскрыть, а кого придержать. Ведь, по сути, всех врагов на миссиях даже не обязательно убивать, поэтому можно сохранить парочку человек для следующих вылазок. Не устранённые враги имеют негативные эффекты, да, но в перспективе может сложиться ситуация, когда буквально одного бойца или даже одной силы атаки не хватит, чтобы успешно пройти миссию. В любом случае будут потери, будут критические ситуации, когда придётся скидывать по 3-4 карты, чтобы победить. Это неизбежно и будьте к этому готовы.
Сложная ли это игра? Да. Рандомная? Тоже да. Как и в любой подобной игре, всё зависит от прихода карт. Какие «маки» придут на руку, какие миссии выйдут в партии, какие враги окажутся на миссии. В большинстве случаев игра не прощает ошибок и требует максимальной отдачи в плане менеджмента бойцов, поэтому если вы уже опытный игрок, то в начале партии вы должны сами формировать обе колоды («маки» и новобранцев). По обычным правилам эти две колоды формируются случайным образом, но сыграв несколько партий, вы уже более-менее изучите сильные и слабые стороны всех «маки» и сможете спокойно самостоятельно собирать колоду перед партией. А с каждой новой игрой вы начнёте улавливать синергии карт и проворачивать крутые и полезные комбо. Всего (!) 24 карты, но как же по-разному складываются игровые ситуации, и как из них приходится по-разному выкручиваться.
Из моего рассказа, наверное, складывается ощущение, что она, а точнее сценарии, непроходимые. Конечно, нет. Если судить по описанию игры, то книга сценариев предлагает постепенное увеличение сложности по нарастающей и ко многим миссиям необходим свой подход, а именно грамотный сбор колоды. Первый сценарий был пробный, я изучал игру и даже не пробовал сам собирать колоду. Прошёл с третьей попытки «на тоненького». Сразу же взялся за второй, и… он меня сломал. Пройти определённые миссии не составляло труда, но в условиях поражения был пункт, не позволявший терять ни одного мирного жителя. Серьёзно? Все основным миссии предусматривал сброс карт на кладбище, если не добиваешь врагов и это, не учитывая карты карателей. То есть приходилось убивать прям всех карателей, а основные миссии полностью зачищать. Чтобы вы понимали, у меня за плечами около 15 неудачных попыток пройти его, хотя моему другу повезло, и он прошёл с третьего раза. Я ползал на форум БГГ в поисках информации и, как выяснилось, проблемы со вторым сценарием были не только у меня. Рандом в этой игре может как топить, так и быть спасательным кругом и мне жутко не везло. В итоге, благодаря упорству, терпению, хорошо собранной колоде и, конечно, рандому я его всё же прошёл. Дальнейшие сценарии не вызывали у меня таких же проблем, поэтому я делаю вывод, что это не я криворукий и плохо составляю колоду, а второй сценарий действительно переусложнён за счёт одного условия. Третий сценарий, в котором надо было набрать 35 защиты на выполненных картах миссий далась мне с первого раза. Четвертый сценарий сначала показался сложным так как надо было прокрутить колоду врагов аж два раза. Но потом я увидел карту Роберто, которая сбрасывает по 3 карты из колоды врагов и понял, что вот он ключик к прохождению сценария. После парочки попыток он тоже был пройден. Сейчас я решил сделать перекур и отложить дальнейшее прохождение, чтобы наконец пощупать «Ведьмы». Мне прям не терпится сыграть и заодно провести сравнение.
Темой игры я проникся во время партий. Читая историческую справку и различные предыстории к миссиям, я понимал, почему так сложно было бороться партизанам с диктатурой Франко. И авторы добились того, что игроки через геймплей тоже прочувствовали всю тяжесть происходивших событий, через суровые сражения, горький выбор и неизбежные потери.
Ещё одной причиной, почему «Партизаны» (и «Ведьмы») привлекли моё внимание, стало художественное оформление. У меня просто нет слов, чтобы передать, насколько оно потрясающее. Приложил к нему руку Альберт Монтейс, про которого я до этого не слышал. Шикарные иллюстрации на картах и, конечно, сам бокс-арт. Мне теперь сложно будет убрать в шкаф такую красоту, поэтому обе игры будут стоять сверху и радовать глаз своими обложками.
ПОДЫТОЖУ
«Партизанам» (как и «Ведьмам») было суждено оказаться на моей полке при любом раскладе и сейчас я объясню, почему. По всем параметрам, при всех моих сегодняшних требованиях к настольным играм – это один из примеров идеального кандидата. Партизаны имеют небольшую коробочку, быстрый сетап и короткие партии. А самое главное, за что я ценю настольные игры в последнее время – это глубокий геймплей при простых правилах. Я действительно устал от игр, где присутствует тонна нюансов и исключений, за которыми надо следить. В правилах игры я разобрался уже с первой партии и, условно, больше не доставал их. И, при всей этой простоте, игровой процесс поражает своей глубиной и широким простором для стратегических решений. Благодаря своей сложности в каждый из сценариев я играл не единожды, и каждая партия ощущалась совершенно по-разному, так как приходилось подстраиваться под новые условия. Такое сочетание, как сбор колоды перед партией, случайный набор миссий и случайный набор врагов предоставляют игре бешеную реиграбельность. Поэтому мне было интересно и не скучно пытаться проходить одни и те же миссии не по одному разу.
На этом, пожалуй, всё.
Спасибо за внимание!