Мы запустили реалити-проект по поиску первой работы вместе с A1 и за неделю собрали десятки откликов. Сегодня познакомим вас с тремя участниками, которые на ваших глазах сделают первые шаги на рынке труда. Присматривать за ними и делиться полезными советами будут карьерные консультанты. В ближайший месяц мы разберемся, как найти желанную работу, причем сделать это быстро. Начинаем!
Помогать героям разобраться в правилах игры на рынке труда будут Александра Хмелевская, карьерный консультант и HR Business Partner в IT-компании, и Марина Ильянова, HR Business Partner в компании A1.
Знакомьтесь, первый участник — Алексей. Ему 19 лет, он учится на втором курсе в БГУИРе. Некоторый опыт работы у него есть: был моделью, актером второго плана, курьером, официантом. Сейчас ищет работу, чтобы съехать от родителей и начать полноценную взрослую жизнь. Парень отмечает: хоть обучение дневное и пары начинаются в разное время, он знает, как учебу можно совмещать с работой.
Нашего следующего героя тоже зовут Алексей. Ему 20 лет, в этом учебном году он оканчивает БГЭУ и готовится быть маркетологом. Эта сфера у него в приоритете, но парень готов рассматривать и другие экономические специальности. Чуть более далекая цель — найти место для распределения, до которого чуть больше полугода.
У первых двух наших героев есть еще кое-что общее, кроме имени и статуса студента: оба на этой неделе сдают экзамены в ГАИ. Мысленно желаем ребятам удачи и переходим к третьей героине — Виктории.
Девушке 32 года, у нее за плечами два образования: по среднему специальному она кадровик, затем получила высшее в БГУ по специальности «Правоведение». Виктория работала в Вооруженных силах, но «выгорела и достигла своего максимума» и сейчас, по сути, делает первые шаги на рынке частных компаний. У нее двое детей, она знает два языка — испанский и английский (правда, на нем она не может говорить свободно), — а еще есть некоторый фриланс-опыт в графическом дизайне. В анкете наша героиня указывала, что ориентируется на зарплату от 1500 рублей.
Выходить на новую работу быстрее всех готов первый Алексей — хоть в течение месяца. Остальные участники закладывают на поиск три-четыре месяца.
Карьерные консультанты нередко советуют начинать поиск работы с вопроса «Кем я вижу себя через пять лет?» и какой-то карьерной стратегии. Но нужно ли так делать, когда вся жизнь (и вся работа), по сути, впереди?
У наших экспертов точка зрения тут одинаковая: все зависит от целей самого кандидата. Если хочется быть в профессии, на которую учился, нужно заходить со стороны стажировок, роли ассистента, пет-проектов.
Если нужна любая работа, лучше опираться на то, какие навыки есть и что нравится.
Алексей вспоминает неприятный опыт стажировки своих университетских знакомых: IT-компания предложила три месяца бесплатной стажировки, которые растянулись на… восемь.
Можно ли застраховать себя от такого?
Марина Ильянова объясняет: в самом начале спрашивать про дальнейшие условия и оплату — это нормально, после этого уже можно принимать решение. А еще эксперт советует выбирать проверенных работодателей и читать отзывы о них в интернете. Александра Хмелевская дополняет: стоит оговаривать условия «на берегу», причем в письменном виде — подойдет даже переписка в мессенджере. А если начинается «кормление завтраками», следует относиться ко всему как к опыту, не бояться передоговориться и даже уйти.
Задаем экспертам еще один важный вопрос от лица молодых специалистов, у которых немного опыта общения с нанимателями: надо ли указывать в резюме короткий опыт работы? Не посчитают ли тебя «кузнечиком», которому не стоит доверять?
— Если таких кейсов несколько, это, наверное, может вызвать вопросы. Если это одно место работы, честно и правильно будет объяснить это будущему работодателю — адекватный вас поймет. Но если это три дня, я бы советовала не указывать, — советует Марина.
Александра тоже считает, что для студентов опыт работы даже в месяц-два важен. Где-то не получается совместить с учебой, где-то заканчивается сезон подработки — к этому потенциальный работодатель наверняка отнесется с пониманием. Если же это полноценная работа и ты постоянно меняешь места, наниматель действительно может насторожиться.
— Я бы указывала в резюме опыт от полутора месяцев и дольше — за это время хотя бы можно понять, в какую компанию ты попал.
Что консультанты посоветовали новичкам
У наших героев много вопросов к консультантам, почти час беседы пролетает незаметно. Просим экспертов подсказать ребятам, что делать дальше.
Алексею, который оканчивает БГЭУ, Марина советует искать вакансии в маркетинге, причем не подработку, а именно полноценную работу или стажировку.
Александра соглашается с идеей присмотреть стажировку и дает первую «домашку»: раз парню нравятся маркетинговые исследования потребителей, стоит вспомнить, какие компании вообще много работают с покупателями, и собрать 20 таких в список. Проверить: может, у них есть стажировки или вакансии? Если нет, не беда: можно и нужно разослать туда резюме самому — этот метод эйчары называют холодным поиском.
При холодном поиске решает резюме — и мы еще покажем, как его сделать.
Еще нужно поискать вакансии на позицию маркетолога и «прицелиться»: понять, что в них нравится, а что нет. Так можно делать вообще всем — если у вас широкая сфера и не ясно, что в ней выбрать.
У Алексея, который учится в БГУИРе, Марина отмечает развитые навыки общения — с ними можно найти подработку в сфере продаж, в техподдержке. А потом с нее как раз может получиться старт в технической профессии. Кстати, айтишником парень себя не видит, несмотря на обучение в техническом вузе. В то время как многие хотят «войти в IT», он признается, что это не совсем его история, хоть о выборе университета он и не жалеет.
— Мне почему-то хочется предложить Алексею работу актером квеста, — улыбается Александра. — Можно рассмотреть игровые зоны, «Мафию». Нужно будет найти такие компании и написать туда. Из удаленной работы с гибким графиком может подойти лидогенерация — там не холодные звонки, но могут быть входящие звонки или переписка с потенциальными клиентами компаний.
Его «домашка» — найти 15 вакансий, которые ему нравятся, и начать откликаться.
У Марины как раз находятся контакты знакомой, которая работает в квестах, и им как раз нужны актеры. Станет ли эта сюжетная ветка хеппи-эндом, узнаем в следующем выпуске.
Виктория признается, что ей потенциально интересна HR-сфера, нравится графический дизайн, где уже был некоторый опыт, но не понятно, как продавать и продвигать себя там.
Пообщавшись с девушкой, Александра приходит к мысли: героине в графическом дизайне будет скучно, да и он больше подходит для фриланса, а запрос был на постоянную работу. Весело и интересно может быть в ивент-сфере, особенно если это деятельность на стыке с HR-менеджментом.
«Домашка» Виктории — тщательно проанализировать свой прошлый опыт. Консультант предлагает сделать это по следующей схеме:
Вопросы, которые помогут оценить свой опыт и понять, какую работу искать Что я делал(а) на работе? (Нужно выписать все обязанности, которыми вы когда-либо занимались, лучше через глаголы прошедшего времени: «составил», «разработала».)
Чтобы увидеть свои результаты и достижения:
О каких результатах моей работы я больше всего хочу рассказать? Что в работе было для меня сложнее всего, но я с этим справился(ась)? За какой проект или результат меня благодарили? Какие рабочие задачи, по моим ощущениям, ускорили мой профессиональный рост?
Чтобы понять, что интересно, к чему есть склонность:
Какие задачи мне больше всего нравилось выполнять? Что у меня хорошо получалось? Выполнение каких задач меня воодушевляло? Как составить классное резюме
Резюме пока есть только у Алексея из БГУИРа. Распечатываем его. Вверху красуется имейл, который вызывает у всех улыбку: что-то вроде ferrari221. Консультанты смеются и говорят, что это еще не страшно, резюме к ним приходили и с адресами похуже.
По словам Марины, общий принцип для резюме такой: задачи плюс результаты.
Задачи нужно написать от первого лица, каждую обязанность — с новой строчки.
Слева Марина, справа Александра
Александра отмечает, что сейчас резюме лучше всего делать в текстовом редакторе: в любой момент можно поправить в документе, а потом выгрузить в PDF. Плюс такие резюме хорошо проходят ATS-системы, которые фильтруют кандидатов без участия человека.
Раньше советовали собирать резюме в редакторах вроде Canva, но сейчас это скорее уходящий тренд.
Вот примеры таких резюме от Александры (нажмите на фотографию — она откроется в полном размере, и будет удобно прочитать мелкий текст).
К следующей встрече все ребята должны подготовить резюме. Мы встретимся с ними через две недели и узнаем, как у них успехи. А напоследок устраиваем экспертам небольшой блиц.
Чем подкупить нанимателя, когда нет опыта?
Марина Ильянова советует:
Проходить стажировки/практики, которые могут расширить навыки и знания. Составить четкое и структурированное резюме, указать там преддипломную практику и участие в проектах с конкретными результатами (эти разделы заменят опыт работы). При отклике писать краткое сопроводительное письмо, в котором следует четко описать свои мотивацию, навыки и личностные качества, подходящие для выбранной позиции. Готовиться к собеседованию: изучить компанию, подготовить вопросы к нанимателю, продумать, что рассказать о себе. Показывать свою заинтересованность и энтузиазм.
Марина Ильянова
Александра Хмелевская советует:
Осознанно откликаться на вакансию с сопроводительным письмом, которое строится по схеме: почему я подхожу на вакансию + мои сильные стороны + чем я могу помочь компании. Хорошо подготовиться к собеседованию, ознакомиться с сайтом компании. Продумать самопрезентацию и держать наготове вопросы к работодателю. Делать акцент на навыки. Учеба в университете приносит нам много навыков, пусть даже незаметных на первый взгляд. Коммуникация, знание английского, организация университетских мероприятий — все может пригодиться. Показать проактивность. Бывает, что в резюме нет ничего особенного, а в жизни человек и староста группы, и участвует в конференциях, и занимается спортом. Такое подкупает, потому что видно: кандидат уже умеет принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Топ-5 ошибок в том, как подают себя новички
Мнение Марины:
Пренебрежение деловой этикой. Это считывается как несерьезный подход кандидата. Кандидат указывает в резюме несколько очень разных позиций или подается на несколько вакансий в одной компании: например, маркетолог, инженер и менеджер по продажам. Это говорит о неопределенности карьерных целей и отсутствии целеустремленности. Шаблонные выражения в резюме. В них работодатель может увидеть безразличный и безответственный подход к поиску работы. Пустое резюме. Работодатель может посчитать, что за ним стоит неувлеченный и незаинтересованный кандидат. Ошибки в резюме. Они могут свидетельствовать о том, что сотрудник невнимательный, возможно, неграмотный и не умеет структурировать информацию.
Александра считает, что не очень хорошо:
Не подготовиться к собеседованию, не изучить вакансию. Если на вопрос «Чем вас привлекла эта позиция?» кандидат отвечает «Я не помню, много куда откликался», наниматель воспринимает это как незаинтересованность и безразличие к работе. Не обосновать завышенные зарплатные ожидания. Зачастую кандидат говорит «Я видел, вот там и там столько предлагают», при этом не пытается продать свои навыки и показать, что это то, за что надо платить. Нанимателю же просто невыгодно брать кандидата без навыков на зарплату, которую предлагают опытным специалистам.
Александра Хмелевская Произносить фразу «Попробую поработать у вас, чтобы найти себя». Понятно, что не всегда получается найти работу мечты с первого раза, но не стоит говорить работодателю, что вы идете к нему попробовать и посмотреть, понравится ли. Для него такой сотрудник выглядит как неблагонадежный. Выбирать первое место работы по критерию «Здесь дружелюбный коллектив, весело и есть с кем выпить кофе». У нанимателя тогда сразу возникнет вопрос: а останется ли у сотрудника время на работу между кофе-брейками? Сильно стесняться на собеседованиях. Бывает, человек молчит или отвечает «Я не знаю» на любые вопросы, а нужно не бояться размышлять и ко всему относиться как к опыту. Работодателю важно понимать, кто вы и как вы готовы действовать в той или иной ситуации. Самопрезентация — это не врожденный навык, его можно и нужно развивать.
Партнер проекта — A1
Работа в компании A1 — это удачный и легкий старт для вашей карьеры! Наша большая команда предлагает бесплатное обучение профессии, поддержку опытных руководителей и коллег, а также доступ к программам обучения и развития сотрудников.
С чего можно начать:
Специалист по активным продажам. Специалист по работе с клиентами. Специалист по продажам услуг по телефону.
Выберите направление для старта своей карьеры, откликайтесь на интересные вам вакансии и проходите путь от новичка до профи в A1!
Спецпроект подготовлен совместно с унитарным предприятием «A1», УНП 101528843.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by