25 июля отмечали День сотрудника органов следствия РФ. Накануне профессионального праздника руководитель следственного отдела по Геленджику Сергей Мотузок рассказал корреспонденту «Прибоя» об особенностях работы правоохранительных органов в курортном городе, о самых распространенных причинах совершения преступлений и о том, как меняется работа следователя в современном мире.
– Сергей Викторович, работа следователей в курортном городе имеет свою специфику. Расскажите об этом, пожалуйста.
– Если для большинства наших граждан лето – период отдыха и расслабления, то для следователей Геленджика лето – период напряженной работы. Количество населения значительно увеличивается. Соответственно, становится больше происшествий, совершается больше преступлений.
К тому же специфика работы на курорте связана с тем, что преступниками или потерпевшими могут быть гости города. Следователю нужно оперативно, в очень сжатые сроки, выполнить первоначальные следственные действия с потерпевшими, пока они не уехали в свой город. Если успел уехать человек, совершивший преступление, это усложняет его поиск.
И, к сожалению, в летний сезон увеличивается количество происшествий на воде. Люди приезжают сюда отдыхать, и это зачастую у них сопровождается распитием алкоголя, не всегда умеренным. Они расслаблены на отдыхе и ведут себя не так, как в обычной жизни. Протрезвев, сами ужасаются своим деяниям.
– То есть хватаются за голову с криком: «Как я мог?»
– Совершенно верно. Такое бывает часто. Особенно, когда следователь вместе с ними просматривает запись камер наружного наблюдения или запись с телефонов свидетелей. А с виду воспитанные, порядочные люди, понимающие, что такое хорошо и что такое плохо.
– У технического прогресса много достижений. Это облегчает работу?
– С одной стороны, да. А с другой – преступники сейчас пошли продвинутые. Настоящим бичом современности стало телефонное или интернет-мошенничество. Активно используют дипфейки, когда нейросеть накладывает фрагменты информации на исходное изображение. Таким образом, подменяются лицо, мимика, жесты, голос. Даже по видео людей вводят в заблуждение так, что они передают свои накопления мошенникам.
– С этим можно бороться?
– Есть краевое подразделение криминалистики, где работают высококлассные специалисты. Есть специальная аппаратура, позволяющая делать быстрый и качественный анализ телефонных соединений. Разработаны серьезные аппаратные комплексы по поиску скрытых следов. Все это активно внедряется в следственную работу, дает эффективные результаты.
Конечно, основным орудием следователя по-прежнему остается ручка. Но на одной ручке уже далеко не уедешь.
– Уточню… Скрытые следы – это то, что удалено, спрятано в Интернете, и, казалось бы, уже никто никогда не найдет?
– Были прецеденты, когда преступники считали, что следы полностью зачищены, улики уничтожены. Они очень удивлялись, что уничтоженное было найдено.
– Иногда в сети появляются сообщения, что найден преступник, скрывшийся от наказания 5-8 лет назад…
– Работа по преступлениям прошлых лет – одно из направлений следствия. Есть такие понятия, как неотвратимость наказания и восстановление справедливости. В этом направлении на регулярной основе поднимаются дела из архива, изучаются заново. Новый следователь может «незамыленным» взглядом увидеть то, на что не обратили внимания раньше. В этом году были закончены два уголовных дела, по которым преступники долго находились в розыске. Один из них вообще сменил фамилию и более 10 лет жил в другой республике по поддельному паспорту.
– Сергей Викторович, работа следователя непростая. А что в ней самое ценное? Что вдохновляет?
– Эта профессия сама по себе очень интересна. Как в части работы с людьми, так и в части видения жизненных ситуаций. Иногда встречаешься с такими сюжетами, которые ни в одном кино не покажут.
Когда раскрыто сложное дело, несмотря на противодействие преступника, собраны все доказательства, при подписании итогового процессуального документа испытываешь сильнейший эмоциональный подъем. Это как у чемпиона, который грудью рвет финишную ленту. Такое чувство удовлетворения от своей работы, особенно это хорошо видно у начинающих следователей.
– Что помогает бороться со стрессом?
– Следователь должен уметь отвлекаться. Работу надо оставлять на работе, а дома должны быть тепло, уют, хобби. Например, я получаю большое удовольствие от ходьбы. Или от чтения. Один из моих коллег в свободное время готовит такие блюда, что не в каждом ресторане поешь. А так у каждого свое, часто связанное с различными видами спорта.
– Интересно, а следователи детективы читают?
– Читают (улыбается). На мой взгляд, чтение хорошо развивает воображение, речь, повышает словарный запас. Все это нужно в работе хорошего следователя.
– Что движет людьми, идущими на преступление?
– На самом деле, все преступления можно разделить на три мотива. Первый мотив – корысть. Человек пытается извлечь выгоду – занять чье-то место, получить повышение, улучшить свое материальное благосостояние.
Второй мотив – это любовь. Не только к противоположному полу, в самом широком смысле этого слова.
И третье – это безмотивные преступления, в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Преступления, выбивающиеся из этих трех критериев, встречаются крайне редко, примерно 0,5% из 100.
Любое преступление – это человеческое горе, боль. Помимо преступника, есть люди, которые пострадали в результате этого преступления. Поэтому я не сторонник детально рассказывать о таких событиях.
– Скажите, в преступлениях, замешанных на любви, наверное, правильнее будет говорить о ревности?
– Приведу пример преступления, произошедшего в Геленджике несколько лет назад. Отец и сын жили в одном доме. Сын женился, но через некоторое время отец склонил сноху к половым отношениям. Семья распалась. Та же история произошла со второй женой и со всеми женщинами, которых молодой человек приводил в дом. Трудно сказать, откуда у старшего из мужчин появился этот нездоровый интерес, и какие волшебные слова он находил для женщин. О своих «подвигах» он сам рассказывал сыну. Говоря современным языком, троллил его.
Молодой человек терпел долго. А потом убил отца. И сразу же позвонил в полицию. Сказал: «Я осознанно совершил преступление. Готов понести наказание, приезжайте, оформляйте».
Поведение отца, конечно, заслуживало осуждения, порицания. Но убийство человека – преступление серьезное. Парень получил срок.
– В вашем отделе появились новые, совсем молодые лица…
– Это стажеры. В органах следствия развит институт общественных помощников. Студенты юридического факультета могут проходить практику помощниками следователя. Мы смотрим их способности, навыки, они определяются, подходит ли им выбранная профессия, как происходит весь рабочий процесс. Это очень правильная практика, я сам такую проходил, будучи студентом.
– Сергей Викторович, что вы можете сказать коллегам в День следствия?
– У нас хороший коллектив, сплоченный, готовый выполнять профессиональные задачи любой сложности. Работает целая линейка следователей – от лейтенанта до майора. Это очень хорошо. Есть и обмен опытом, и стимул для работы, и здоровая конкуренция. Все ребята – молодцы.
День следствия – праздник не только Следственного комитета, но и работников следствия в целом. Все мы трудимся в этой нужной, важной, очень трудной, но классной профессии, которая дает глобальный опыт в понимании жизни. Мы не боимся правды, мы ее находим. Человек, который достойно прошел школу следственной работы, сможет работать в любой области юриспруденции. Я от души поздравляю с профессиональным праздником всех ветеранов следствия и действующих сотрудников.
Беседовала Инна КУЗНЕЦОВА