Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Алексей Лихачев: грузопоток по Севморпути в 2024 году увеличивается, а Северный широтный ход пока прочерчен пунктиром

Глава госкорпорации «Росатом» и президент РФ Владимир Путин провели рабочую встречу

Источник изображения: Модель Kandinsky 3.1
Источник изображения: Модель Kandinsky 3.1

Северный морской путь и Большой Северный морской путь

Грузоперевозки по Северному морскому пути (СМП) в 2024 году незначительно превосходят показатели прошлого года, и к 2030-м годам количество грузов на Севморпути будет сопоставимо с грузопотоком Восточного полигона, передает ИАА «ПортНьюс» сообщение из стенограммы встречи главы госкорпорации «Росатом» Алексея Лихачева и президента РФ Владимира Путина, опубликованной на сайте Кремля.

Алексей Лихачев упомянул о формировании федерального проекта «Большой Северный морской путь» (БСМП), который должен объединить транспортную инфраструктуру севера страны и решить задачи экспорта, связанности территорий, включая северный завоз, и международного транзита. «Эта опорная хорда, северная транспортная инфраструктура может помочь нам реализовать идею разгрузить Восточный полигон. И на этапе в 2030-х годах сопоставимое по объемам количество грузов провозить уже Северным путем, но для этого еще предстоит немало поработать», — сообщил глава «Росатома».

При этом большим вызовом он назвал строительство грузового арктического флота. «Это направление отдельным образом мы правительству доложили, и оно будет тоже находиться в федеральном проекте», — добавил он и выразил надежду, что работа СМП будет ускорена и развита «по всему периметру, по всей географии транспортных путей».

Финансирование развития Большого Северного морского пути в размере 175 млрд рублей предусмотрено в проекте бюджета РФ на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Грузоперевозки по Севморпути за 2023 год составили 36,25 млн тонн, международные транзитные перевозки превысили 2 млн тонн.

Северный широтный ход

Проект Северного широтного хода (СШХ), который свяжет западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), «Росатом» может реализовать только совместно с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Как передает ИАА «ПортНьюс» сообщение из стенограммы встречи главы госкорпорации «Росатом» Алексея Лихачева и Владимира Путина, президент обратил внимание на отсутствие проекта СШХ в презентации корпорации. В ответ глава «Росатома» пояснил, что два участка СШХ «пока нарисованы пунктиром»: Северный широтный ход-1 — от Надыма до железнодорожной станции Обская, Северный широтный ход-2 — от Обской до порта Сабетта.

«С учетом бюджетных ограничений надо думать, как реализовывать эти проекты. Это глубокие инвестиционные проекты, и мы, конечно, только вместе с РЖД их можем сделать», — добавил глава Росатома. Северный широтный ход протяженностью 707 км должен связать западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Северную и Свердловскую железные дороги. Железнодорожная магистраль сократит протяженность доставки грузов из Западной Сибири в порты Балтийского моря и разгрузит существующий южный маршрут, выходящий на Транссибирскую магистраль. Продолжением Северного широтного хода станет железнодорожная магистраль Бованенково — Сабетта, которая обеспечит круглогодичный наземный доступ к порту Сабетта и доставку грузов к Северному морскому пути (СМП).

Проект СШХ был впервые обозначен в 2006 году. В 2015 году был утвержден паспорт инвестпроекта, тогда же РЖД заявляли, что грузоперевозки по Северному широтному ходу к 2020 году составят 23,9 млн тонн, а вложения в проект достигнут 190 млрд рублей. В 2018 году был объявлен старт строительству магистрали. Было сообщено, что стройка объектов СШХ должна начаться в 2022 году, и в том же году озвучена информация, что проект находится в приоритетном листе ожидания Минтранса России. Позже стало известно, что проекты строительства СШХ и СШХ-2 находятся на разных стадиях согласований, а РЖД предложено вернуться к строительству своей части магистрали после 2025 года за счет собственных средств.