Найти в Дзене

«Воззвание Минина»- самая большая историческая картина в России.

Картина Константина Маковского «Воззвание Минина» - самое большое в России полотно на историческую тему: его размеры просто ошеломляют - 698х594 см. Картина "Воззвание Минина" выставляется в специально построенном для нее помещении в Нижегородском художественном музее. С помощью рассеянного света и звукового сопровождения создается полная иллюзия реальности происходящего. Это настоящий художественный аттракцион! Зритель не просто созерцает картину - он сам оказывается в центре огромной толпы. Всматривается в лица людей, слушает их речи - и словно на машине времени переносится на 400 лет назад, в теплое сентябрьское утро, когда простой посадский староста смог убедить нижегородцев отдать часть имущества и собрать народное ополчение, чтобы изгнать поляков с русской земли. Произведение посвящено истории Нижнего Новгорода, сыгравшего в 17-м веке ключевую роль в освобождении Руси от иноземных захватчиков. В начале века на престоле не оказалось законного наследника, и началось смутное время,

Картина Константина Маковского «Воззвание Минина» - самое большое в России полотно на историческую тему: его размеры просто ошеломляют - 698х594 см.

"Воззвание Минина" Константин Маковский. Нижегородский государственный художественный музей. 1896 г.
"Воззвание Минина" Константин Маковский. Нижегородский государственный художественный музей. 1896 г.

Картина "Воззвание Минина" выставляется в специально построенном для нее помещении в Нижегородском художественном музее. С помощью рассеянного света и звукового сопровождения создается полная иллюзия реальности происходящего. Это настоящий художественный аттракцион! Зритель не просто созерцает картину - он сам оказывается в центре огромной толпы. Всматривается в лица людей, слушает их речи - и словно на машине времени переносится на 400 лет назад, в теплое сентябрьское утро, когда простой посадский староста смог убедить нижегородцев отдать часть имущества и собрать народное ополчение, чтобы изгнать поляков с русской земли.

Произведение посвящено истории Нижнего Новгорода, сыгравшего в 17-м веке ключевую роль в освобождении Руси от иноземных захватчиков. В начале века на престоле не оказалось законного наследника, и началось смутное время, сопровождавшееся многочисленными случаями самозванства, восстаниями, внешней интервенцией, тяжелейшими государственно-политическим и социально-экономическим кризисами. К 1610 году государство практически перестало существовать, со всех сторон раздираемое внутренними и внешними врагами. И нашелся один человек, который предотвратил деструктивный ход истории. Это был патриарх Гермоген, который был брошен боярами в темницу Чудова монастыря за отказ признать царем польского королевича Владислава. Находясь в заточении, Гермоген писал грамоты в разные города с призывом к народу встать на защиту своего государства.

Пётр Геллер. Патриарх Гермоген  отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Конец XIX — начало XX века.
Пётр Геллер. Патриарх Гермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Конец XIX — начало XX века.

«Вы видите, как ваше Отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную… Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного».

Призыв Гермогена услышал посадский староста, купец Кузьма Минин. В сентябре 1611-го года у стен Кремля он обратился к нижегородцам с просьбой отдать часть имущества на создание ополчения для борьбы с врагом. Какие слова говорил Минин на площади, точно неизвестно. В источниках обнаруживаются 5 вариантов речей, но написаны они спустя десятилетия после этого события. Приведу один из вариантов: «…Московское государство и прочие грады большия и меньшия все разорены... Что в нашем богатстве? Токмо поганым зависть и аще приидут и град наш возьмут. А единому нашему граду устояти ли? Так положим все наше богатство и начнем собирати и ратным людям давати…»

Речь Минина слушают нижегородцы. Какие они, жители Нижнего Новгорода 17 века? Благополучно и спокойно живущие в удалении от Москвы? Нет, нижегородцы с 1606 года ведут непрестанную борьбу с изменниками, взбунтовавшимися казаками, поддерживая порядок в городах и на государственных границах. Они воюют в Астрахани, в Царицыне (ныне Волгоград), Чебоксарах, очищая города от сторонников Лжедмитрия II, «тушинского вора», усмиряя местные бунты, примиряя народности.

А в 1608 год в сам Нижний Новгород пришла беда - город попадает в окружение. Соседние города Балахна и Арзамас переходят под контроль Лжедмитрия II. Из Балахны к нижегородцам приходит ультиматум с требованием отказаться от присяги царю Василию Шуйскому. Настоятель Печерского монастыря Феодосий отверг ультиматум со словами: «Кто в Москве царь — тот для нас и государь!» В ответ на такую позицию нижегородцев в ноябре и декабре 1608 года войска балахнинцев и арзамасцев пытаются взять Нижний Новгород. Нижегородцы отбивают по несколько штурмов в день. Кажется, что город вот-вот падет. Но воевода Андрей Алябьев сумел прорвать осаду и после ожесточенного боя отбросить врага до самой Балахны, а потом освободить и ее.

Затем в январе 1609 года на Нижний нападают войска Лжедмитрия II под предводительством воевод князя Семена Вяземского и Тимофея Лазарева. Предводители направляют нижегородцам письмо с угрозой: если город не сдастся, все горожане будут истреблена. Нижегородцы решаются на вылазку, и благодаря внезапности нападения, разбивают врага. Затем воевода Алябьев освобождает земли вокруг – Муром, Владимир. У людей появляется вера в то, что они могут противостоять и бороться против самозванца и иноземных захватчиков.

Как один из немногих оставшихся оплотов государственности и православия, стоит Нижний Новгород в бушующем море беспорядков в стране, не изменяя своей присяге царю.

Вот к кому обращался в своем воззвании Кузьма Минин – к закаленным в боях воинам, к измученным мирным жителям Нижнего Новгорода, уставшим от постоянных сражений и осадного положения. Безусловно, услышать его могли только в одном случае – если он пользовался в народе большим уважением и авторитетом. Так оно и было.

Второе народное ополчение, которое началось с Ивановского съезда в Нижнем Новгороде, как лавина, покатилась по русским городам, собирая под свои знамена русский народ. В октябре 1612-го года, в результате успешного похода нижегородского ополчения, столица была освобождена.

Что изображено на картине?

Но где же сам Минин на картине? Вот же он, стоит на бочке, словно на вершине пирамиды, а позади него - стены древнего Нижегородского Кремля, который до сих пор сохранил свою красоту и стать. Рядом у стола стоит дьяк, ведущий опись вещей, которые сдают нижегородцы в своеобразный «фонд обороны» для организации ополчения.

Кузьма Минин на картине Константина Маковского, фрагмент картины. Фото автора
Кузьма Минин на картине Константина Маковского, фрагмент картины. Фото автора

Справа от стола находится священник в очках - это самое влиятельное духовное лицо в Нижнем Новгороде, настоятель Нижегородского Печерского монастыря Феодосий, который читает грамоту от патриарха Гермогена. В правой части картины изображен крестный ход, во главе которого исторический персонаж - настоятель Спасо-Преображенского монастыря Савва Ефимьев. За ним несут икону Казанской Божией Матери. Рядом с Кузьмой Мининым изображен воевода Звенигородский с печальным выражением лица.

На картине Маковский объединил сразу три разновременных сюжета. Такой художественный ход издавна присущ русской иконописи.

1. Феодосий зачитывает грамоту от патриарха Гермогена, которую слышит Кузьма Минин.

2. Минин выступает перед нижегородцами.

3. Начинается сбор пожертвований на создание ополчения.

Маковский как ученый-исследователь

Во время подготовительного этапа работы над картиной Константин Маковский неоднократно приезжал в Нижний Новгород, консультировался с историками и членами архивной комиссии. Он работал, как настоящий ученый-исследователь. У историков тогда не было единого мнения, где именно Минин обращался к народу. Маковский выбрал место у подножия Ивановской башни, и именно к этому варианту склоняются современные историки.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи Маковский изобразил еще деревянной, каменный храм появился только в 1683 году. На эскизах художника можно увидеть, как выглядел храм в конце 19 века.

Ивановская башня в 17 веке выглядела иначе, чем на картине Маковского. Во время работы над картиной башня находилась в полуразрушенном состоянии, это можно заметить на эскизе. Поэтому художник изобразил на картине одну из башен Московского Кремля. Уже во второй половине 20 века началась научная реставрация Нижегородского Кремля, в ходе которой был восстановлен исторический облик Ивановской башни. Константин Маковский, конечно же, этого знать не мог.

Храм Рождества Иоанна Предтечи и Ивановская башня на этюде К.Маковского в конце 19 века
Храм Рождества Иоанна Предтечи и Ивановская башня на этюде К.Маковского в конце 19 века

Маковский делал этюды на местности, эскизы, портретные образы нижегородцев. Но у него долго не получалось найти прототип главного героя - Кузьмы Минина. Есть нижегородская легенда, что, выбирая натуру для картины, Маковский стал свидетелем драки на улице, когда сильный бородатый нижегородец отбивался от полицейских. Художник увидел этот жест, и понял, что именно он ему и нужен.

Также в Нижнем Новгороде Маковский познакомился с художником, фотографом, коллекционером Андреем Карелиным, который, как и сам Маковский, был страстным собирателем старинных вещей. Многие предметы из его коллекции были изображены на картине в виде тех ценностей, которые несут нижегородцы на нужды ополчения.

Самая большая мастерская в мире.

Но где же писать картину таких размеров, которые задумал художник? Нашлось подходящее место – Маковский покупает легендарную усадьбу художника Василия Верещагина в Мэзон-Лаффит, пригороде Парижа. Усадьба включала в себя большой дом, сад и 2 мастерские – летнюю и зимнюю. Зимняя мастерская считалась в то время самой большой мире – более 30 метров в длину и 15 в ширину, высота потолка достигала 11 метров. Летняя мастерская была еще более необычна – она представляла собой открытый вагон на колесах, передвигавшийся по рельсам, что позволяло следовать за ходом солнца, не прерывая работы. Художник заказал холст у знаменитых лионских ткачей и приступил к работе.

Мастерская В.В.Верещагина в Мэзон-Лаффит
Мастерская В.В.Верещагина в Мэзон-Лаффит

Константин Маковский воплотил на картине более 100 портретно решенных персонажей – как исторических личностей, так и вымышленных. Среди них люди разных сословий и возрастов – тут и богатые боярыни в меховых шубках, и простые крестьяне, и знатные горожане, и священники, и юродивые, и купцы. Внимательный зритель заметит, что многие персонажи словно «сошли» с других картин Константина Маковского - его прекрасные румяные девушки в национальных костюмах и милые дети узнаются сразу.

Сравнение образов двух боярышень с картин Константина Маковского. 1. Фрагмент картины "Воззвание Минина". 2. Фрагмент картины "Боярышня у окна". Модель  - третья жена художника Мария Алексеевна Матавтина.
Сравнение образов двух боярышень с картин Константина Маковского. 1. Фрагмент картины "Воззвание Минина". 2. Фрагмент картины "Боярышня у окна". Модель - третья жена художника Мария Алексеевна Матавтина.
Сравнение образов двух крестьянских девушек с картин Константина Маковского. 1. Фрагмент картины "Воззвание Минина" НГХМ. 2. Фрагмент картины "Дети, бегущие от грозы". Третьяковская галерея
Сравнение образов двух крестьянских девушек с картин Константина Маковского. 1. Фрагмент картины "Воззвание Минина" НГХМ. 2. Фрагмент картины "Дети, бегущие от грозы". Третьяковская галерея

Дело в том, что в Париже во время работы над картиной художнику не хватало русских типажей. Поэтому некоторые лица в картине "Воззвание Минина" повторяются по нескольку раз. Московский художник Н.Шестопалов, который жил в Париже в 1890-х годах, рассказывал: «… позировал несколько раз на солнце в позе молодого парня, поднимающего ларец для пожертвования на войско Минину. Кроме того, с меня был написан еще стоящий человек в толпе...»

Константин Маковский во время работы над картиной
Константин Маковский во время работы над картиной

С особым удовольствием, долго и тщательно, художник выписывал старинные вещи, которые нижегородцы несут в общую казну на нужды ополчения: богато украшенные шкатулки, металлические чаши, жемчуга, иконы, кубки, подсвечники, национальные костюмы, ларцы. На резном деревянном столике стоит серебряный кубок «тацца» (чаша), который можно встретить почти на всех голландских натюрмортах 17 века. Коллекционирование старинных предметов – настоящая страсть Константина Маковского.

Благодаря тому, что действие происходит на крутом склоне холма, создается иллюзия движения толпы от стен Кремля вниз, и хорошо видна каждая фигура. По моему мнению, композиция картины восходит к знаковому произведению Теодора Жерико «Плот медузы» из Лувра, которую мог видеть Маковский, работая во Франции.

Сравниние композиции картин. 1. Теодор Жерико "Плот Медузя" 1818 г. 2. Константин Маковский "Воззвание Минина" 1896 г.
Сравниние композиции картин. 1. Теодор Жерико "Плот Медузя" 1818 г. 2. Константин Маковский "Воззвание Минина" 1896 г.

«Воззвание Минина» было выставлено в 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в отдельно построенном павильоне «Минин».

Павильон "Минин" на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, 1896 год
Павильон "Минин" на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, 1896 год

Публика приняла картину доброжелательно – полотно, действительно, впечатляет. Весьма понравилась картина Маковского и Максиму Горькому, который как журналист писал о Всероссийской промышленной выставке:

«…Всюду, по горе, около Минина и его кафедры - толпа, волнующаяся, крикливая, охваченная огнем сознания своей задачи…Отовсюду тащат яркие платья, ларцы, посуду из серебра; штоф, парча, шелк валяются кучами под ногами людей. Красавица боярыня с жгучими глазами и матово-бледным лицом вынимает серьги из ушей, неподалеку от нее какой-то странник - плут и пьяница, судя по его лисьей роже, - подняв к небу руку, важно проповедует что-то. Позади Минина молодой стрелец, взмахнув в воздухе тяжелой секирой, орет во все горло, и глаза его налиты кровью... Всюду возбуждение страшное, и выражено оно - на мой взгляд - ярко... Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый все ломить сплеча…»

Однако тот же Максим Горький заканчивает свой очерк словами: «Хорошая картина! Быть может, она несколько тускла — в ней мало солнца, мало блеска… Не горит всё это золото, серебро, ткани, главы церкви. Небо покрыто белыми лёгкими клочьями облаков, между ними всюду синева, но солнца мало… Зато жизни много».»

Затем "Воззвание Минина" показали в Москве, Санкт-Петербурге, в Париже, где полотно было встречено восторженно.

Император Николай II произведение не понял и покупать не стал. Хотя именно воззвание Минина дало старт событиям, в ходе которых династия Романовых пришла к власти.

Многие профессионалы критиковали полотно за то, что картина блеклая, тусклая, в ней не хватает красок. Возможно, таким образом художник хотел передать свето-воздушную среду, утренний туман у Волги. Поэтому некоторые фрагменты получились слишком блеклыми, а другие - напротив, очень яркими.

В 1908 году полотно было куплено Министерством императорского двора и передано в дар Нижнему Новгороду. Долгое время картина находилась в здании Городской Думы, и лишь в 1972 году произведение было передано в Нижегородский художественный музей, где его могут увидеть все желающие.

Полотно "Воззвание Минина" К.Маковского в НГХМ.
Полотно "Воззвание Минина" К.Маковского в НГХМ.

Еще больше интересного об искусстве в моем телеграм-канале "Маргарита о Мастерах". Подписывайтесь!