Найти тему
Лекторий Dостоевский

Как развлекались в старину 1ч.

Испокон веков человек, прежде всего, стремился выжить. Забота о хлебе насущном была постоянной и непрерывной. Но чем больше развивалось общество, тем, с одной стороны, облегчались эти задачи. А, с другой, усложнялись и представления о жизни. И со все более развитыми периодами истории человечества, усложнялись и менялись представления о том, как надо выживать. Например, с удовольствием. И уже со времен Античности человек сознает, что для этого теперь мало одного условного "хлеба". Теперь ему нужно и зрелище.

Эти самые зрелища меняются, идя вровень с самим обществом, с той культурой, которая проходит свой путь развития. В более "кровожадные" времена, т.е. в те, когда выживание напрямую зависело от физической силы, развлечения были такими же - с упором на силовые возможности человека. Публика с удовольствием наблюдала за всем, что с этим связано! В той же Античности появились и многочисленные спортивные соревнования, главные из которых - конечно же, Олимпийские игры. Впрочем, они стали визитной карточкой боле изысканного времени высокой классики Древней Греции, тогда как более прямолинейные и воинствующие древние римляне предпочитали жестокие гладиаторские бои, цирковые схватки людей и животных, да что там - казни.

Римский цирк Максимус
Римский цирк Максимус

Со временем эти зверства потихоньку стали вытеснять куда более милосердные развлечения - ярмарочные шутливые представления, сценки, из которых, кстати, в куда более поздние времена вырастут и мастерство конферансье, и мастеров церемоний, и стенд-ап. Да и те же силовые состязания из по-настоящему кровопролитных перешли в разряд шутливых, что можно на народных праздниках наблюдать до сих пор. Все эти перетянутые канаты, бои подушками, перекатывания на бочках, карабканье на столбы и сейчас любят и дети, и взрослые. Поскольку это высвобождает исконную, древнюю силу, оставляя состязания на уровне забавы и безобидной игры.

-3
-4

Тянулись из прошлого когда-то ритуальные, а затем чисто развлекательные народные шествия, гулянья по случаю ежегодных сезонных праздников. И это из них впоследствии "произойдут" и крестный ход, и карнавал, даже современные фестивали.

На Руси, где традиционно сложно гарантированно получить щедрый урожай, календарные, аграрные праздники по умолчанию означали торжество продолжения жизни. Самые длительные периоды народных гуляний приходились на зимнее время, когда прекращались полевые работы, а также на осень, когда урожай уже собран а, значит, можно закатить продолжительную пирушку. Темнеет рано и стремительно, что еще делать?..Снег, зачастую укрывавший наши земли с середины осени, в сочетании с невозможностью проведения полевых работ, открывал чудесные перспективы в мире забав и времяпрепровождения.

-5

Традиционными были катания на санях и санках, игра в снежки стенка на стенку. Из снега лепили снеговиков, строили снежные крепости и городки, которые затем брали приступом. Снеговик, как и многое другое в нашей исконной культуре, с древних времен был прообразом суровой зимы, ее языческим идолом. Снеговик был существом мужского пола, которого старались вылепить из свежего, только выпавшего снега. В древности верили верили, что он ответственен за достаток и радость в доме, урожайность, здоровье. Для этого его украшали морковью или шишкой, голову "увенчивали" ведром, чтобы такой важный персонаж не оставался с непокрытой головой...Снежная баба олицетворяла женское начало и отвечала за погоду, переменчивую, как женское настроение. Когда лепили эти снежные фигуры, загадывали желание, веря, что с приходом весны, когда они растают, все сбудется.

Русская зима это не только снег, но и мощный ледовый покров. Замерзшие водоемы становились на зимнее время импровизированными катками. В старину в качестве коньков народ использовал привязанные к обуви кости лошадей и коров, а затем, во времена Петра I, коньки стали железными. На коньках катались взрослые и дети. Возникла даже игра, напоминающая современный хоккей. Деревянными клюшками участники игры гоняли по катку круглый шар из дерева.

Куда же нашим предкам на Руси зимой без саней?..Эту "не роскошь, а средство передвижения" использовали и для развлечений. Просто для веселых спусков со снежных горок могли применять и корыта, и шкуры животных, и широкие доски, ледянки.

На рождественские праздники, святочные гуляния и Масленицу устраивались праздничные ярмарки с множеством развлечений и угощений. Еще с конца декабря, т.е. с периода зимнего солнцестояния народ праздновал поворот к лету. Именно с этих пор день неуклонно растет, а для наших широт такой переход к свету напрямую означал тепло, урожай, выживание. Потому-то так любили (и любят до сих пор) в нашей стране масленичные костры, горячие сытные, отсылающие к солнцу блины, красочные шумные гуляния.

-6

При том же Петре появилась мода и на хороводы вокруг елок (взятая за основу европейская традиция чествовать вечнозеленое древо как символ мировой оси), маскарады, фейерверки.

Независимо от сезона, в российских городах и крупных деревнях устраивались ярмарки. Конечно, в первую очередь, сюда приходили чем-нибудь разжиться - новым товаром или средствами за то, что продаешь сам. В любом случае, это ведь тоже - "место выживания", верно? Демонстрация и торжество благополучия. Поэтому поход на ярмарку приравнивался к празднику, а где он - там развлечения. И снова, как в античные времена, здесь сочетались хлеб и зрелища. За небольшую плату, а то и бесплатно, здесь можно было прокатиться на всевозможных качелях, каруселях, горках; посмотреть выступления ярмарочных артистов, шутов, разные балаганчики, шарманки. В качестве артистов часто выступали не только люди, но и дрессированные животные.

Чрезвычайно востребованными были так называемые медвежьи комедии. Поводырь водил с собой на привязи медведя, обученного различным трюкам. Сочетание животного страха перед хищником - и шутки - как бы побеждало этот страх, развеивало его.

На ярмарках работали и цирки, в которых выступали силачи, акробаты, наездники, воздушные гимнасты, дрессированные животные, клоуны. Зрителей удивляли также бородатые женщины, сросшиеся между собой близнецы, люди-аквариумы, шпагоглотатели, фокусники.

Популярным и любимым развлечением был кукольный театр. Зрители с удовольствием смотрели спектакль с участием реалистичных кукольных персонажей, как в исполнении одного-двух актеров, так и огромных механических театров, в постановках которых одновременно участвовали до сорока кукол. Все куклы были мастерски сделаны, внешность их говорила зрителям об их характере. Любимым кукольным персонажем был Петрушка, чей образ уже в начале ХХ века столь трогательно воплотит Вацлав Нижинский.

Продолжение следует