«Драма на охоте» была написана в 1884 году. Одна из ранних повестей Антона Павловича Чехова. Это экспериментальный для него жанр, сам писатель не был доволен современной ему литературой в детективном жанре. В те годы Чехов ещё печатался под псевдонимами «А. Чехонте», «Антоша Чехонте» или «Чехонте».
Мне очень понравился эффект двух авторов: повествование идёт сначала от имени редактора, которому приносят рукопись, а уже затем повествует автор рукописи. И всё это время мы чувствуем взгляд редактора, который читает рукопись вместе с нами.
Начало произведения
К редактору газеты приходит «кандидат прав Иван Петрович Камышев, бывший судебный следователь» и предлагает к публикации свою рукопись. В которой автор принял непосредственное участие. Сюжет до банального прост: Любовь, убийство… Условившись через три месяца встретиться вновь, Камышев покидает кабинет редактора.
Когда до рукописи дошёл черёд, редактор забрал повесть на дачу и принялся читать… и пришел в ужас от своего внезапного открытия.
Начало рукописи
Иван Петрович, назвавший себя Сергеем Зиновьевым, приглашен к своему давнишнему приятелю и однокурснику. Алексей Карнеев – граф и кутёжник, страдающий алкогольной зависимостью.
Сам Камышев не питает к графу дружеских чувств, а лишь тревожится от предстоящего многодневного алкогольного забытья, как в прошлый раз, два года назад. Но в силу того, что он «плохой знаток самого себя и вообще человека», он едет к графу, где снова гуляет несколько дней.
Там, в заброшенном имении Карнеева, он увидел девушку в красном. Оленька, лесничего Скворцова дочка, привлекала к себе внимание мужчин. Она разительно отличалась от окружающих: «молоденькая, пухлявенькая, шустренькая». К тому же, она сама во все глаза рассматривала недавно прибывших: графа Карнеева, Каэтона Казимировича, Сергея Зиновьева.
Стоит заметить, что для детектива сюжет достаточно линеен. В девушку влюбляются все по очереди, она ведет себя достаточно раскрепощенно и поддается жизненным соблазнам, и за это её постигает наказание (и соблазнителей).
Вначале Оленька выходит за 50-летнего управляющего Урбенина, в день свадьбы её переменчивая натура отдаёт своё юное сердце Камышеву, а после её соблазняет граф. Трое взрослых мужчин, которые не пощадили юное создание.
Оленька
В день знакомства с Ольгой Николаевной ей всего 19 лет. Она предстаёт очень любознательной и смелой. Вначале мы сомневаемся, не привирает ли Камышев? Это его повесть, в которой он может солгать. Но вот несколько аргументов:
1. Почему Оля пошла за Урбенина?
– В лесу скука, где «нет никого, кроме кобчиков да сумасшедшего отца».
Да, молодой девушке, потерявшей мать и вынужденной жить с больным отцом, хочется жить. И не важно, что муж стар. Он будет заботиться о ней, обеспечит. А ещё он дворянин.
2. Почему она не бежала с Камышевым (в которого была влюблена)?
«–Убежать сейчас же после венца! Что люди скажут!»
– Оленька
Она искренне не понимает, зачем ей куда-то бежать, если существует возможность тайных встреч с возлюбленным. Тем более она тяготится осуждением общества.
3. Почему она впоследствии связалась с графом?
…напрасно я стараюсь ноль возвести в квадратную степень.
– граф
Я взял её в дом, как жену, она же держит себя, как любовница, которой платят деньги.
– граф
Потому что её прельщало положение графской жены. Потому что граф подарил ей вороного коня.
Но не нужно торопиться выносить героине обвинительный приговор. Девочка выросла в мире иллюзий, продиктованном всё той же порочной средой. Она стремилась походить на дам в шикарных платьях, хотела выбраться из нищеты в люди, старательно читала книжки, которые только были в доме бедного лесничего.
И у неё не было иной возможности получить жизнь своей мечты, как только через знатного мужа. Так думала Оленька.
Даже когда она встретила мужчину, в которого смогла влюбиться, она не в состоянии была уйти от своих убеждений, что "мужчина должен быть знатным и обеспеченным". Не смогла предпочесть счастье личной выгоде.
Наденька
В противовес Оле в книге показана Наденька.
Мы знакомимся с ней в церкви, среди дамских шушуканий и обсуждений.
«Одна только девушка, по-видимому молилась…» - подумает Камышев.
Надежда Николаевна Калинина представляет собой полную противоположность Оленьки. Она тоже влюблена в Камышева, но её любовь была нежная, чуткая, долготерпивая.
После того, как Камышев встретил Наденьку, он стал ездить к ним домой чуть ли не каждый день. Но счастью помешал случай. Камышев «боялся, что его женят».
Его гордость восстала против деревенских толков, против того, что его слишком рано записали в «женихи» Наденьки. А ни в чем не повинная девушка, в которой умелый Камышев уже успел потревожить нежное чувство, осталась брошена на растерзание светским насмешкам.
«Какая она, в самом деле, хорошенькая! — думал я, глядя на ее шейку и пухленький подбородок. — Если бы мне предложили выбирать кого-нибудь из двух — Наденьку или ее, то я остановился бы на этой… Эта естественнее, свежей, натура у нее шире и размашистей… Попадись она в хорошие руки — из нее многое можно было бы сделать! А та угрюма, мечтательна… умна». — Камышев
Уже из этого, а также из много другого можно сделать вывод, что Камышев – подлец. Я до последнего думала, что он мог придумать такой «дурной» образ Оленьки в своей повести. Но слишком много тому свидетелей.
Судьба-злодейка: обе были влюблены в Камышева и обеих же погубила привязанность к графу.
Но почему-то в экранизацию 1978 года «Мой ласковый и нежный зверь» Наденьку не взяли. Возможно, потому, что Эмиль Лотяну не хотел затмить свою будущую супругу, Галину Беляеву, которая сыграла Оленьку.
В следующей публикации мы как раз разберём этот фильм.
А вы читали «Драму на охоте»? Или видели экранизацию?