Нашел на просторах интернета справочник по внешней торговле России со странами мира (кроме СНГ) за 1993 год. Если полистать, то можно найти массу интересного. Например, среди торговых партнеров нет Югославии, Албании, Мьянмы и ряда африканских стран.
В процессе изучения данных справочника можно узнать, например, какая страна западного полушария была единственным покупателем российских автобусов в 1993 году?
Венесуэла. Внезапно. Чего это они нашими автобусами заинтересовались? И еще мотоциклами. Легковые автомобили тогда в западном полушарии продавались во многих государствах, от Чили до Канады. До 1990 г. торговля с Венесуэлой была так себе. Соседняя Колумбия торговала с более активно. Туда даже троллейбусы продавали. Всего 2 страны западного полушария узнали, что такое советский троллейбус. Вторая - Аргентина.
Теперь небольшой обзор по странам.
Латвия в 1993 году еще поставляла в Россию автобусы РАФ!
Люксембург продал в Россию аж один автобус. Куда его дели? История умалчивает?
Самые подозрительные торговые партнеры - Кипр и Лихтенштейн. Многовато туда продавали товаров. Может быть они их перепродавали куда-нибудь? Варианты: Ирак, Ливия, Сербия, Албания, африканские страны.
Далекая и не особо братская славянская Словения отличилась рекордными закупками российских легковых авто - 20 тыс. штук на 2 млн жителей. Основная статья экспорта туда. Возможно, часть машинок перепродали в Сербию и Македонию?
Из всех бывших социалистических стран Европы только Румыния не покупала российских легковых авто. И едва ли не единственная в Европе такая. Откуда у них боязнь наших автомобилей? Воспоминания о 1944 г.? Основная статья экспорта туда - газ.
В Германии в 1993 г. еще покупали пассажирские вагоны. Это Аммендорф что ли? Или покупали еще и трамвайные вагоны, которые тоже этот список учитывает?
Великобритания в 1993 г. покупала не только российскую платину, но и грузовые автомобили. Аж 160 штук!
Многострадальная Босния и Герцеговина поставляла в Россию мебель. Это главный экспортный товар. Кто такой везучий, что шкаф боснийский купил?
10% болгарского экспорта в Россию - сигареты. Слабо курить бросить? Или жизнь нервная?
В уютной Австрии покупали колбаси и карамельки. Неужели нельзя было наладить производство вкусной колбасы совместно с Монголией, а карамелек - с Северной Кореей?
Справочник хорош тем, что дает возможность сравнить торговлю с двумя Кореями.
В Южную Корею экспорт почти 400 млн $, а импорт 305. Легковых авто там купили всего 2700 штук. Да, 30 лет назад южнокорейские автомобили на улицах городов были большой редкостью. Это сейчас в каждом дворе какая-нибудь Кия.
В Северную Корею экспорт 168 млн $, а импорт в 3 раза меньше. Это кто у нас такой везучий, северокорейские телевизоры покупал?
Про торговлю с Китаем и еще парой государств, пожалуй, отдельно напишу.
Когда началась торговля с Тайванем? Еще при СССР или с января 1992 года? Логично, что покупали обувь и электронику, но кто-то везучий был в России тайваньский чай. На этот чудо-остров продано 850 легковых авто. Кому они там потребовались? Реально интересно. Рядом 3 автодержавы, а тайванец купил себе Жигуль?
Не менее странным выглядят поставки легковых авто в Гонконг и Сингапур. Они их куда-то перепродавали? Возможно, в Мьянму? Или сами катались? Очень странно. Зато в Малайзию поставок легковых автомобилей, согласно справочнику нет. Может быть их туда из Сингапура и перегоняли?
С Индонезией торговля мизерная, но кому-то повезло отведать чая из этой красивой, но бедной островной страны. Однако, чая из Индии было в 3 раза больше.
Сирия. 10% поставок в Россию пришлось на жевательную резинку. Зато едва ли не единственная страна, которая приобрела в Россию партию ткацких станков.
Иран почему-то не покупал российских легковых авто, а Турция наоборот.
Такой торговый партнер, как Пакистан, отличился покупкой трех электровозов.
Какое государство западного полушария в 1993 г. приобрело российских автомобилей больше всего на душу населения? Оказывается, Панама! 24 тыс. штук легковых авто на 2,5 млн жителей. Что там у них случилось? Может быть они их перепродавали в соседнюю Коста-Рику?
Торговля с США: 2 млрд $ экспорта и 2,3 млрд импорта. Статьи импорта странные. Кукуруза. Символично. За 30 лет до этого Хрущев внедрял в ССС кукурузу. В 1993 г. ее закупали в США... Среди российских поставок в США заметил 566 легковых авто и 1346 тракторов. У кого там был интерес к нашим тракторам и автомобилям? Эмигранты на Брайтоне из-за ностальгии купили ГАЗ-31?
В Канаду поставлено 4 тыс. легковых авто, а вот на Кубу и в Мексику - по нулям.
Почему внимание на автомобили обращаю? Остальное слишком уж банальное - нефть, газ, металлы, пиломатериалы, водка и продукция химпрома.
Чили. С этим государством был небольшой уровень торговли на рубеже 1960-1970-ых. Из-за Пиночета она прекратилась и возобновилась, вероятно, в 1991 году? Чили - единственная страна западного полушария, покупавшая в 1993 г. российские бульдозеры.
Торговля с Австралией и Новой Зеландией интересна тем, что в первую отправлено 450 легковых авто и много водки. Новозеландцы водки не покупали, зато на 88 наших машинок прибавилось.
Продолжение следует...