Найти в Дзене
PRO автомобили

Почему Минпромторг не изменил решение по поводу утильсбора и что на самом деле за этим стоит: как изменится политика цен на все автомобили.

Обсуждения в Минпромторге завершились и, к сожалению, значительных изменений в итоговый план повышения утилизационного сбора не внесли. 

Это значит, что нас ждёт ощутимый рост цен на автомобили, в том числе на те модели, которые пользуются популярностью на российском рынке. 

Для многих остаётся загадкой, зачем понадобилось такое резкое повышение сборов.

Напомню, насколько увеличатся ставки утилизационного сбора. 

Возьмём, к примеру, категорию новых автомобилей с двигателем объёмом 1,2 литра — это те самые машины, которые часто покупают у нас. 

Сейчас утилизационный сбор для них составляет 300 000 рублей. С 1 октября 2024 года он вырастет до 556 000 рублей, а с 1 января 2025 года — до 667 000 рублей. 

Но на этом дело не остановится. В дальнейшем сбор будет увеличиваться ежегодно: к 2026 году он достигнет 800 000 рублей, а к 2030 году — более 1 миллиона рублей.

Но это ещё не всё… Для поддержанных автомобилей с более мощными двигателями ставки возрастут ещё сильнее. 

Например, для машин с двигателями объёмом 2-3 литра к 2030 году утилизационный сбор может составить до 5 миллионов рублей. 

Такие суммы кажутся пугающими и это, безусловно, может существенно повлиять на рынок подержанных автомобилей.

Многим может показаться странным, что эти сборы никак не связаны с реальной утилизацией автомобилей. 

С момента их введения в 2012 году средства не направлялись на экологические программы, а пополняли общий бюджет. 

При этом российские автопроизводители также платят этот сбор, но им компенсируют его часть через специальную систему бюджетных выплат. 

В каком объёме — остаётся загадкой, но считается, что крупные компании, такие как АвтоВАЗ, получают максимальные компенсации.

Эти меры в первую очередь ударят по иномаркам и автомобилям, собираемым на российских заводах по методу так называемой "отвёрточной сборки". 

И хотя логично было бы ожидать, что АвтоВАЗ не будет повышать цены, поскольку он получает поддержку из бюджета, в реальности и эти автомобили подорожают. 

По прогнозам, в ближайшие месяцы стоимость Лады Весты может вырасти на 150 000–200 000 рублей.

Такое положение дел вызывает вопросы. Почему в столь сложных экономических условиях правительство решило пойти на столь резкое увеличение сборов? 

Одно из объяснений — это лобби крупных автопроизводителей, которые заинтересованы в поддержке своих интересов. 

Другое — это стремление создать прозрачные условия для инвесторов, чтобы они лучше понимали правила игры на российском рынке. 

Тем не менее, учитывая санкционные риски и относительно небольшой объём рынка, рассчитывать на масштабные инвестиции в автопроизводство пока не приходится.

-2

Судя по прогнозам, в 2024 году утилизационный сбор принесёт в бюджет около 1 триллиона рублей, а в 2025 году эта сумма может удвоиться, что сделает его важной статьёй доходов государства.

Для наглядности давайте рассмотрим пример с автомобилем Geely Coolray, который в Китае стоит порядка 900 000 рублей. 

После всех сборов и налогов на российской таможне его цена возрастает более чем на 1,2 миллиона рублей, что фактически делает его стоимость в России в два раза выше, чем на родине. 

Это даёт нам повод задуматься о будущем рынка автомобилей в России.

А что вы думаете по этому поводу? Делитесь в комментариях.