Акции Volkswagen упали на 1,6%.
Некоторые аналитики высоко оценили создание совместного предприятия Volkswagen Rivian, которое поможет немецкому гиганту с программным обеспечением. Но инвестиции вызвали опасения по поводу затрат и подтвердили, что проблемы Volkswagen в важнейших областях подорвали переход компании на электромобили во всем мире.
Второй по величине автопроизводитель в мире сталкивается с неприятными проблемами в Европе, США и особенно в Китае, где отечественные производители электромобилей во главе с BYD увеличивают его долю рынка. За последние два года компания потеряла в стоимости акций больше, чем любой другой крупный конкурент.
К 2030 году Volkswagen планирует выпустить более 30 новых электрических или гибридных моделей в Китае и надеется увеличить продажи примерно до 4 миллионов с примерно 3 миллионов сегодня, увеличив свою долю рынка до 15%.
Но в ближайшей перспективе финансовый директор Volkswagen Арно Антлитц заявил Reuters, что компания ожидает продолжения потери доли рынка в Китае и надеется просто сохранить свои позиции в Европе.
Бензиновые автомобили доминируют в предложениях Volkswagen Group в стране, несмотря на быстрое внедрение электромобилей.
Проблемы Volkswagen в Китае подчеркивают мрачные перспективы иностранных автопроизводителей в стране, где отечественные производители электромобилей доминируют в самом быстром в мире переходе на электромобили с высокотехнологичными и недорогими моделями. Volkswagen особенно уязвим, поскольку на Китай приходится около трети его продаж.
Таким образом, гораздо меньшее подразделение Volkswagen в США реализует свои самые большие амбиции по росту: автопроизводитель планирует более чем удвоить свою долю на рынке США до 10% к 2030 году.
Около дюжины инвесторов и аналитиков, опрошенных Reuters, выразили скептицизм по поводу того, что автопроизводитель нашел формулу для достижения бума продаж. По их словам, Volkswagen не хватает отличительной американской идентичности бренда или прорывных продуктовых планов на переполненном рынке, где предпочтение отдается автомобилям большего размера и который доказал свою устойчивость к электромобилям.
Один положительный момент: VW не придется конкурировать с китайскими электромобилями в США, которые в мае ввели для них 100%-ные тарифы.
В беседе с Reuters в феврале Антлитц сказал, что Volkswagen запустил инициативы по повышению своей конкурентоспособности в Китае в течение следующих двух лет. "До тех пор, - сказал он, — мы не ожидаем увеличения доли рынка - скорее наоборот".
В письменном ответе на вопросы на прошлой неделе представитель Volkswagen добавил, что автопроизводитель рассчитывает достичь паритета затрат с местными конкурентами на компактные автомобили к 2026 году и стремится оставаться крупнейшим международным автопроизводителем в Китае и третьим по величине в целом. "Прибыльность - наш главный приоритет", - сказал представитель. "Мы не будем расти ни за какие деньги".
Доля Volkswagen в Китае упала с 19% в 2019 году до 14,5% в прошлом году. Компания продемонстрировала скромный рост продаж в США, но ей потребуется увеличить этот показатель, чтобы достичь своей целевой доли рынка.
В США на долю электрифицированных автомобилей пришлось 11% поставок Volkswagen Group в 2023 году.
Объединение Rivian является частью этой стратегии в США, но не приведет к появлению каких-либо новых моделей для увеличения продаж. Вместо этого 50 на 50 предприятие разработает программное обеспечение и другие технологии для обоих автопроизводителей. Тем не менее, Volkswagen заявил, что надеется, что продукты, изготовленные по технологиям, разработанным предприятием, привлекут новых клиентов. Rivian отказался комментировать, как это может повлиять на продажи Volkswagen.
Volkswagen заявил, что планирует выпустить более 30 моделей с аккумуляторами для рынка США, не сообщив подробностей. Известно лишь, что Volkswagen выпустит две электрические модели, пикап и внедорожник, в конце 2026 года под шильдиком Scout, исторического американского бренда для бездорожья, которые будут построены на новом заводе в Южной Каролине стоимостью 2 миллиарда долларов и мощностью 200 000 единиц. Генеральный директор Scout Скотт Кеог сказал Reuters, что завод может увеличиться вдвое, но отказался сообщить, какой объем производства он ожидает к 2030 году.
Продолжая тему ретро, Volkswagen выпустит электрическую версию своего культового микроавтобуса под названием ID. Позже в этом году появится информация. Компания также планирует новые внедорожники с газовым двигателем, заявил глава VW в США Пабло ди Си в апрельском интервью Reuters, и, возможно, новые подключаемые гибриды.
"Я знаю, что у нас агрессивные цели", - сказал ди Си. "Наши планы очень серьезные".
Инвесторов нужно убедить. Volkswagen сталкивается с укоренившимися конкурентами в области гибридов (Toyota, Ford) и внедорожников (GM, Ford, Toyota). Спрос на электромобили снижается во всем мире, но особенно в США, где на них пришлось 8% всех продаж в 2023 году.
Джеффри Шарф, бывший инвестор Volkswagen, который сейчас владеет акциями Mercedes-Benz, назвал цель VW по увеличению доли рынка "безнадежно оптимистичной".
"Если бы у них было что-то вроде автономного вождения или какая-то другая уникальная функция раньше, чем у кого-либо другого, я бы это увидел", - сказал он. "Но у них больше нет узнаваемой ниши".
"ВЫДАВАТЬ ЖЕЛАЕМОЕ ЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ"
Затруднительное положение Volkswagen отражает потрясение отрасли, вызванное головокружительными темпами развития электромобилей в Китае, где отечественные бренды воспользовались государственными субсидиями и превосходными цепочками поставок аккумуляторов в страну. По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, на электромобили и гибриды приходится около 40% продаж новых автомобилей в Китае.
Доля иностранных брендов на рынке Китая упала до 44% за первые четыре месяца этого года с 62% в 2019 году. У VW дела обстоят лучше, чем у некоторых: продажи GM в Китае в этом году упали более чем наполовину.
На долю отечественных автопроизводителей сейчас приходится более половины крупнейшего в мире автомобильного рынка, что превосходит международных конкурентов.
Volkswagen тратит значительные средства, чтобы остановить кровотечение. В апреле он объявил об инвестициях в размере 2,7 миллиарда долларов в центр разработки и производства электромобилей в провинции Аньхой. Это последовало за инвестициями в размере 700 миллионов долларов в китайского производителя электромобилей Xpeng в декабре прошлого года на разработку платформа для электромобилей и программного обеспечения, а также двух моделей электромобилей к 2026 году.
Но на данный момент автопроизводитель должен смириться с уменьшением роли на китайском рынке электромобилей, сообщили Reuters шесть отраслевых аналитиков.
Volkswagen также сталкивается с трудностями в достижении своей цели по увеличению доли рынка в США.
Инвесторы и аналитики заявили, что Volkswagen необходимо производить продукты, вызывающие такой же энтузиазм, как и его исторические успехи, — от Beetle до микроавтобуса и Golf.
Компактные автомобили, включая Lavida и Sagitar, доминируют в продажах концерна в Китае, в то время как внедорожники, такие как Atlas, хорошо зарекомендовали себя в США, показывают данные о продажах.
Текущая линейка внедорожников VW, включая полноразмерный Atlas, адаптирована к американским вкусам, но эмблема компании не совсем премиум-класса или экономичной модели, сказал Роджер Норберг, директор по исследованиям акционерного капитала Thrivent Financial, инвестора VW, который назвал цель автопроизводителя по увеличению доли рынка "принятием желаемого за действительное".
Кеог сказал, что Scout будет поставлять автомобили большего размера, которые понравятся покупателям из США, ищущим автомобиль с американским колоритом. "Чтобы добиться роста, вы должны выйти в эти новые сегменты", - сказал Кеог.
Тем не менее, инвесторы подчеркнули, что полностью электрические грузовики и внедорожники привлекли относительно мало продаж, несмотря на громкие предложения Ford, GM, Tesla и Rivian. По словам Кеога, оба Scout будут стоить от 50 000 до 60 000 долларов. В VW отказались комментировать стоимость ID. Buzz.
Глава американского автопроизводителя Ди Си сказал, что новые внедорожники будут "критически важны с точки зрения объема, доли и прибыли", но не предоставил подробностей о продукте или ясности относительно того, где компания видит место для нового массового продавца.
Volkswagen уже предлагает внедорожники малого, среднего и большого размера. Более крупный Atlas увеличил продажи внедорожников автопроизводителя в США, которые выросли на 23% во втором квартале.
Volkswagen все еще колеблется в выборе подключаемых гибридов. Руководители когда-то хвалили гибриды как переход к полностью электрическим автомобилям, но переориентировали приоритеты на электромобили после скандала с выбросами дизельного топлива в 2015 году.
Сейчас автопроизводители, которые остановились на гибридах, включая Toyota и Ford, наблюдают скачок продаж.
"Вкладывать деньги в гибридные версии отдельных моделей было бы выгоднее, чем в Scout", - сказал Мориц Кроненбергер, портфельный менеджер инвестиционного союза акционеров VW. "Я пока не нашел никого, кто кричал бы "ура!" о планах Scout".