Предисловие : Необычно, что я начал свой очередной виток деятельности со сборника, но на то есть причины, которые я опишу позже в тексте. Подобные релизы, которые я тем не менее считаю очень ценными, показывают мне и другие грани коллекционирования, на которые стоит обратить внимание. Одна из них - это столкновение с искаженным жанровым представлением музыканта. Я подобное наблюдал с советскими артистами, которых хотели получше продать или втюхать как экзотику зарубеж, создав тем самым Soviet Groove, под который гребут буквально всех, у кого в музыке были либо ударные, либо какой-никакой но ритм. Являются ли "Дос-Мукасан" психоделическим роком? Буквально в одной композиции, а послушайте остальное. Или можно считать ВИА "Гая" джаз-фанком? То был единичный случай в их наследии, а все остальное очень хорошо ложится в канву советской песни, но с вполне себе прогрессивными аранжировками. И то же самое коснулось следующего артиста, о котором я напишу. Был ли я опьянен десятками рецензий и заведомо дезинформирован? Кажется, это не в первый раз, так что можно и привыкнуть. Так что начнём!
Имя Хосе Сида мне известно давно, в своё время в юности я слушал взахлеб в ВК различные прог-роковые альбомы из 70-х, которые не мог себе позволить на виниле и не встречал на CD, даже на пиратских. Как оказалось, то, что продавалось по 100-200 рублей на местной Туче, было лишь верхушкой айсберга, скрывавшегося от меня в пучине тонн информации.
Хосе Сид попадался мне со своим альбомом 1978-го года "10000 световых лет между Венерой и Марсом", который, судя по различных сайтам вроде Progarchives, взахлеб хвалили критики как чуть ли не лучших прог-альбом 70-х. Испытать какой-то сильный восторг при прослушивании я не смог, хотя посчитал по-своему интересной пластинкой, особенно из-за активного использования музыкантом меллотрона. Но по крайней мере, уже тогда я отметил для себя, что просто так называть что-то такими эпитетами люди не будут, даже если очень захотят. Потому в моей памяти иногда этот португалец всплывал.
В момент ,когда стало возможно позволить себе больше из того, что некогда воспринималось мною как абсолютно дефицитный материал, я то и дело обращался к различным пластинкам, которые хотел заиметь на желанном виниловом диске. И столь редкие Dr.Z и Catapilla вдруг оказались в избытке в новодельных изданиях. Выяснилось, что весь каталог Vertigo переиздавался не раз, и найти новые переиздания не составляет особого труда. В то время, как многие другие культовые пластинки как будто не представлены совсем.
Переиздание 10.000 Anos Depois Entre Vénus E Marte я не встречал нигде, хотя догадывался, что и до него должны были добраться руки пиратов. Даже мало-мальский зачуханный компакт нигде не фигурировал. И по правде говоря, вы не найдете с помощью Гугла хоть одну позицию Хосе Сида в продаже в России. Можно предположить, что он известен узкому кругу людей, но даже самые искушенные продавцы не берут его на реализацию, боясь, что товар обречен быть неликвидом у нас. Парадоксальная ситуация.
Между тем, одним этим альбомом дискография Сида не ограничивалась. Я слышал, но пока не вдавался в детали, что Хосе был одним из пионеров поп-музыки в Португалии.В конце 60-х, будучи уже опытным музыкантом, создал ансамбль Quarteto 1111, который, открыв британскую рок-сцену, активно стал внедрять в португальский поп элементы бита, рока и психоделии. Несколько синглов и пара лонгплеев начала 70-х были неплохими по звучанию, хотя до своих британских референсов не дотягивали.Исключением, наверное, была их пластинка 1975-го года - настоящий прог-рок. Впрочем, это уже вкусовщина. Однако, первый альбом "Куартето" был когда-то в продаже в переиздании, но быстро стал не просто филофонической редкостью, а скорее "призраком". Его, как и остальной музыки Сида, не было.
До 1978-го года, начав сольную карьеру, Хосе занимается абсолютно разными вещами. У него были первые два альбома, которые были скорее поп-фолковыми, случались спорадические забеги в прог-рок и психоделику в 1976-м, но по большей части материал, который он делал, можно отнести к эстраде. С группой Green Windows он записал несколько синглов, позже ставших безумно дорогими, как и всё, к чему он прикасался до 1978-го года. Почему эта дата особенно выделяется? Дело в том, что после своего прог-рокового "магнум опуса", Сид ушел в поп-музыку окончательно, забыв про меллотроны, симфонизмы и прогрессивность, а в 1980-м принял участие в "Евровидении".
Соответственно, всё, что делалось им до того момента, стало упорно критиками, продавцами и музыковедами подводиться под категории психоделического и прогрессивного роков. И это сыграло злую шутку, например, со мной.
Найти пластинку Хосе Сида, даже если это сборник, коих у него было в 80-е много, ибо тогда он был успешным певцом, для меня - событие. Хотя бы по тому, что я описал ранее. Его нет. Его не существует, это дефицитный товар, который лишний раз даже на Ebay не заказать, не говоря про дискогз. Найти пластинку Хосе Сида на развале среди хлама и неликвида - закономерность. Только там такое и нужно искать!
Итак, у меня в руках его сборник 1984-го года. Я редко беру сборники, если только это не какой-то абсолютно забытый артист из той эпохи, у которого ничего, кроме 45-к, не было. Но здесь я решился. 18 песен, представленных на пластинке, рассказывают нам, как слушателям, кем был Хосе Сид с 1968-го по 1976-й. Как раз самый культивируемый период его жизни. Жаль, нет фрагментов из пластинки 1978-го года.
Первые две композиции - A Lenda De El-Rei D. Sebastiao и Balada Para D.Ines - синглы Quarteto 1111 1968-го года. Бит с действительно неким психоделическим флером, который скорее додумываешь, нежели ощущаешь.
Первый сольный альбом Хосе 1971-го года представлен песнями Lisboa Ano 3000, Amigos, Meu Amor, Ola Vampiro Bom. Пение барда под акустическую гитару с некоторыми вкраплениями бас-гитары, оркестр, различные звуковые эффекты. Очень много низких частот.
Несколько синглов середины 70-х, как Camarada, Intem Hoje e Amanha или A Festa do Ze, скорее относятся к эстраде, нежели к прог-року. Пение под фортепиано, иногда вступает ансамбль. Особых психоделизмов не услышишь.
Синглы, сделанные с Green Windows, как Vinte Anos, Imagens, Quadras Populares и No Dia em Que o Rei Fez Anos показывают поп-сторону Хосе. Это был по сути ВИА, а музыкально это ближе к какому-нибудь Лесу Хэмфри.
Особенно сильно выделяется из общего сингл Doce e Facil Reino do Bla,Bla, Bla, сделанный с теми же Green WIndows, но являющийся весьма мощным хард-роком. Сильное исключение из правил!
Что же я хочу всем этим сказать? В попытке найти очередной Грааль психоделического и прогрессивного рока, забытый и не замеченный, не стоит заставлять себя видеть эти направления музыки в любом другом, что тогда было сделано. Хосе Сид - прекрасный поп-музыкант, который сделал для португальской музыки многое. Но не нужно из-за его особой музыкальности под одну гребенку грести всё, что он делал. Если бы я отнесся к этой пластинке, бедному сборнику, как компиляции просто забавных песен из далекой и неизвестной нам страны, то не испытал бы диссонанс. Но я услышал там всё, что угодно, кроме психоделика и прога. Хотя прекрасно понимал, на что иду.
Между тем, было бы приятно еще найти что-то из Сида тех лет. Думается, что подобный материал незаслуженно принижается нашими слушателями. А на деле, подобные открытия могут стать дверью в новые неизведанные музыкальные культуры.