Олега Валерьяновича — только любить, восхищаться, слушать, смотреть и учиться у него мудрости.
Двадцать шестого сентября советскому и российскому актёру кино и театра исполнилось девяносто лет. Девяносто, друзья! Так хочется дать продлить его жизнь ещё минимум на девяносто…чтобы продлить эту невероятную эпоху интеллигенции, ума и феноменальной образованности.
Когда я училась в педагогическом, совершенно случайно попала на его творческий вечер. Он приезжал в РГПУ им. А.И. Герцена читать. И Евтушенко читал, и Бродского, и Ахматову, и Цветаеву, и Пушкина. Человек в семьдесят семь лет от начала до конца прочёл “Медного всадника”. Не остановившись, ни разу не запнувшись и ничего не забыв.
А ещё, несколько лет назад у меня была традиция тридцать первого декабря не в баню ходить, а в БДТ им. Товстоногова на их с Алисой Бруновной Фрейндлих спектакль “Лето одного года”. Два или три года подряд я заранее покупала билеты и с замиранием сердца смотрела на этих двоих. Даже, по-моему, не дышала. Так не хотелось что-то упустить, проглядеть или прослушать.
И сегодня в этой статье, отдавая дань великому актёру, я хочу вспомнить свои любимые роли Олега Басилашвили в кино. Безусловно, у каждого они свои, каждый любит что-то по-разному, но у меня в сердце — именно эта великолепная четвёрка.
Советская классика: “Осенний марафон”, 1979 год
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Вряд ли, комедия, конечно. Если только очень печальная. Андрей Бузыкин (Олег Басилашвили) — педагог и переводчик. Весьма талантливый. Только вот переживающий очередной этап личностного роста (или падения, это смотря с какой стороны посмотреть) — кризис среднего возраста. Андрей мягок, податлив и нерешителен. По этой причине его умом и талантом активно пользуется сокурсница (Галина Волчек), по этой же причине он не может уйти от нелюбимой уже жены (Наталья Гундарева) к другой женщине (Марина Неёлова). По этой же причине терпит ежедневные приходы соседа-алкаша (Евгений Леонов). Ему сложно, он боится нового, боится менять устоявшийся уже уклад своей невёселой жизни. Эта невероятно трогательная, грустная и знакомая многим история о вечных сомнениях, метаниях и страхе перемен.
По рекомендациям ВГИКа: “Вокзал для двоих”, 1982 год
Жанр: драма, мелодрама
Не сразу полюбилась мне эта история. Но здесь, видно, это чувство должно прийти с возрастом. Интеллигент из Москвы Платон Рябинин (Олег Басилашвили) знакомится с хамоватой работницей буфета Верой (Людмила Гурченко) при весьма неприятных обстоятельствах. У них совершенно разные жизни, разные привычки, разное всё. Но порой жизнь играет с людьми одновременно и смешную, и злую шутку: полюбить можно того, кто казалось бы, абсолютно не подходит тебе. И именно эта грубая, озлобленная и потрёпаная жизнью женщина может любить всей душой. Любить искренне, истово и навсегда.
Вспоминая школьную программу: “Идиот”, 2003 год
Жанр: драма, мелодрама
Давайте согласимся с тем, что читать Достоевского порой мучительно сложно. И абсолютно точно его произведения далеки от понимания школьных умов, которых мучают, заставляя читать “Преступление и наказание” и “Идиота”. Это всё должно прийти гораздо позже. Пожив и побившись о камни люди придут к полной осознанности восприятия того, о чём писал Фёдор Достоевский.
Так вот, кино. “Идиот” — многосерийный фильм, снятый потрясающим Владимиром Бортко. Бортко сделал феноменально хорошо всё: подобрал актёров, тщательно продумал сценарий, который текст к тексту прилегает к роману. Атмосфера, грим, костюмы, свет — нет огрех в этом фильме. Не к чему придраться и не до чего докопаться. Олег Басилашвили исполнил не главную, но не менее значимую роль генерала Епанчина.
Смотреть обязательно и проникаться духом.
Рукописи не горят: “Мастер и Маргарита”, 2005 год
2005 год! Ни в коем случае не паршивая переделка, вышедшая в 2023 году, которую нужно вычеркнуть из памяти, сжечь (и она, в отличие от настоящих рукописей, сгорит синим пламенем) и выбросить на обочину жизни.
“Мастер и Маргарита” — многосерийный фильм, снятый всё тем же Владимиром Бортко. Олег Басилашвили исполнил в ней роль Воланда. Исполнил тонко и грамотно. Кстати, знаете ли вы, что роль Воланда изначально должна была принадлежать Валентину Гафту, который в итоге сыграл Каифу и человека во френче? Ощущение от просмотра аналогично ощущениям после просмотра “Идиота”. Здесь нет огрехов, нет неправильного, нет ошибок и шероховатостей. Шедевральная экранизация великого романа.